Понятие и задачи учета материально-производственных запасов
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06. 2001 г. № 44н. и Методическими указаниями по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом МФ РФ от 28.12.2001 г. № 119н.
К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:
используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
предназначенные для продажи;
используемые для управленческих нужд организации.
Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи.
Товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
Единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также обеспечить надлежащий контроль за их наличием и движением.
В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Основными задачами учета материально - производственных запасовявляются:
а) формирование фактической себестоимости запасов;
б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения и на всех этапах их движения;
г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
е) проведение анализа эффективности использования запасов.
Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету материально -производственныхзапасов:
- сплошное, непрерывное и полное отражение движения (прихода, расхода, перемещения) и наличия запасов;
- учет количества и оценка запасов;
- оперативность (своевременность) учета запасов;
- достоверность;
- соответствие синтетического учета данным аналитического учета на начало каждого месяца (по оборотам и остаткам);
- соответствие данных складского учета и оперативного учета движения запасов в подразделениях организации данным бухгалтерского учета.
Учет материалов
Оценка материалов
Материалы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
Фактической себестоимостью материалов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых.
Фактическая себестоимость материалов, приобретенных за плату, включает:
- стоимость материалов по договорным ценам в соответствии с договором поставки;
- транспортно - заготовительные расходы;
- расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в предусмотренных в организации целях.
Транспортно - заготовительные расходы - это затраты организации, непосредственно связанные с процессом заготовления и доставки материалов в организацию. В состав транспортно - заготовительных расходов входят:
- расходы по погрузке материалов в транспортные средства и их транспортировке, подлежащие оплате покупателем сверх цены этих материалов согласно договору;
- расходы по содержанию заготовительно - складского аппарата организации (расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых заготовкой, приемкой, хранением и отпуском приобретаемых материалов, работников специальных заготовительных контор, складов и агентств, организованных в местах заготовления (закупки) материалов, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов и их доставкой (сопровождением) в организацию, отчисления на социальные нужды указанных работников).
- расходы по содержанию специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах;
- комиссионные вознаграждения, уплачиваемые снабженческим, и иным посредническим организациям;
- плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;
- расходы на командировки по непосредственному заготовлению материалов;
- стоимость потерь по поставленным материалам в пути (недостача, порча), в пределах норм естественной убыли;
- другие расходы.
Расходы по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию включают в себя затраты организации по переработке, обработке, доработке и улучшению технических характеристик приобретенных материалов, не связанные с производственным процессом.
Фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов.
Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.
Фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Фактической себестоимостью материалов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
Так как, фактическую стоимость материалов можно определить только в конце отчетного периода, когда имеются все первичные оправдательные документы, в текущем учете оценка материалов может производиться по учетным ценам.
В качестве учетных цен на материалы применяются:
а) договорные цены. В этом случае другие расходы, входящие в фактическую себестоимость материалов, учитываются отдельно в составе транспортно - заготовительных расходов;
б) фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (отчетного года).
в) планово - расчетные цены. В этом случае отклонения договорных цен от планово - расчетных учитываются в составе транспортно - заготовительных расходов. Планово - расчетные цены разрабатываются и утверждаются организацией применительно к уровню фактической себестоимости соответствующих материалов. Они предназначены для использования внутри организации;
При использовании учетных цен в конце месяца рассчитываются суммы транспортно-заготовительных рсходов. Суммы ТЗР могут учитываться:
а) на отдельном счете 16 "Заготовление и приобретение материалов", согласно расчетным документам поставщика;
б) на отдельном субсчете к счету 10 "Материалы";
Конкретный вариант учета ТЗР устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике.
Транспортно - заготовительные расходы или отклонения в стоимости материалов, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета расхода материалов.
Для этого рассчитывается средний процент ТЗР как отношение суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца и текущих отклонений или ТЗР за месяц к сумме остатка материалов на начало месяца и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости умноженное на 100.
Полученный средний процент ТЗР умноженный на учетную стоимость израсходованных материалов позволяет определить сумму ТЗР, приходящуюся на израсходованные в отчетном месяце материалы.
При отпуске материалов в производство и ином выбытии их оценка производится организацией одним из следующих способов:
а) по себестоимости каждой единицы;
б) по средней себестоимости;
в) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения материалов);
Применение какого-либо из перечисленных способов по группе материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации.
Учет поступления материалов
Материалы - вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы.
Поступление материалов в организацию осуществляется:
а) по договорам купли - продажи, договорам поставки;
б) путем изготовления материалов силами организации;
в) внесения в счет вклада в уставный капитал организации;
г) получения организацией безвозмездно.
На материалы, поступающие по договорам купли - продажи, поставки, организация получает от поставщика расчетные документы (платежные требования, платежные требования - поручения, счета, товарно - транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.)
Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов.
Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью руководителя, главного бухгалтера организации и проставлением печати.
При приемке материалы подвергаются проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах.
Приемка и оприходование поступающих материалов оформляются как правило, путем составления приходных ордеров (форма N М-4, при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными.
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере.
Приход материалов на склад отражается:
Дт 10 Кт 60 и Дт 19 Кт 60
При установлении несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанным в документах поставщика приемку материалов осуществляет Комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов (ф. М – 7).
В случае составления приемного акта приходный ордер не оформляется.
Приемный акт о приемке служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации.
Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:
а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли списывается:
Дт 94 Кт 60
Одновременно недостающие, испорченные материалы списываются на счета отклонений в стоимости материальных запасов:
Дт 10 субсчет «ТЗР», 16 Кт 94
б) на фактическую себестоимость недостачи и порчи материалов сверх норм естественной убыли предъявляется претензия поставщику: