Общие принципы организации учета расчетных операций. Безналичные формы расчетов.
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно возникают расчетные отношения, связанные с приобретением у поставщиков ТМЦ, с продажей товаров, услуг, продукции, с кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом по налогам, сборам, платежам, с другими физическими и юридическими лицами. Расчеты производятся либо в виде безналичных платежей либо наличными деньгами. Безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощь. Различных банковских, кредитных и расчетных операций (без участия наличных денег). Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организации, обеспечивает их более надежную сохранность, способствует контролю со стороны банков. Расчеты- это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относятся операции по купле-продаже сырья, материалов, топлива, услуг, готовой продукции, товаров, тары, оборудования, а к нетоварным операциям относятся операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследовательскими учреждениями, у учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями и другими. Сроки расчетов, порядок расчетов определяются договорами. Общий порядок расчетов регулируется ГК РФ. Срок исковой давности устанавливается ГК равным 3 годам. Для отдельных видов расчетов законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности. В соответствие со ст.195 ГК исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Ст.200- по обязательствам истечение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения требования, то истечение исковой давности начинается по окончании указанного срока. Дебиторская задолженность, по истечении срока исковой давности, списывается на основании приказа руководителя и акта на списание на уменьшение финансовых результатов или резервов по сомнительным долгам. Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной, ее отражают на забалансовом счете 007 «списана в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» и в течение 5 лет наблюдают за возможностью взыскания. Кредиторская задолженность, по истечение срока исковой давности, списывается на увеличение финансовых результатов организации.
Порядок безналичных расчетов, формы и виды определяются «Положением о безналичных расчетах РФ». Это положение установлено письмом ЦБ № 2-П от 03.10.2002г. в настоящее время применяются следующие виды расчетов:
- расчеты платежными поручениями
- расчеты по аккредитивам
- расчеты чеками
- акцептная форма расчетов (платежными требованиями)
- инкассовыми поручениями
- расчеты с использованием векселей
- расчеты зачетом взаимных требований
- почтовыми переводами
- по пластиковым картам.
Организации сами выбирают форму расчетов и указывают ее в договоре. Виды расчетов бывают одногородними и иногородними.
2. Учет подотчетных сумм.
Расчеты с подотчетными лицами возникают при выдаче денег под ответственность (под отчет) работникам для закупки ТМЦ, для оплаты расходов по служебным командировкам, для оплаты хозяйственных расходов. Деньги под отчет выдаются только своим работникам при отсутствии задолженности по ранее выданным авансам. Приказом руководителя утверждается список лиц, которым разрешено выдавать деньги под отчет. Деньги под отчет выдаются по РКО. Размер подотчетной суммы определяется исходя из норм возмещения расходов по командировкам и исходя из сметы утвержденной на год. Подотчетное лицо составляет авансовый отчет, к которому прикладывает командировочное удостоверение, проездные билеты, квитанции, счета гостиницы и другие оправдательные документы. Командированным работникам выписывается командировочное удостоверение, ведется журнал регистрации командировочных удостоверений. Командированным работникам возмещаются следующие расходы:
- суточные
- оплата найма жилого помещения по подтверждающим документам
- стоимость проезда по билетам
- другие документально подтвержденные расходы.
Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на счете № 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Счет А-П, сальдо развернутое.
Д | К | Содержание |
Выданы деньги под отчет | ||
Расходы на продажу | ||
Общехозяйственные расходы | ||
Оприходованы материалы, оплаченные из подотчетных сумм | ||
Оплачено за приобретение основных средств | ||
Возвращены в кассу неизрасходованные подотчетные суммы | ||
Прочие расходы | ||
Расходы за счет чистой прибыли | ||
Удержаны неизрасходованные остатки из заработной платы |
Аналитический учет ведется в разрезе каждого подотчетного лица и в разрезе каждого авансового отчета. Инвентаризация производится по состоянию на 1 число квартала