Вопрос. Управленческий учет как элемент системы бухгалтерского учета.
К объектам управленческого учёта относят затраты предприятия, финансовый результат хоз. деятельности предприятия и доходы.
Предметом управленческого учёта является хоз деятельность предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений. Структурные подразделения в управ. учёте называются центрами ответственности, поэтому к объектам управ. учёта относится также хоз. деятельности центров ответственности, затраты отдельных центров ответственности, доходы центров ответственности и финансовый результат. Сущность управ. учёта – интегрированная система учёта затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, которая систематизирует информацию для оперативных управленческих решений и координацию проблем будущего развития предприятия.
В настоящие время выделяют 2 научные школы по определению сущности управленческого учёта:
1. Менеджмент эккаутинг –>основной задачей любой учётной деятельности является обеспечение управленческого персонала своевременной и полной информацией для принятия управленческих решений. При таком подходе управленческий учёт – это не только система сбора и анализа информации об издержках предприятия, но и система бюджетирования и система оценки деятельности структурных подразделений (центров ответственности). В целом, это в большей степени это управленческие технологии;
2. Контроллинг – управленческий учёт рассматривается как система сбора и интерпретации информации о затратах, издержках и себестоимости – то есть это расширенная система учёта для целей контроля за деятельностью предприятия.
Независимо от размеров структурного подразделения в управленческом учёте выделяют 4 типа центров отнесенности:
1. Центры затрат. Руководитель центра затрат обладает наименьшими управленческими полномочиями, несет минимальную ответственность за полученные результаты. Руководитель этого центра отвечает только за произведенные затраты. Система управленческого учёта в этом случае нацелена только на фиксирование затрат и их измерения на входе в центр ответственности. Пример: производственный участок, бригада, отдельное рабочее место;
2. Центры доходов. Центр доходов характеризуется тем, что его руководитель несет ответственность за полученные доходы и не отвечает за издержки, понесенные даны центром ответственности. Пример: отдел сбыта;
3. Центры прибыли. Руководитель центра прибыли несет ответственность за доходы подразделения, за понесенные расходы и за прибыль, полученную данным центром ответственности. Деятельность руководителей центра прибыли оценивается по размеру полученной прибыли, поэтому управленческий учёт в этом центре ответственности должен представить информацию о полученных доходах, о затратах на входе центра ответственности, о затратах, понесенных внутри центра ответственности, а также о конечных результатах на выходе из центра ответственности. Целью центра прибыли является получение максимальной прибыли. Руководитель центра прибыли не заинтересован в снижении качества продукции, так как снижение качества сокращает доходы и, следовательно, сокращается прибыль, по которой оценивается результат деятельности центра прибыли;
4. Центры инвестиций – сегмент предприятия, чьи менеджеры не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью инвестированных в центр ответственности средств. Руководители центра инвестиций обладают наибольшими управленческими полномочиями, и, следовательно, несут наивысшую ответственность за принимаемые решения. Руководителям делегировано право принимать собственные инвестиционные решения, то есть распределять выделенные администрацией предприятия финансовые ресурсы по отдельным проектам.
Таким образом, объектами управленческого учёта , являются издержки предприятия в целом и отдельных центров ответственности, результаты хоз. деятельности всего предприятия в целом и отдельных ЦО, внутреннее ценообразование, бюджетирования (финансовое планирование) и внутренняя отчетность. Различные сочетания экономических, юридических, организационных и технико-технологических факторов определяют разнообразие форм организации управленческого учёта.
Подсистема управленческого учёта
Признаки классификации | Виды подсистем |
Форма связи управленческой и финансовой бухгалтерии | Интегрированная |
Автономная | |
Оперативность учёта затрат | Система учёта фактических затрат |
Система учёта нормативных затрат | |
Полнота учитываемых затрат | Система учета полной себестоимости |
Система сокращенной себестоимости |
Управленческий и финансовый учёт образуют единую систему бух. Учёта на предприятии. Общепринятые принципы финансового учёта действуют и в управленческом. И в финансовом и в управленческом учёте используется оперативная информация, предъявляются единые требования к первичной документации и рассматриваются одни и те же хоз. операции. Оперативная информация используется не только в управленческом учёте для принятия решений, но и для составления финансовых документов. Таким образом, с целью исключения дублирования сбор первичной информации должен осуществляться в соответствии с интересами как финансового, так и управленческого учёта.
Финансовый и управленческий учёт представляют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учёта.
Но наряду с этим имеются принципиальные различия.
Область сравнения | Финансовый учёт | Управленческий учёт |
1. Обязательность ведения | Обязательно. Должны быть приложены определенные усилия для сбора данных в требуемой форме и с требуемой точностью, как это необходимо по законодательству, не зависимо от мнения руководителя на этот счет | Всецело зависит от воли руководства. Никакие посторонние органы и организации не имеют права указывать руководству что нужно и что не нужно делать. |
2. Цель ведения учёта | Цель - составление финансовых документов | Управленческий учёт – это средство обеспечения, планирования, управления и контроля в организации (процесс не прерывный) |
3. Пользователи информации | Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и финансовые органы | Внутренние пользователи: менеджеры организации, служащие и специалисты, помогающие менеджерам в сборе и анализе информации |
4. Базисная структура | Строится на балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства | Структура информации зависит от запросов пользователя, т.е. не всегда и не обязательно соблюдается балансовое уравнение. |
5. Основные правила | Ведется в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учёта. | Управленческий аппарат может следовать любым внутренним правилам в зависимости от их полезности |
6. Привязка ко времени | Финансовый учёт отражает финансовую историю организации. Бухгалтерские проводки делаются после совершения хозяйственной операции | Кроме исторической информации включаются оценки и планы на будущее |
7. Тип информации | Финансовые документы содержат информацию в стоимостном выражении | Используется информация не только в стоимостном, но и в натуральном выражении |
8. Степень точности | Высокая степень точности | Могут использоваться и приближенные оценки |
9. Периодичность отечности | Периодическая отчетность по итогам месяца, квартала, полугодия и 9 месяцев Годовая отчетность – по итогам года. | Детализированные отчёты могут составляться ежемесячно, ежедекадно, еженедельно и ежедневно |
10. Сроки предоставления отчётности | Промежуточная отчетность – в течение 30 дней после отчетной даты. Годовая отчетность – в течение 90 дней после отчетной даты. | Отчеты предоставляются в течении нескольких дней после окончания отчетного периода. Руководитель может запросить информацию немедленно |
11. Объект отчетности | В бухгалтерской финансовой отечности организация рассматривается как единое целое. В крупных организациях выручку и доход отражают по сегментам. | Основное внимание уделяется центрам ответственности |
12. Методы ведения учёта | Важнейшие элементы метода финансового учёта (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение) | Могут использоваться элементы метода финансового учёта, но не всегда. Запись информации не обязательно вести по двойной системе |
13. Ответственность за правильность ведения учёта | Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение данных в отчетности | Так как нет норм и правил ведения учёта, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильно принятое управленческого решения на основе неправильных данных управленческого учёта, т.е. ответственность за данные управленческого учёта руководитель не несет |