Формирование бухгалтерского учета как науки.

Формирование бухгалтерского учета как науки.

История бухгалтерского учёта насчитывает почти 6 тыс. лет и относится к 4 веку д.н.э. Появление учёта связано с хозяйственной деятельностью человека.В первых тысячелетиях развивался униграфический учёт (простая бухгалтерия), который воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали.

Простая бухгалтерия возникала в 5 этапов:

-инвентарный учёт –контокоррент -деньги, выступающие объектом учёта -деньги как объект учёта слились с учётом расчётов -Деньги и контокоррент поглотили учёт инвентаря.

Простая бухгалтерия представляла собой систему сплошного и систематического наблюдения за ходом хозяйственного процесса. Она позволила создать единую систему учёта и взять под контроль все материальные и денежные средства, а так же расчёты. Но в учёте отсутствовало зеркальное отражение, не раскрывался экономический и юридический смысл приводимых в нём фактов, отсутствовали итоги.

476г. начало Средневековья. Росту точности и юридической обоснованности учётных записей способствовала концепция римского права и возникновение торгового (хозяйственного права)

Во втором тысячелетии создание посреднических судов. Они вырабатывали определённые правила и требования к записям, хронологический порядок записей, отсутствие пропусков в бух. Книгах между записями, документальное подтверждение всех записей.

В эпоху средневековья формируется 2 основных направления учёта: камеральная и простая бухгалтерия. В камеральной основным объектом учёта признавалась касса, ожидаемые поступления, а так же выплаты из неё.регистрации подлежали все поступления и выплаты денежных средств, а доходы и расходы устанавливались заранее.

Простая бухгалтерия предполагала учёт имущества, включая кассу, а доходы и расходы становились для бухгалтера искомыми. Все имущественные счета велись по принципу дебет-кредит, но в информационную учётную систему не включались счета собственных средств.

Построение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.

Национальная система бухгалтерского учета как руководство, включающее определение бухгалтерских терминов, правил оценки и образцов форм бухгалтерской отчетности.

В соответствии с законом «О бух. учёте» в РФ применяется классическая система ведения бух. учёта, принятая во многих странах.

Основными элементами являются:

-документирование

-оценка

-счета бух. учёта и 2-я запись

-инвентаризация

-Баланс и отчётность.

При выборе способов ведения бух. учёта на предприятии (формирование учётной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

*имущественная обособленность предприятий

*непрерывность деятельности предприятия

*последовательность применения учётной политики

*временная определённость, т.е. факт хозяйственной деятельности относится к тому отчётному периоду, и отражается в бух. учёте, в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты ден. средств, связанных с этим фактом.

К формированию учётной политики предъявляются следующие требования:

Полнота отражения всех фактов хоз. деятельности.Своевременность.Осмотрительность.Приоритет содержания над формой.Непротиворечивость.Рациональность.Документирование.Порядок создания, принятия и отражения в бух.учёте первичных документов регламентируется положением о документах и документообороте. Записи о совершённых хоз. Операциях производится в регистрахбух.учёта строго на документальной основе. Первичные документы фиксируют факт совершения хоз. Операций. Они должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно, в момент совершения операции, или после её окончания.

Группыпервичныхдокументов:

1.Организационно-распорядительные(приказы, распоряжения, указания)это док-ты разрешают проведение операции и не отражаются в бух. учёте.

2.Оправдательные (накладные, требования, приходные ордера, акты приёмки)эти документы отражают факт совершения хоз. Деятельности и заносятся в регистры бух.учёта.

3.Документы бух. оформления (различные расчёты, справки)эти документы так же отражаются в бух. учёте.

Оценка и методы оценки

1.фактическая (первоначальная )себестоимость-уплаченная или начисленная при приобретении или производстве объектов

2.текущая (восстановительная) стоимость- которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости какого-либо объекта.

Содержание основополагающих принципов бухгалтерского учета.

1. принцип начисления.Один из основополагающих принципов. Все операции в бух. Учёте должны отображаться в момент их совершения, а не тогда, когда произойдёт ожидаемое от этой операции действие. Пр. отгрузили товар покупателю. Операция подлежит учёту в момент отгрузки, а не в момент получении прибыли.

2. принцип непрерывности.Учёт должен вестись только на том предприятии, которое видит себя действующим в обозримом будущем и не собирается прекращать деятельность.предприятие функционирует в настоящее время и в ближайшей перспективе.

4.Принцип существенности.Информация бухгалтерского учёта представляет собой большую ценность, поэтому при ведении учёта следует заботиться о том, чтобы она подавалась по существу и представляла собой интерес пользователя.

Принципобъективности.Все без исключения проходящие на предприятии операции должны найти отображение в бух. Учёте и подтверждаться документально.

ПринципсопоставимостиПоскольку бух. Учёт должен быть полезным для управления и анализа деятельности, его данные должны отображаться так из периода в период, чтобы их можно было сопоставить. С этой целью и разрабатываются унифицированные отчётные формы, учётная политика на предприятии.

Принцип единства измерения.Несмотря на то, что в процессе ведения деятельности информация поступает в денежных, натуральных и трудовых измерителях, ее сопоставление и анализ может проводиться только с использованием денежных показателей. Так реализуется и другие принципы, важные для принятия решений- принципы сопоставимости и последовательности

.Принцип конфиденциальности Данные бух. Учёта представляют собой коммерческую тайну. Если исключения возможны, они оговариваются с бухгалтером заранее. За нарушение Этого принципа в РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

1. денежная оценка - имущество, капитал и финансовые обязательства предприятия подлежат оценке в денежном выражении. Бухгалтерский учет имущества, капитала, финансовых обязательств и фактов хозяйственной деятельности ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

2. имущественная обособленность - предприятие рассматривается как обособленный объект учета. Имущество и обязательства данного предприятия учитываются отдельно от имущества и обязательств владельцев и других предприятий;

3. двойная запись – бухгалтерский учет имущества, обязательств и фактов хозяйственной деятельности отражается способом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

4. сплошная регистрация фактов хозяйственной жизни - бухгалтерский учет имущества, финансовых обязательств и фактов хозяйственной деятельности носит сплошной, непрерывный характер.

5. документальное оформление - Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы, составляемые в момент совершения операций финансово-хозяйственной деятельности или непосредственно после их окончания.

6. временная определенность - хозяйственные операции финансово-хозяйственной деятельности предприятия учитываются в том отчетном периоде, в котором онн имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

7. непротиворечивость - бухгалтерский учет должен обеспечить тождество данных синтетического и аналитического учета.

8. инвентаризация - имущество и финансовые обязательства подлежат обязательной инвентаризации, результаты которой отражаются в бухгалтерском учете.

9. осмотрительность - профессиональное суждение бухгалтера строится на том, что доходы признаются только тогда, когда есть обоснованная уверенность в их получении, а расходы -когда есть обоснованная возможность их производства;

10. приоритет содержания перед формой - в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Основные понятия.

Бух (финн) отчетность – инфо о финн положении экономического субъекта на отчетную дату, финн результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными ФЗ.

Уполномоченный федеральный орган – фед орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять функции по выработке гос политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бу и бо.

Стандарт бу – документ, устанавливающий минимально необходимые требования в бу, а также допустимые способы ведения бу.

Международный стандарт – стандрат бу, применение кото является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

План счетов бу – систематизированный перечень счетов бу.

Отчетный период – период, за который составляется бух финн отчетность.

Руководитель эк субъекта – лицо, являющееся единоличным исполнительным органом эк субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел эк субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

Факт хоз жизни – сделка событие. Операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение эк субъекта, финн результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Организаци гос сектора – гос (мун) учреждения, гос академии наук, гос органы, органы местного самоуправления, органы управления гос внебюдж фондов, органы управ территориальных гос внеб фондов.

Концептуальные и методологические основы построения применяемого в России Плана счетов бухгалтерского учета.

Российский План счетов строится по модели "кругооборота средств организации". Восемь разделов Плана нумеруются с учетом порядка выполнения этапов производственного цикла. Производственный процесс начинается со взаимодействия внеоборотных активов (разд. I) и производственных запасов (разд. II), которые в процессе обработки (переработки) переходят в стадию незавершенного производства и в учетном процессе представлены в виде произведенных затрат (разд. III).

Далее полученная готовая продукция (разд. IV) при реализации трансформируется в запас денежных средств (разд. V), после произведенных расчетов (разд. VI) средства капитализируются (разд. VII). Затем полученные финансовые результаты (разд. VIII) при расширенном производстве инвестируются во внеоборотные активы, замыкая производственный кругооборот.

Российский План счетов базируется на концепции "права собственности", основу которой составляет положение о том, что на балансе учитываются только те активы и пассивы, право собственности на которые перешло к компании.

План счетов бухгалтерского учета – это утвержденная система бухгалтерских счетов, которая предусматривает их цифровое обозначение, количество и группировку в зависимости от целей и объектов учета.

Бухгалтерские счета могут быть синтетическими или аналитическими. Синтетические счета – это счета первого порядка, а аналитические счета – это счета второго порядка или субсчета, которые непосредственно связаны с синтетическими.

Грамотное построение плана счетов позволяет достичь согласованности учетных показателей и показателей действующей отчетности.

Организации на локальном уровне могут изменять субсчета, вводить дополнительные их виды, объединять или даже исключать отдельные виды аналитических счетов.

план счетов бухгалтерского учета не имеет характера нормативно-правового документа. Но важно отметить, что в практической работе бухгалтерий этот документ имеет первостепенное значение.

Традиционно выделяются такие планы счетов бухгалтерского счета:

1. план счетов бюджетного учета;

2. план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций;

3. общий план счетов бухгалтерского учета, применяемый в финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Под планом счетов бюджетного учета понимается разновидность плана счетов, которая необходима для отражения операций, сопутствующих ведению бюджетного учета в органах государственной власти, управления внебюджетных фондов, местного самоуправления и бюджетных учреждениях. Кроме того, те финансовые органы и органы управления внебюджетных фондов государственного назначения, которые составляют и исполняют бюджеты, также используют план счетов бюджетного учета.

Для всех предприятий и организаций, находящихся на территории Российской Федерации, в настоящее время действует план счетов бюджетного учета, который утвержден Приказом Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (принят 30.12.2008 года, № 148н).

При формировании номера счета по плану счетов бюджетного учета используется 26-разрядная структура. Разряд с 1 по 17 указывают на код классификации доходов и расходов бюджета, а также код классификации источников финансирования бюджетов.

Разряд 18 характеризует вид деятельности. Разряды с 19 по 21 показывают код синтетического, а с 22 по 23 – код аналитического счета в плане счетов. Код классификации операций сектора государственного управления указан в разряде с 24 по 26. Код счета бюджетного учета образуют разряды с 18 по 26.

При появлении такой необходимости внутренние пользователи финансовых органов, органы и учреждения казначейства могут использовать разряды внутри кода аналитического счета. Помимо этого, если необходимая для правильного отображения операции типовая корреспонденция отсутствует, то можно определить ее самостоятельно по правилам, не противоречащим специальной инструкции по бюджетному учёту.

В кредитных организациях план счетов бухгалтерского учета – это специализированный план счетов, который разрабатывается Центральным Банком России, и является обязательным для использования в кредитных организациях, функционирующих на территории Российской Федерации.

Особыми счетами бухгалтерского учета пользуются все страховые организации. Эти счета были введены дополнительно к общему плану счетов, и они позволяют учесть ключевые особенности работы в отрасли страхования. Общий план счетов, его дополнительные составляющие, а также инструкции по его применению утверждаются Министерством Финансов Российской Федерации и является обязательным для исполнения. План счетов бухгалтерского счета является одним из ведущих средств реализации государственной учетной политики.

Все предприятия и организации различных форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, которые используют план счетов, ведут учет бухгалтерской деятельности методом двойной записи. Этот способ считается наиболее оптимальным способом группировки и регистрации фактов хозяйственной деятельности на предприятии, в котором участвуют и синтетические, и аналитические счета (субсчета).

План счетов бухгалтерского учета составляет основу для разработки рабочего плана счетов внутри каждой организации. Рабочий план счетов необходим для ведения всестороннего бухгалтерского учета и отчетности, и также составляется из счетов синтетического и аналитического характера.

Действующий ныне план счетов бухгалтерского учета включает 8 разделов синтетических счетов, каждый их которых включает экономически однородные виды обязательств, операций и имущества: внеоборотные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция и товары, денежные средства, расчеты, капитал и финансовые результаты.

Главным критерием классификации счетов в разделе служат экономические особенность тех объектов, которые должны быть учтены бухгалтерскими проводками. Каждый синтетический счет, за исключением раздела «Расчеты», включает 10 аналитических субсчетов. Раздел «Расчеты» состоит из 20 аналитических субсчетов. Забалансовые счета выделены в обособленную, отдельную группу.

Учет капитальных вложений

Учет финансовых вложений

Регулируется ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений».

Финансовые вложения – это инвестиции в ценные бумаги, в уставный капитал или складочный капитал других организаций и предоставленные другим организациям займы.

Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права (дивиденды);

2) переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);

3) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).

К финансовым вложениям организации относятся:

- государственные и муниципальные ценные бумаги,

- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);

- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

- займы предоставленные другим организациям,

- депозитные вклады в кредитных организациях,

- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.

К финансовым вложениям организации НЕ относятся:

- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;

- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;

- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и иные аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.

Единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно (серия, партия и т.п. однородная совокупность финансовых вложений) таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

ФВ принимаются к БУ по первоначальной стоимости.

Если приобретаем за плату, то ПС формируется в сумме фактических затрат (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу, суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ФВ, вознаграждения посреднической организации и иные затраты).

По договору мены – ПС определяется по стоимости активов, переданных или подлежащих передаче организацией.

По договору дарения – ПС выступает текущая рыночная стоимость объекта на дату принятия к БУ либо сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи полученных ценных бумаг на дату их принятия к бухгалтерскому учету, - для ценных бумаг, по которым организатором торговли на рынке ценных бумаг не рассчитывается рыночная цена.

Если поступает в качестве вклада в УК – ПС представляет собой денежную оценку, согласованную учредителями, если иное не предусмотрено законодательством.

Для синтетического учета используется активный счет 58 «Финансовые вложения». К счету 58 "Финансовые вложения" могут быть открыты субсчета:

· 58-1 "Паи и акции";58-2 "Долговые ценные бумаги";58-3 "Предоставленные займы";

· 58-4 "Вклады по договору простого товарищества".

В случае, если проверка на обесценение ФВ подтверждает устойчивое существенное снижение их стоимости, организация образует резерв под обесценение финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Расчетная стоимость = учетная стоимость – сумма снижения.

Резерв под обесценение ФВ формируется на счете 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Д91.2 К59 Формирование резерва под обесценение финансовых вложений за счет финансовых результатов (прочих расходов)

Д59 К91.1 Корректировка (уменьшение) резерва под обесценение финансовых вложений, т.к. по результатам проверки на обесценение выявилось повышение их расчетной стоимости

Д59 К91.1 Списание резерва, т.к. финансовое вложение больше не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости, а также при выбытии ФВ

Коммерческая организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов), а некоммерческая - за счет увеличения расходов. В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценение.

Применение счета 58 «Финансовые вложения» в его нынешнем назначении не дает полной возможности получать достоверную информацию об объектах инвестиций, поскольку финансовые вложения представляют собой процесс формирования первоначальной стоимости финансовых активов у одной организации и финансовых обязательств у другой. По этой причине на счете 58 должны учитываться не финансовые вложения организации (как указывается в наименовании счета), а объекты финансовых активов, полностью сформированные и приносящие экономические выгоды от своего использования, что, кстати, будет отвечать и требованиям МСФО.

В методической литературе недостаточно проработаны вопросы формирования информационной базы для проведения анализа финансовых вложений организации, не получила развития разработка оценки влияния структуры финансовых вложений на стоимость организации.

Обесценение финансовых вложений - устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности.

В этом случае на основе расчета организации определяется расчетная стоимость финансовых вложений, равная разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.

Для признания в учете обесценения финансовых вложений необходимо одновременное выполнение условий:

- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости;

- в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;

- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Основные средства

47. Законченные капитальные вложения в арендованные объекты основных средств зачисляются организацией-арендатором в собственные основные средства в сумме фактически произведенных затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

49. Основные средства отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

Нематериальные активы

57. Нематериальные активы отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам на приобретение, изготовление и затратам по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, за минусом начисленной амортизации.

Незавершенное производство

64. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

по прямым статьям затрат;

по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактически произведенным затратам.

Капитал и резервы

67. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Расчеты с дебиторами и кредиторами

73. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

76. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов (уменьшение расходов) у некоммерческой организации и до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или кредиторов.

По ПБУ

Оценка основных средств

7. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

9. Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

10. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы.

11. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

14. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных настоящим и иными положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

15. Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

Функции уставного капитала.

Уставный капитал представляет собой совокупность средств (вкладов, взносов, долей) учредителей (участников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Уставный капитал является первоначальным, исходным капиталом для предприятия. Его величина определяется с учетом предполагаемой хозяйственной (производственной) деятельности и фиксируется в момент государственной регистрации предприятия.

Определенные особенности имеет процесс формирования уставного капитал акционерных обществ (АО).

Уставный капитал АО представляет, с одной стороны, собственные средства общества как юридического лица, а с другой – сумму вкладов акционеров.

Уставный капитал выполняет три основные функции:

1.Стартовая (или материально-обеспечительная) функция. Уставный капитал хозяйственного общества является имущественной основой для деятельности общества, первоначальным (стартовым) капиталом. Поэтому конкретный размер уставного капитала определяется учредителями в зависимости от вида деятельности, которым будет заниматься создаваемая организация;

2. Гарантийная функция – общество несет перед кредиторами ответственность в пределах принадлежащего ему имущества, а оно не может быть меньше уставного капитала. Поэтому крайне важно побудить участников общества организовать установкой капитал по факту и сохранить его на уровне, который определен Уставом.

3. Функция, которая определяет долю участия в уставном капитале организации каждого участника в обществе. Уставной капитал делится на части. Каждая из частей обладает своей номинальной ценой. Отношение сумм одной цены акций, которые принадлежат одному лицу, к величине капитала будет определять положение и «удельный вес» того или иного акционера в хозяйственном обществе или товариществе.

«удостоверяющую», или, как иначе ее можно обозначить, «функцию участия». Она позволяет установить степень заинтересованности каждого участника общества в деятельности общества, поскольку в зависимости от размера доли участника в уставном капитале определяется структура голосования участников при принятии решений на общем собрании участников общества, а также осуществляется распределение прибыли, полученной обществом.

Минимальный размер уставного капитала (фонда) составляет:

• Для ООО – не менее 10 000 рублей;

• Для ОАО – не менее 1000 МРОТ;

• Для ЗАО – не менее 100 МРОТ.

Проводка, отражающая формирование уставного капитала имеет вид Д75 К80.

Проводки по учету взносов в уставный капитал Д50 (51, 52, 55, 10, 41) К75, зависит от того, каким образом учредитель осуществляет погашение своей доли.

Оценка ОС

Первоначальная стоимость:

ОС, приобретенные за плату сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Не включаются в фактические затраты общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС.
внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, признается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ
полученных организацией по договору дарения (безвозмездно) текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы
полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией (устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей)

Стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким ОС следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в БУ и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Амортизация ОС

Стоимость объектов ОС погашается посредством начисления амортизации.

линейный способ исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта
способ уменьшаемого остатка исходя из остаточной стоимости объекта ОСна начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта
способ списания стоимости пропорционально объему продукции исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта оснОСи предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

Срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к БУ. В случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Начисление амортизации по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с БУ. Начисление амортизации по объекту ОС прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с БУ.

Восстановление ОС

Восстановление объекта ОС может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта ОС отражаются в БУ отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта ОС после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально

Наши рекомендации