На технологической практике

Функции студента на практике Задания в соответствии с функциями Форма предъявления результата Критерии оценивания
Диагностическая Обязательное, групповое задание: провести диагностику позиции предприятия на рынке. 1. Таблицы с текстовым выводом. Соответствие правилам методики определения позиционирования
Организаторская Обязательные индивидуальные задания: построение схемы организации деятельности на месте работы практиканта; организация деятельности на данном участке работы при выполнении задания. 1. Схема организации деятельности практиканта. 2. План действий для выполнения задания Соответствие выбранных действий целесообразности ситуации
Аналитико-оценочная Обязательное, групповое задание: оценка востребованности у населения результатов деятельности предприятия. Обязательное индивидуальное задание: оценка состояния: информационной системы управления, управления маркетингом предприятия, управления персоналом, организационной структуры управления, управления производством (на выбор). 1. Анкета, схемы, таблицы, диаграммы, вывод в виде текста. 2. Текстовый отчет с таблицами, схемами Соответствие приведенного анализа указанному плану, указание недостатков в деятельности, наличие вывода

Основными видами деятельности студента на практике являются:

1. Изучение одного из аспектов управленческой схемы деятельности предприятия:

  • изучение организационной структуры предприятия и действующей системы управления;
  • изучение информационной системы управления предприятия;
  • изучение управления производством;
  • изучение системы управления маркетингом;
  • изучение системы управления персоналом.

2. Изучение содержания основных работ, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики.

3. Изучение правового обеспечения деятельности предприятия.

4. Изучение документационного оборота предприятия.

5. Выполнение должностных функций, определенных руководителем предприятия.

6. Выполнение индивидуальных заданий в ходе прохождения практики.

7. Выполнение самоанализа собственной деятельности в качестве работника предприятия в ходе практики.

В ходе прохождения производственной практики студент выбирает для анализа один из видов деятельности предприятия:

  • информационная система управления;
  • управление маркетингом предприятия;
  • управление персоналом;
  • организационная структура управления;
  • управление производством;

Выбор осуществляется в соответствии с местом работы практиканта и тематикой выпускной квалификационной работы.

Для анализа деятельности предприятия и отдельных подразделений предприятия необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

1. Общая характеристика предприятия:

  • цели и задачи предприятия;
  • масштаб деятельности предприятия;
  • миссия предприятия;
  • характер производственной кооперации, система снабжения и сбыта;
  • степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
  • производственная структура предприятия (технологический аспект);
  • стратегия и тактика управления предприятием;
  • эффективность деятельности предприятия;
  • возможные негативные проявления деятельности предприятия;
  • общие рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.

2. Организационная структура управления:

  • организационная структура управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
  • характер организационных отношений между структурными подразделениями;
  • компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения; схема;
  • методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
  • структура и функции аппарата управления предприятия;
  • регламентация деятельности структурных подразделений, их внутренняя структура, связи с другими структурными подразделениями;
  • эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования;
  • документационный оборот, его особенности.

3. Управление производством:

  • производственная функция предприятия;
  • структура организационной системы, включающая подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
  • оперативное планирование выпуска продукции;
  • нормирование труда и управление запасами;
  • календарное планирование и диспетчеризация производства;
  • мотивация и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора;
  • управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего звена;
  • методика разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ подразделения;
  • система показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность;
  • система организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;

4. Управление персоналом:

  • профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
  • планирование и прогнозирование потребностей в рабочей силе (по категориям персонала);
  • процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
  • система материального и морального стимулирования;
  • функции управленческого персонала;
  • требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
  • система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
  • методы повышения эффективности управленческого труда.

5. Информационная система управления:

  • массивы информации;
  • коммуникационный процесс;
  • применение информационных технологий, их характеристика;
  • коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
  • коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
  • характеристика общей схемы информационных потоков в организации;
  • информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
  • средства передачи и преобразования информации;
  • документооборот предприятия и его характеристика;
  • организация делопроизводства, рационализация документооборота предприятия;
  • пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
  • совершенствование коммуникаций в организации.

6. Управление маркетингом:

  • система организации службы маркетинга;
  • задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
  • анализ маркетинговой среды фирмы;
  • структура и функции маркетинговой информационной системы (НИС);
  • планирование продукции и товарная политика;
  • управление качеством товара;
  • стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб;
  • инновационная политика;
  • ассортиментная политика предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
  • роль посредников в товародвижении;
  • требования к торговым посредникам;
  • основные методы реализации изделий (услуг);
  • стратегия и тактика фирмы в области рекламы и ее эффективность;
  • ценовая политика и конкуренция;
  • система оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия.

Основными формами контроля деятельности студентов в ходе практики являются:

  • письменная документация: дневник и письменный отчет;
  • устный отчет на итоговой конференции.

Порядок ведения дневника и структура отчета по практике соответствует основным требованиям (см. раздел 1).

Отчет по всем разделам студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), систем документооборота, схемами последовательности действий работников, схемами иерархии подчинения должностных лиц, с указанием их функций, прав и обязанностей и т.д.

По завершении предусмотренных индивидуальным планом работ для подведения итогов практики проводится совещание с участием руководителя (наставника, руководителя подразделения) предприятия, методиста, студентов.

Результаты производственной практики вы­ставляются в форме отметки (отлично, хорошо, удовле­творительно, неудовлетворительно). В итоговой оценке, выставляе­мой групповым методистом по предмету, учитываются все критерии и аспекты деятельности практиканта, его характеристика и отметка, выставленная наставником (руководителем) предприятия. Дополнительно оцениваются предложения и проекты по совершенствованию деятельности предприятия – базы практики.

Деятельность студента на практике оценивается по ряду критериев, разделенных на уровни (см. раздел 1). Наиболее значимым критерием оценивания деятельности студента на производственной практике является уровень умения, что отвечает основным задачам практики.

Выполнение практикантом заданий повышенной сложности свидетельствует о высоком уровне практической подготовки студента и о сформированности профессиональных умений в сфере управления. В этом случае балл за практику повышается, и студент может претендовать на отличную отметку при незначительных недочетах.

Несоответствие критериям уровня организации деятельности практиканта влечет за собой резкое понижение отметки за практику.

Таблица 15. Критерии оценивания деятельности

Наши рекомендации