Учетно-технологической ПРАКТИКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

Учетно-технологической ПРАКТИКЕ

для студентов специальности:

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (по направлениям)

направления специальности:

1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит

в коммерческих и некоммерческих организациях»

специализации:

1-25 01 08-03 03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит

в промышленности»

СОСТАВИТЕЛИ:

Мурачева Т.И., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»,

Масько Л.В., заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», к.э.н., ст. преподаватель,

Апенченко С.А., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

Кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит»

(протокол №___ от «___» ________ 2015 года

  Заведующая кафедрой ______________ Л.В. Масько

Одобрена и рекомендована к утверждению:

Советом Финансово-экономического факультета

(протокол №___ от «___» ________ 2015 года

 
  Председатель Совета факультета ____________ А.Р. Лавриненко

Пояснительная записка

Цели и задачи практики

Практика является важной частью образовательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, продолжением учебного процесса. Разрабатывается с учетом требований законодательства, образовательного стандарта ОСВО 1-25 01 08-2013. Учетно-технологическая практика студентов дневной и заочной формы получения высшего образования специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрена учебным планом и направлена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по изучаемым дисциплинам «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа», «Бухгалтерский учет и отчетность в промышленности».

Цель практики– углубление и закрепление теоретических знаний студентов, обучение студентов практическим навыкам самостоятельной работы, выработка умений применять их при решении конкретных экономических задач, подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Задачами практики являются:

Ø изучение локальных нормативных правовых актов, определяющих

функционирование организации, виды деятельности (устав, лицензии, бизнес-планы) и организационной структуры предприятия;

Ø изучение ассортимента выпускаемой продукции, работ, услуг, их

назначение и важнейшие характеристики;

Ø ознакомление со спецификой деятельности организации, изучение

важнейших видов технологических процессов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Ø изучение важнейших технико-экономических показателей работы

предприятия и их отражение в соответствующей документации;

Ø изучение организации труда работников хозяйствующего субъекта

(правила внутреннего трудового распорядка и техники безопасности; коллективный договор);

Ø ознакомление с организацией бухгалтерского учета и структурой

бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерии);

Ø изучение организации делопроизводства, контроля за поступлением,

регистрацией и исполнением документов

Ø развитие экономического мышления и умения делового общения.

Учетно-технологическая практика способствует формированию специалиста в рамках профессиональных компетенций.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Базы практики

В качестве баз для проведения практики выбираются организации (предприятия) независимо от форм собственности, соответствующие профилю подготовки бухгалтеров в УО «Полоцкий государственный университет», применяющие в бухгалтерском учете Типовой план счетов (кроме бюджетных организаций, банков, индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения).

Для прохождения практики студентов между УО «Полоцкий государственный университет» и организациями (предприятиями), предоставляющими места для практики, заключаются договоры, в которых оговариваются общие условия прохождения практики.

Содержание практики

График прохождения практики и перечень вопросов для изучения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Календарно-тематический график прохождения практики

№ недели Выполняемая работа Продолжительность (дни)
1. Изучение структуры организации (объекта практики)
2. Изучение технологических особенностей производственной деятельности и организации труда работников
3. Изучение организации и порядка ведения бухгалтерского учета
4. Изучение организации делопроизводства и контроля документооборота
5.Изучение основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта
6. Выполнение индивидуального задания, согласованного с руководителем практики от университета.
7. Оформление отчета
  Итого дней практики


В соответствии с календарно-тематическим графиком прохождения практики студент должен изучить следующие вопросы.

Вопрос 1. Изучение структуры организации (объекта практики)

Студент должен изучить:

• устав организации, лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;

• организационную структуру управления организации, место и роль бухгалтерской службы в ней.

Вопрос 2. Изучение технологических особенностей производственной деятельности и организации труда работников

Студент должен изучить:

• ассортимент выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, виды технологических процессов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

• правила внутреннего трудового распорядка; систему охраны труда, техники безопасности;

• ознакомиться с коллективным договором и положением об оплате труда работников;

• штатное расписание работников организации.

Вопрос 3. Изучение организации и порядка ведения бухгалтерского учета

Студент должен изучить:

• организацию бухгалтерского учета и структуру бухгалтерии (положение о бухгалтерии), функции и взаимосвязь учетных групп;

• состав, квалификацию, должностные права, обязанности и ответственность работников бухгалтерии (должностные инструкции главного бухгалтера, бухгалтера);

• организационно-технические аспекты учетной политики организации: рабочий план счетов, применяемую форму бухгалтерского учета, используемые бухгалтерские программы и первичные учетные документы, график документооборота и т.п.;

• порядок составления первичных учетных документов;

• организацию автоматизации учетно-аналитических работ;

Вопрос 4. Изучение организации делопроизводства и контроля документооборота

Студент должен изучить:

• организацию делопроизводства и контроля поступления, регистрации и исполнения документов; применение электронных документов и электронного документооборота;

• ознакомиться с содержанием записей в книге проверок организации

Вопрос 5. Изучение основных показателей деятельности хозяйствующего субъекта

Студент должен изучить основные технико-экономические показатели работы организации на основании данных, представленных в формах статистической и бухгалтерской отчетности.

Подведение итогов практики

На завершающей неделе практики студент в течение 2-х дней составляет письменный отчет о выполнении программы практики. Отчет должен быть подписан студентом, руководителем практики от организации. Подготовленный студентом отчет о прохождении практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями, сшитый в папку-скоросшиватель или переплетенный передается руководителю практики от кафедры на проверку в течение 2 дней после окончания практики.

При оценке отчета учитываются: содержание рабо­ты, ее актуальность, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и экономичес­кий).

Если же отчет о прохождении практики по заключению руководителя практики от кафедры является неудовлетвори­тельным и подлежит переработке, то после исправления он представляется на повторную проверку.

Студент, получивший положительный отзыв по отчету, сдает дифференцированный зачет руководителю практики от кафедры в течение первых двух недель следующего учебного года.

На защите отчета по практике студент должен кратко изложить содер­жание отчета, дать исчерпывающие ответы на вопросы.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики, неудовлетворительную отметку при сдаче дифференцированного зачета руководителю практики от кафедры, повторно направляется на практику в свободное от обучения время.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Темы индивидуальных заданий для студентов

дневной формы получения высшего образования

1. Документальное оформление и бухгалтерский учет основных средств

2. Документальное оформление и бухгалтерский учет затрат на

восстановление основных средств

3. Порядок начисления, документального оформления и бухгалтерский учет

амортизации основных средств

4. Документальное оформление и бухгалтерский учет вложений в

долгосрочные активы

5. Документальное оформление и бухгалтерский учет лизинговых операций

6. Документальное оформление и бухгалтерский учет арендных операций

7. Документальное оформление и бухгалтерский учет поступления

нематериальных активов

8. Документальное оформление и бухгалтерский учет выбытия

нематериальных активов

9. Порядок начисления, документального оформления и бухгалтерский учет амортизации нематериальных активов

10. Документальное оформление и бухгалтерский учет сырья и материалов,

покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий

11. Документальное оформление и бухгалтерский учет топлива и смазочных материалов

12. Документальное оформление и бухгалтерский учет шин и запасных частей

13. Документальное оформление и бухгалтерский учет тары

14. Документальное оформление и бухгалтерский учет материалов, переданных в переработку на сторону

15. Документальное оформление и бухгалтерский учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей

16. Документальное оформление и бухгалтерский учет специальной оснастки и специальной одежды

17. Документальное оформление и бухгалтерский учет драгоценных

металлов и драгоценных камней

18. Документальное оформление и бухгалтерский учет НДС по

приобретенным товарам (работам, услугам)

19. Порядок проведения инвентаризации материалов и отражения в учете

результатов инвентаризации

20. Синтетический и аналитический учет затрат на основное производство.

21. Бухгалтерский учет и распределение общепроизводственных затрат

22. Документальное оформление и бухгалтерский учет непроизводительных

расходов и потерь

23. Документальное оформление, учет и оценка незавершенного

производства

24. Особенности учета и распределения затрат вспомогательных

производств

25. Сводный учет затрат на производство

26. Учет результатов деятельности обслуживающих производств

27. Документальное оформление и учет выработки рабочих. Подсчет

отдельных видов выплат заработной платы

28. Документальное оформление и порядок расчета пособий по временной

нетрудоспособности

29. Документальное оформление и порядок начисления оплаты и компенсации за отпуск

30. Документальное оформление и порядок начисления удержаний из

заработной платы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Темы индивидуальных заданий для студентов

заочной формы получения высшего образования

1. Документальное оформление и бухгалтерский учет основных средств.

2. Документальное оформление и бухгалтерский учет затрат на восстановление основных средств

3. Порядок начисления, документального оформления и бухгалтерского учета амортизации основных средств

4. Документальное оформление и бухгалтерский учет нематериальных активов.

5. Документальное оформление и бухгалтерский учет лизинговых операций

6. Документальное оформление и бухгалтерский учет арендных операций

7. Документальное оформление и бухгалтерский учет долгосрочных финансовых вложений

8. Документальное оформление и бухгалтерский учет вложений в

долгосрочные активы

9. Учет материалов (по согласованию с руководителем можно выделить отдельные объекты учета)

10. Порядок проведения инвентаризации материалов и отражения в учете

результатов инвентаризации

11. Синтетический и аналитический учет затрат на основное производство

12. Документальное оформление, бухгалтерский учет и распределение косвенных затрат на производство продукции (работ, услуг)

13. Документальное оформление и бухгалтерский учет непроизводительных

расходов и потерь

14. Документальное оформление и бухгалтерский учет затрат

вспомогательного производства

15. Документальное оформление, аналитический и синтетический учет

готовой продукции

16. Документальное оформление и бухгалтерский учет отгрузки и

реализации продукции (работ, услуг)

17. Документальное оформление и бухгалтерский учет расходов на

реализацию

18. Документальное оформление и бухгалтерский учет денежных средств организации в кассе и на расчетных счетах в национальной валюте.

19. Документальное оформление и бухгалтерский учет денежных средств организации в кассе и на расчетных счетах в иностранной валюте.

20. Документальное оформление и бухгалтерский учет денежных средств организации на специальных счетах в банках и в пути

21. Документальное оформление и бухгалтерский учет краткосрочных финансовых вложений

22. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

23. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

24. Документальное оформление и бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности по расчетным операциям (по согласованию с руководителем можно выделить отдельные объекты учета).

25. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам

26. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

27. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами и расчетов с персоналом по прочим операциям

28. Документация оформление и учет выработки рабочих. Подсчет

отдельных видов выплат заработной платы.

29. Документация оформление и порядок расчета пособий по временной

нетрудоспособности, начисления оплаты и компенсации за отпуск

30. Документация оформление и порядок начисления удержаний из

заработной платы

31. Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с разными

дебиторами и кредиторами

32. Документальное оформление и бухгалтерский учет собственного капитала

33. Документальное оформление и бухгалтерский учет доходов по текущей деятельности

34. Документальное оформление и бухгалтерский учет доходов и расходов по финансовой и инвестиционной деятельности

35. Бухгалтерский учет и методика начисления отложенных налоговых активов и обязательств

36. Документальное оформление и бухгалтерский учет операций на забалансовых счетах.

37. Бухгалтерский учет формирования и использования прибыли (только на прибыльном анализируемом предприятии)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение Образования

"Полоцкий государственный университет"

Факультет финансово-экономический

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

Отчет о прохождении

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

учетно-технологической ПРАКТИКЕ

для студентов специальности:

1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (по направлениям)

направления специальности:

1-25 01 08-03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит

в коммерческих и некоммерческих организациях»

специализации:

1-25 01 08-03 03 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит

в промышленности»

СОСТАВИТЕЛИ:

Мурачева Т.И., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»,

Масько Л.В., заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит», к.э.н., ст. преподаватель,

Апенченко С.А., ст. преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению:

Кафедрой «Бухгалтерский учет и аудит»

(протокол №___ от «___» ________ 2015 года

  Заведующая кафедрой ______________ Л.В. Масько

Одобрена и рекомендована к утверждению:

Советом Финансово-экономического факультета

(протокол №___ от «___» ________ 2015 года

 
  Председатель Совета факультета ____________ А.Р. Лавриненко

Пояснительная записка

Цели и задачи практики

Практика является важной частью образовательного процесса подготовки высококвалифицированных специалистов, продолжением учебного процесса. Разрабатывается с учетом требований законодательства, образовательного стандарта ОСВО 1-25 01 08-2013. Учетно-технологическая практика студентов дневной и заочной формы получения высшего образования специальности 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» предусмотрена учебным планом и направлена на закрепление, расширение и углубление полученных теоретических знаний по изучаемым дисциплинам «Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа», «Бухгалтерский учет и отчетность в промышленности».

Цель практики– углубление и закрепление теоретических знаний студентов, обучение студентов практическим навыкам самостоятельной работы, выработка умений применять их при решении конкретных экономических задач, подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Задачами практики являются:

Ø изучение локальных нормативных правовых актов, определяющих

функционирование организации, виды деятельности (устав, лицензии, бизнес-планы) и организационной структуры предприятия;

Ø изучение ассортимента выпускаемой продукции, работ, услуг, их

назначение и важнейшие характеристики;

Ø ознакомление со спецификой деятельности организации, изучение

важнейших видов технологических процессов производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;

Ø изучение важнейших технико-экономических показателей работы

предприятия и их отражение в соответствующей документации;

Ø изучение организации труда работников хозяйствующего субъекта

(правила внутреннего трудового распорядка и техники безопасности; коллективный договор);

Ø ознакомление с организацией бухгалтерского учета и структурой

бухгалтерии (положение о бухгалтерии, должностные инструкции работников бухгалтерии);

Ø изучение организации делопроизводства, контроля за поступлением,

регистрацией и исполнением документов

Ø развитие экономического мышления и умения делового общения.

Учетно-технологическая практика способствует формированию специалиста в рамках профессиональных компетенций.

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

Наши рекомендации