Вопрос. Учет готовой продукции.

Готовая продукция – это продукция, прошедшая все стадии обработки, укомплектованная соответствующим условиям договора или требованиям других документов в случаях, установленных законодательством.

Готовая продукция должна сдаваться на склад по сдаточной накладной. Выполненные работы оформляются актом сдачи-приемки (актом сдачи выполненные работ). На складе готовая продукция учитывается в натуральном выражении в карточках складского учета. Учет готовой продукции должен также вестись по местам хранения и по МОЛ. В установленные сроки бухгалтер проверяет порядок ведения карточек, проверяет первичные документы и на основании первичных документов, переданных в бухгалтерию составляют ведомость выпуска готовой продукции . на основании данных аналитического и синтетического учета формируется бухгалтерская отчетность. Продукцию продают покупателям и заказчикам на основании заключенных с ними договоров, в которых указываются все условия поставки. Готовую продукцию отпускают покупателям по накладным. Основанием для оформления накладной является распоряжение руководителя или другого уполномоченного лица. Накладная выписывается в нескольких экземплярах, количество которых должно быть достаточным для осуществления контроля за отгрузкой готовой продукции. На основании накладных выписывают счета-фактуры в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой передается покупателю. В счете-фактуре указывается сумма, подлежащая оплате покупателю, которая включает:

1. Стоимость отгруженной продукции по договорным ценам

2. Стоимость тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции

3. Транспортные расходы, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены

4. НДС в соответствии с действующим законодательством.

Продукцию отпускают со склада на основании доверенности на получение груза, которая выписывается организацией-покупателем своему представителю. Если продукция отправляется через экспедитора, то транспортная организация оформляет провозные документы, которые экспедитор передает в отдел сбыта для отметки о выполнении договора о поставке.

Бухгалтерия на основании отгрузочных документов составляет ведомость отгрузки и продажи продукции, в которой указывают наименование покупателя, дата и номер счета-фактуры, количество продукции, суммы по платежным документам, форму расчетов и отметку об оплате. По окончании месяца на основании первичных документов составляются оборотные ведомости движения готовой продукции по МОЛ и по местам хранения.

Готовая продукция в бухгалтерском балансе отражается по фактической или нормативной производственной себестоимости. Готовая продукция учитывается на счете 43. Оценка готовой продукции, используемая в текущем учете отражается в учетной политике, которая оформляется распорядительным документом по предприятию. Наиболее распространенная оценка готовой продукции – фактическая производственная себестоимость. Фактическую производственную себестоимость можно определить только в конце отчетного периода – месяца движение готовой продукции происходит ежедневно, поэтому в текущем бухгалтерском учете используется условная оценка готовой продукции – учет цена.

В качестве учетной цены могут применяться фактическая производственная себестоимость, нормативная производственная себестоимость, либо договорные цены (устанавливается учетной политикой). Нормативную себестоимость применяют в массовом и серийном производстве при значительной номенклатуре готовой продукции. Фактическая производственная себестоимость применяется в качестве учетной цены в единичном и малосерийном производствах при небольшой номенклатуре готовой продукции. Договорные цены применяются в качестве учетной цены при стабильности таких цен. Если учет ведется с использованием учетной цены, то может образовываться разница между фактической производственной себестоимостью и учетной ценой. Эта разница называется отклонения в себестоимости.

Независимо от метода определения учетных цен фактическая себестоимость должна быть равна : учетная цена +/- отклонения в себестоимости.

Если используется нормативная себестоимость, то в рабочем плане счетов открывают счет 40, который называется выпуск продукции. В течение отчетного периода в дебет счета 40 в корреспонденции с кредитом счета 20 списываются фактические затраты на производство готовой продукции. Реализация продукции ведется по нормативной себестоимости и отражается проводкой Д90.2 К40.

По окончании отчетного периода разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 40 означает отклонение.

Если дебетовые обороты превышают кредитовые – перерасход. Эти отклонения списываются на увеличение себестоимости продаж методом дополнительной записи Д90.2 К40. Если кредитовые больше – экономия, тогда запись Д90.2 К40 отражается методом красного сторно.

Корреспонденция счетов при отражении движения готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

Хо Д К
Приняты к учету на склад ГП ОС по фактической производственной себестоимости
Списывается фактическая производственная себестоимость реализованной готовой продукции 90.2

Разница между дебетовыми и кредитовыми оборотами по счету 43 указывает на наличие на складе нереализованной готовой продукции по фактической производственной себестоимости.

В случае если организация не производит готовую продукцию, а оказывает услуги, то счет 43(40) не используется. Фактическая себестоимость оказанных услуг на основании акта отражается бухгалтерской проводкой Д 90.2 К 20(23).

При определении фактической себестоимости в соответствии с учетной политикой организация принимает решение включать или не включать в фактическую себестоимость общехозяйственные расходы. Если принято решение, что общехозяйственные расходы являются расходами периода и в фактическую себестоимость не включаются, то все суммы, собранные в дебете 26 счета по окончании отчетного периода списываются в дебет счета 90.2 – себестоимость продаж.

Учет финансовых результатов от продажи продукции (работ, услуг)

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на её производство и продажу. Перечень этих затрат определяется Положением о составе затрат…(4).

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства и товарам;

работам и услугам промышленного и непромышленного характера;

строительным, монтажным, проектно-изыскательным, научно-исследовательским и т.п. работам;

услугам связи и по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;

предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета затрат на производство продукции. В тех отраслях, где фактическую себестоимость продукции определяют в конце года (растениеводство и т.п.), в течение года на счете 90 списывают плановую себестоимость продукции. По окончании года определяют отклонение фактической себестоимости продукции от плановой и выявленное отклонение списывают в дебет счета 90 с кредита счетов учета затрат на производство продукции (дополнительной проводкой или способом «красное сторно»).

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету - их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость проданной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический учет счета 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыли/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

Наши рекомендации