Понятие производственных запасов, их классификация, оценка и задачи учета.

Производственные запасы – активы организации, которые используются в 1-ом производственном цикле и свою стоимость на изготовленный продукт переносят полностью.

К производственным запасам относят:

- сырье и материалы;

- покупные полуфабрикаты и комплект.изделия;

- топливо;

- запчасти;

- минеральные удобрения;

- средства защиты растений и животных;

- семена, корма;

- спецодежда и спецобувь;

- предметы хоз.инвентаря и др.

По источникам приобретения производственные запасы классифицируются:

- собственного производства;

- покупные.

Запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость запасов приобретенных за плату определяется в сумме фактических затрат на приобретение.

Фактическая стоимость слагается из цены приобретения (без НДС) + акциз + таможенные пошлины + иные платежи + затраты на заготовку + стоимость доставки;

б) получившие безвозмездно – оцениваются по рыночной стоимости;

в) поступившие в счет вклада в уставный фонд – исходя из оценки их стоимости, произведенной в соответствии с законодательством;

г) изготовленные в самой организации - по фактической себестоимости (если она определяется ежемесячно) либо по нормативно-прогнозной себестоимости (если фактическая исчисляется в конце года);

е) возвратные отходы оценивают:

- по пониж. цене исходного материала, если отходы будут использованы для основного производства;

- по полной цене исходного материала, если отходы реализуются на сторону;

- по действующей цене на отходы за вычетом расходов на сбор и обработку, если отходы идут в переработку внутри организации или сдаются на сторону.

Списание материалов в затраты производства может производится с использованием 1-го из следующих методов оценки:

- по себестоимости каждой единицы;

- средневзвешенной себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения запасов (ФИФО).

Организация выбирает любой из этих методов и оговаривает в учетной политике.

9. Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей.

При поступлении ТМЦ от поставщиков необходимо следующие документы:

1) Доверенность на право получения ТМЦ;

Бланки доверенности типовой формы выписываются в бухгалтерии организации в 1-ом экземпляре лицу, которому поручено получение ТМЦ (Ф.И.О., паспортные данные, ТМЦ, роспись, печать). Их регистрируют в журнале выдачи доверенности. Лицо, получившее их, расписывается. Срок действия доверенности – до 15 дней. 2) Для предоплаты поставщик выписывает организации счет-фактуру, в которой указывается наименование организации, банк, расчетный счет, наименование ТМЦ, количество, цена, сумма, НДС, сумма с НДС. 3) При отпуске товарно-материальных ценностей поставщик выписывает товарно-транспортную накладную (ТТН) и ее 1-ый экз. передает покупателю вместе с грузом.

ТТН – БСО, имеют серию, № и др. реквизиты.

Если ТМЦ отправляются почтой либо груз можно отнести вручную, то поставщик выписывает ТН-2 (в 2-х экз., 1-й - покупателю).

Отпуск материалов в производство оформляется следующими документами:

• лимитно-заборная карта применяется для систематического отпуска (в течение месяца) ТМЦ со склада под ответственность МОЛ. Выписывается бухгалтером организации в 2-х экз. (1-й - на склад, 2-й экз. у лица, которое будет получать со склада ценности. Кладовщик производит отпуск ТМЦ со склада при предъявлении лимитно-заборной карты, в которой отмечает кол-во выданных ценностей в обоих экземплярах карты.

За полученное количество ценностей в лимитно-заборной карте кладовщика расписывается получатель, а в лимитно-заборной карте получателя – кладовщик. И так в течение всего месяца.

• при разовой отпуске ценностей в бухгалтерии организации выписывается требование-накладная. Ее выписывают в двух экземплярах (1-ый – материально ответственному лицу, отпускающему материальные ценности, 2-й – получателю). В требовании-накладной указывают кому, куда, для каких целей отпускаются товарно-материальные ценности, их наименование и количество, которые указываются в графе «затребовано». Кладовщик, отпустив ценности, их количество указывает в графе «отпущено». Оба экземпляра подписывают руководитель и главный бухгалтер, а также лица, отпустившие и получившие ценности.

• Акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви. Применяется для оформления списания изношенных и негодных к дальнейшей эксплуатации спецодежды, спецобуви, прочих хозяйственных принадлежностей и инвентаря. Полученные от списания инвентаря и хозяйственных принадлежностей материалы принимаются к учету на склад и оформляются требованием-накладной.

• Личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений . Она заводится в одном экземпляре на каждого работника, кому выдавалась спецодежда и обувь. Реализацию материалов на сторону оформляют ТТН-1 либо ТН-2 (за безналичный расчет).

Покупка материалов за наличный расчет у торговых организаций: товарный чек + чек кассового аппарата.

Если при приемке от поставщика обнаружена недостача материалов либо ненадлежащее качество, то к учету принимается фактически поступившее количество, а на недостачу оформляется Акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей». Акт составляется комиссией в 2-х экземплярах, 1-й – поставщику, 2-й – сельскохозяйственной организации. На основании этого документа предъявляется претензия поставщику на сумму выявленных расхождений.


Наши рекомендации