Глава 1. теоретические основы расчетного счета предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы ведения расчетного счета предприятия..........5
1.1. Сущность и понятие расчетного счета предприятия....................................5
1.2. Порядок открытия расчетного счета..............................................................6
1.3. Учет операций по расчетному счету............................................................12
1.4. Документальное оформление операций на расчетном счете.....................15
Глава 2. Организация учета операций на расчетном счете в ООО «____»......30
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО « _________»..................................................
2.2. Анализ ведения расчетного счета в ООО «________» ................................
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета хозяйственных операций на расчетном счете в ООО «________» .........................................
Заключение………………………………..............................................................
Список использованной литературы……..............................………...........……
Приложение............................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Т.е. каждое предприятие стремится получать большую прибыль от своей деятельности. Эта прибыль должна покрывать все расходы и обеспечивать развитие своей организации. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи:
- проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
- обеспечение сохранности денежных средств, бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации;
Задачами этого участка бухгалтерии является контроль за оплатой счетов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета или из кассы, управление денежной наличностью организации.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п.
Каждая организация при этом является с одной стороны --поставщиком для ряда предприятий и, с другой стороны - покупателем для других. Денежные расчеты осуществляются либо в форме безналичных платежей, либо с участием наличных денег. Согласно Указа Президента РФ № 662 предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм должны производить расчеты по своим обязательствам в безналичном порядке.
Для обслуживания предприятий создана система коммерческих банков, которая производит расчеты через расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЦБ РФ. Бухгалтерия предприятия должна вести строгий учет расчетов со сторонними организациями, осуществлять контроль наличия и использования денежных средств. Таким образом, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций являются:
- учет и контроль наличия и движения денежных средств в кассе и на счетах в учреждениях банков;
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- контроль правильности и своевременности перечисления средств, финансовым органам, банкам, работникам и другим, физическим и юридическим лицам;
- контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах;
контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Денежные средства предприятий представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получения денежных средств.
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия — одно из важнейших характеристик его финансового положения.
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с размером текущих обязательств предприятия.
Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты как внутри самого предприятия, так и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукций, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.
Это и определяет актуальность темы данной работы.
Целью данной дипломной работы является закрепление и подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по расчетному счету.
В данной работе выделено введение, три главы и заключение.
Предметом данного исследования является организация учета хозяйственных операций на расчетном счете. Объектом исследования является ООО «Алькасар Ульяновск».
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ в ООО «Алькасар Ульяновск»
С 1 января 2001 года в России действует новый План Счетов Бухгалтерского Учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н.
План Счетов Бухгалтерского Учета 2001 является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
На основании Плана Счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План Счетов Бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации вводить при необходимости вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане Счетов Бухгалтерского учета, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а так же вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.
Для более четкого контроля за движением денежных средств, расчетов с покупателями и поставщиками, получения своевременной и упорядоченной информации о деятельности организации, считаю целесообразным в ООО «Алькасар Ульяновск» введение к счету 51 « Расчетный счет» следующих субсчетов:
51.1 – расчеты с постоянными поставщиками;
51.2 – расчеты с покупателями;
51.3 – расчеты с бюджетом.
Открытие данных субсчетов позволяет решать такие задачи как:
w контроль за соблюдением установленных правил расчетных отношений и правильным документальным оформлением финансово-хозяйственных операций;
w своевременность расчетов со всеми контрагентами и предотвращение появления просроченных сумм дебиторской или кредиторской задолженности, а так же связанных с этим уплаты пеней и штрафов;
w значительно увеличить прибыль предприятия и сократит привлечение заемных средств, и соответственно повысить финансовую устойчивость и деловую активность предприятия.
Следует отметить основные задачи контроля хозяйственных операций по учету денежных средств на расчетном счете в банке:
1. Проверка наличия и функционирование счета в банке;
2. Контроль обеспеченности средствами для своевременных расчетов с работниками и сторонними лицами;
3. Установление целевого характера платежей и эффективности выбранных инструментов;
4. Установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по расчетному счету;
5. Проверка правильности учета операций по расчетному счету в банке;
6. Контроль своевременности движения денежных средств на расчетном счете в банке и отражения их в бухгалтерском учете.
Источниками информации в ходе проверки являются:
1. Договор на открытие счета в банке;
2. Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс – форма № 1, отчет о движении денежных средств – форма № 4;
3. Статистическая отчетность: отчет о движении денежных средств – № 1-ф;
4. Регистры бухгалтерского учета: главная книга, журнал ордер № 2 и соответствующая ему ведомость № 2;
5. Документы: выписки банка с приложенными к ним оправдательными документами, книга регистраций платежных инструкций, договоры на банковское обслуживание.
Для оптимизации процесса выдачи зарплаты необходимо выдать сотрудникам пластиковые карточки и перечислять деньги сотрудникам непосредственно с банковского счета предприятия.
Для оптимизации расчетов с поставщиками необходимо объединение всех процессов, связанных с закупкой товаров и услуг, в рамках одной структуры.
Предприятию необходимо упорядочить процессы инкассации денежных средств и заполнения чеков, ведения кассовой книги и работы с подотчетными лицами.
Также предлагается внедрить на предприятии в области автоматизации информационно-правовую систему по законодательству РФ «Гарант», либо «КонсультантПлюс», и особенно немаловажна бухгалтерская справочная система «Система Главбух» - это электронная база эксклюзивных рекомендаций по оптимизации бухучета и налоговому планированию.
Одной из важнейших задач контроля является проверка соответствия корреспонденции счетов по операциям на счетах в банках действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета. Следует учитывать с какими счетами корреспондирует счет 51 «Расчетный счет».
Счет 51 «Расчетный счет» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств на расчетном счете организации, открытом в кредитной организации.
По дебету счета 51 «Расчетный счет» отражается поступление денежных средств на расчетный счет организации. По кредиту счета 51 «Расчетный счет» отражается списание денежных средств с расчетного счета организации.
Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Аналитический учет по счету 51 «Расчетный счет» ведется по каждому расчетному счету.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, важно отметить, что операции по расчетному счету имеют огромное значение для бухгалтерского учета.
Большинство предприятий в той или иной степени имеют хозяйственные связи с поставщиками материалов, покупателями продукции или потребителями услуг и непосредственно находятся с ними в расчетных отношениях. Эти отношения строятся на обязательствах покупателей – оплатить стоимость полученных материалов, ценностей, выполненных работ и услуг в установленные сроки, а также на праве поставщика востребовать платеж от покупателя.
Реформирование старого и введение нового Плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с международными требованиями и при участии иностранных экспертов позволило нашему бухгалтерскому учету приблизиться к международным стандартам, что отразилось на ведении бухгалтерского учета расчетных операций, а именно на улучшении качества и рационализации ведения бухгалтерского учета расчетных операций.
В данной дипломной работе были рассмотрены основные момента учета хозяйственных операций по расчетным счетам, приведены основные нормативные акты, а так же на примере ООО «Алькасар Ульяновск» приведена основная корреспонденция, показано ведение бухгалтерского учета по счету 51 «Расчетный счет» и предложены рекомендации по совершенствованию учета операций на расчетном счете.
Внешний контроль хранения и использования денежных средств предприятия осуществляется налоговыми органами и кредитно-финансовыми учреждениями, внутренний контроль – главным бухгалтером предприятия.
На основании проведенного анализа в третьей главе даются рекомендации по повышению эффективности учета, анализа и использования денежных средств.
В целом можно сделать вывод, что в ООО «Алькасар Ульяновск» существует четкая эффективная система работы и учета денежных средств, поступивших на расчетный счет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.2008 г. № 129-ФЗ
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с Инструкциями по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94-н.
3. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2010. – 1024 с.
4. Астахов В.П. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – М.: Март, 2009. – 416 с.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 480 с.
6. Бухгалтерский учёт: Учебник /Под ред. А.Д.Ларионова. – М.: «Проспект», 2010. – 392 с.
7. Вещунова Н.В., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учёт на предприятиях различных форм собственности. – М., 2009. – 688 с.
8. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на предприятии. – М.: Экор, 2010. – 432 с.
9. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учёт. – СПБ: «Питер», 2008. – 224 с.
10. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М.: Омега-Л, 2008. – 432 с.
11. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет прогнозирования финансового результата: Учеб. пособие. – М.: Экзамен, 2009. – 320 с.
12. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия: Учебник. – М.: «Филинъ», 2007. – 507 с.
13. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: «ЮНИТИ», 2008. – 248 с.
14. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 720 с.
15. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: Учеб. пособие. – М.: «ИНФРО», 2008. – 635 с.
16. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: «Феникс», 2008 – 320 с.
17. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: «Юнити», 2009. – 272 с.
18. Ульянов И.П., Попова Л.В. Бухгалтерский учёт. Пособие для бухгалтера и менеджера. – М.: «Бизнес-информ», 2009. – 292 с.
19. Финансы предприятия: Учебник для ВУЗов /Под ред. Н.В. Колчина и др. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2010. – 447 с.
20. Финансы в управлении предприятием/Под ред. А.М. Ковалевой – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 160 с.
21. Журнал для руководителей, бухгалтеров, экономистов, аудиторов образовательных и научных учреждений «Советник в сфере образования», 2010. – 98 с.
22. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: «Издательство Академия», 2009. – 336 с.
23. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 314 с.
24. Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2008. – 200 с.
25. Вольтер О.Э., Понеделкова Е.Н. Финансовый менеджмент. Учеб. и учеб. пособия для студентов ВУЗов – М.: «Колос», 2008. – 358 с.
26. Теплова Т.В. Финансовые решения: стратегия и практика: Учебное пособие. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2009. – 264 с.
27. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учеб. пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008. – 958 с.
28. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. Я. В. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 768 с.
29. Пошерстник Н. В. Бухгалтерский учет на современном предприятии: учеб. – практ. Пособие. – М.: «Проспект», 2010. – 532 с.
30. Соколов Я. В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 496 с.
31. Бухгалтерский учет. Хрестоматия /Под ред. В. И. Видяпина. – Спб.: Питер, 2010. – 864 с.
32. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Бухгалтерский учет: Учеб. практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Проспект», 2008. – 504 с.
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы ведения расчетного счета предприятия..........5
1.1. Сущность и понятие расчетного счета предприятия....................................5
1.2. Порядок открытия расчетного счета..............................................................6
1.3. Учет операций по расчетному счету............................................................12
1.4. Документальное оформление операций на расчетном счете.....................15
Глава 2. Организация учета операций на расчетном счете в ООО «____»......30
2.1. Краткая экономическая характеристика ООО « _________»..................................................
2.2. Анализ ведения расчетного счета в ООО «________» ................................
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета хозяйственных операций на расчетном счете в ООО «________» .........................................
Заключение………………………………..............................................................
Список использованной литературы……..............................………...........……
Приложение............................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п.
Бухгалтерский учет денежных средств имеет большое значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Т.е. каждое предприятие стремится получать большую прибыль от своей деятельности. Эта прибыль должна покрывать все расходы и обеспечивать развитие своей организации. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли.
Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций выполняет следующие основные задачи:
- проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
- обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
- своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашение кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
- обеспечение сохранности денежных средств, бесперебойное обеспечение денежной наличностью неотложных нужд организации;
Задачами этого участка бухгалтерии является контроль за оплатой счетов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета или из кассы, управление денежной наличностью организации.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия вступают во взаимоотношения друг с другом, кредитными учреждениями, финансовыми органами, органами социального страхования и обеспечения и другими юридическими и физическими лицами. Эти взаимоотношения возникают в связи с реализацией продукции, выдачей заработной платы, осуществлением различных финансовых операций и т.п.
Каждая организация при этом является с одной стороны --поставщиком для ряда предприятий и, с другой стороны - покупателем для других. Денежные расчеты осуществляются либо в форме безналичных платежей, либо с участием наличных денег. Согласно Указа Президента РФ № 662 предприятия, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм должны производить расчеты по своим обязательствам в безналичном порядке.
Для обслуживания предприятий создана система коммерческих банков, которая производит расчеты через расчетно-кассовый центр (РКЦ) ЦБ РФ. Бухгалтерия предприятия должна вести строгий учет расчетов со сторонними организациями, осуществлять контроль наличия и использования денежных средств. Таким образом, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств и расчетных операций являются:
- учет и контроль наличия и движения денежных средств в кассе и на счетах в учреждениях банков;
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- контроль правильности и своевременности перечисления средств, финансовым органам, банкам, работникам и другим, физическим и юридическим лицам;
- контроль соблюдения форм расчетов, установленных в договорах;
контроль состояния дебиторской и кредиторской задолженности.
Денежные средства предприятий представляют собой совокупность денег, находящихся в кассе, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, в выставленных аккредитивах и особых счетах, чековых книжках, переводах в пути и денежных документах.
В широком смысле к денежным активам относятся также вложения в легко реализуемые ценные бумаги и требования на получения денежных средств.
Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия — одно из важнейших характеристик его финансового положения.
Денежные средства являются единственным видом оборотных средств, обладающим абсолютной ликвидностью, то есть немедленной способностью выступать средством платежа по обязательствам предприятия. Поэтому именно их объемом определяется платежеспособность предприятия. Для определения ее уровня объем денежных средств сопоставляется с размером текущих обязательств предприятия.
Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты как внутри самого предприятия, так и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукций, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.
Это и определяет актуальность темы данной работы.
Целью данной дипломной работы является закрепление и подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по расчетному счету.
В данной работе выделено введение, три главы и заключение.
Предметом данного исследования является организация учета хозяйственных операций на расчетном счете. Объектом исследования является ООО «Алькасар Ульяновск».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНОГО СЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ