Кредит банка на приобретение оборотных фондов
Управление оборотным капиталом – актуальная задача, которую ежедневно решает каждый предприниматель.
В теории бухгалтерского учета оборотными средствами (текущими активами) являются активы, которые могут быть обращены в наличность в течение одного года.
Оборотные активы обслуживают текущую деятельность предприятия, от их состояния и оборачиваемости зависит непрерывность производственно-коммерческого цикла.
Не у каждого предприятия есть достаточно денег, чтобы купить необходимое сырье, материалы и т. п. Но без них производство остановится. Поэтому многие фирмы вынуждены привлекать заемные средства, в частности брать кредит в банке. Такой кредит участвует в организации оборотных фондов.
Особое значение имеет то, на какой срок банк выдает кредит. Обычно на приобретение оборотных фондов организации берут краткосрочный кредит. Но это также не является правилом, как и то, что на приобретение основных фондов берется долгосрочный кредит.
Если при рассмотрении кредитной заявки на кредитном комитете банка вопрос о возможной выдаче кредита решен положительно, то от заемщика запрашиваются все необходимые документы на получение кредита и открытие ссудного счета, а также на обеспечение в зависимости от вида обеспечения. Затем кредитный инспектор осуществляет кредитный анализ заявки заемщика, который включает изучение:
кредитных документов заемщика;
финансовой отчетности предприятия при кредите под оборотные средства
движения денежных потоков и бизнес-план;
конъюнктуры рынка (наличия крупных конкурентов-производителей аналогичных товаров, работ, услуг а также состояния спроса на товары и услуги);
репутация заемщика в деловом мире, его отношения к своим обязательствам в прошлом (со службой экономической безопасности банка);
обеспечения кредита, его стоимости и ликвидности.
В процессе изучения учредительных документов устанавливаются полномочия лиц, подписывающих кредитный договор и договор обеспечения.
При изучении финансовой отчетности и бизнес-плана выявляют достаточность притока денежных средств заемщика для погашения кредита.
В процессе анализа конъюнктуры рынка необходимо исследовать реальность показателей, заложенных в бизнес-план и влияющих на произведенные расчеты, оценивается степень риска невозврата кредита при возможных колебаниях цен, спроса и предложения на товары и услуги.
Определение стоимости и ликвидности обеспечения зависит от вида обеспечения.
Сумма кредита учитывается на счете 66, проценты за пользование кредитом учитывают по кредиту счета 66 - на отдельном субсчете.
Таким образом, на конец каждого отчетного периода задолженность предприятия перед банком числится на счете и состоит из:
- суммы предоставленного кредита;
- процентов за пользование этим кредитом.
Проценты за кредит отражают в бухгалтерском учете по мере того, как их начисляют. И не важно, уплачены они банку или нет. Проценты по полученным кредитам - это операционные расходы предприятия. Их учитывают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Получая банковский кредит и покупая материалы, бухгалтер делает следующие записи:
1. Получен кредит банка Дт 51 «Расчетный счет» Кт 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»
2. Оприходованы материалы, купленные у поставщика Дт 10 «Материалы» Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
3. Учтён НДС по оприходованным материалам Дт 19 «Налог на добавленную стоимость» Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
4. Деньги за оприходованные материалы перечислены поставщику
Дт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетный счет» 5. Зачтён НДС по оплаченным материалам
Дт 68 «Расчёты по налогам и сборам» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость»
6. Начислены проценты за пользование кредитом банка Дт 91 «Прочие доходы и расходы» Кт 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам»
Проценты за пользование банковским кредитом не всегда нужно учитывать на счете 91 в составе операционных расходов. Они могут отражаться и на счете 10 «Материалы». Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. А фактическая себестоимость материальных ценностей - это сумма всех затрат на их приобретение (за исключением НДС и акцизов), включая затраты и проценты, начисленные по банковскому кредиту, который организация брала специально для покупки материалов. При этом на счет 10 относятся только те проценты, которые начислены до того, как ценности были доставлены на склад.
Если сумма полученного кредита направлена на перечисление аванса поставщику, то расходы по обслуживанию этого кредита заемщик относит на увеличение дебиторской задолженности, то есть в дебет счета 60 субсчет «Расчеты по выданным авансам». К расходам по обслуживанию относятся и проценты по кредиту, начисленные до момента получения материалов. Согласно этому же пункту проценты, начисленные после получения материалов, предприятие должно относить на операционные расходы (то есть в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы»).
Проценты по кредиту, полученному на покупку материалов, включают в их фактическую себестоимость, если выполняется два условия:
- сумма кредита направлена на перечисление аванса поставщику;
- проценты начислены до оприходования материалов.
Задачей бухгалтера при взятии кредита является – определение допустимых границ заимствования, выбор вида и формы кредитования, в наибольшей степени соответствующие специфике деятельности предприятия, особенностям его производственно-коммерческого и финансового цикла. Критериями выбора способов кредитного финансирования текущей деятельности являются оперативность привлечения источника, его стоимость, оцениваемая с точки зрения влияния издержек на формирование финансового результата организации и налоговых последствий заимствований. Гибкость управления оборотным капиталом обеспечивается именно привлечением краткосрочного кредита, а также существующими способами трансформации долга в работающий капитал (факторинг, учетно-вексельный кредит, кредитование под залог долговых обязательств), которые позволяют кредиторам восполнить отвлеченные в дебиторскую задолженность оборотные активы.