III. закрепление изученного материала

Ход урока

I. Актуализация знаний.

– Отгадайте загадки:

На лугу со всех сторон

Легкий-легкий,

Тонкий-тонкий

Будто слышится мне звон.

(Колокольчик.)

Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка.)

Белая, пушистая,

Густая и душистая

Завесила село –

Как будто подморозило,

Как будто сад и озеро

Метелью занесло.

(Черемуха.)

У реки, на лугу,

Босиком на снегу

Первые цветочки –

Желтые глазочки.

(Мать-и-мачеха.)

– Что объединяет слова-отгадки? (Это все растения.)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с растениями, узнаем, к какой природе они относятся: живой или неживой.

II. Открытие нового знания.

1. Фронтальная беседа о комнатных растениях.

– Что у нас на подоконнике растет, дышит и питается? (Комнатные растения.)

– Назовите известные вам комнатные растения.

– Как вы думаете, не мал ли горшочек для нашей герани?

– А может быть, если ее больше поливать, то и не надо менять горшочек, пусть живет в маленьком?

– А можно поставить герань на тумбочку в темный угол?

– Итак, какие условия необходимы для жизни растений? (Тепло, свет, вода, земля.)

– Почему все это необходимо комнатным растениям? (Они дышат, питаются, растут.)

– К какой природе относятся комнатные растения? (К живой природе.)

2. Работа по учебнику (с. 18–19).

– Рассмотрите центральный рисунок. Представьте себя на борту вертолета. Какие растения вы видите с вертолета? (Рябину, березу, яблоню, грушу.)

– Как одним словом назвать эти растения? (Это все деревья.)

– Деревья высокие, поэтому вы увидели их с вертолета. А чтобы увидеть растения, которые ниже ростом, придется спуститься на землю. Что вы увидите в саду семьи Ивановых? (Используя центральный рисунок и рисунки-подсказки, учащиеся говорят, что в саду растут малина, смородина, одуванчик, подорожник.)

– Листья каких деревьев изображены на рисунках-подсказках? (Листья рябины и березы.)

– Соотнесите рисунки листа малины и куста малины.

– Соотнесите рисунки листа смородины и куста смородины.

– Где растут рябина и береза? (У забора.)

– Соотнесите рисунки листа рябины и самого дерева.

– Соотнесите рисунки листа березы и самого дерева.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль – облетает.

В. Лунин

3. Работа по учебнику (с. 18).

– Отгадайте загадку:

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгибаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника.)

– Найдите на рисунке Машу. Какое растение рассматривает девочка? (Садовую землянику.)

– Что делает Маша? (Она рыхлит землю.)

– Зачем она это делает? (Она рыхлит землю, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания корней растения.)

– Покажите на примере садовой земляники, что растения, как и животные, относятся к живой природе. (Для растений характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, появление потомства, увядание (гибель).)

– Зачем люди поливают, удобряют растения?

– Отчего растение может засохнуть и погибнуть?

– Как размножается садовая земляника? (У нее образуются «усы» с молодыми растениями.)

– Вспомните такую картину: стоит летом протоптать новую дорожку на зеленой лужайке – и весной на ней не взойдут семена трав. Почему это происходит? (Семена не могут прорасти, так как земля утрамбована, в почве мало кислорода для дыхания растений.)

4. Практическая работа.

– Рассмотрите рисунок справа «Длительный эксперимент». Что нам предлагают сделать авторы учебника?

– Как надо ухаживать за семенами?

– Что мы должны будем увидеть через несколько дней?

III. закрепление изученного материала.

1. Викторина «Узнай цветы и травы по описанию».

1) Этот цветок ты часто видишь на клумбах. Но если поискать – найдешь его и в лесу. Ведь именно из леса, с помощью людей, конечно, пришел он в сады и парки.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Анютины глазки.)

2) Это высокое растение с яркими цветками можно увидеть на опушках, полянах, гарях, вырубках. У него двойное имя. Одна из частей имени дана растению за то, что из его листьев можно приготовить напиток, похожий на чай.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Иван-чай.)

3) Вся поляна покрыта голубыми, синими, лиловыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот пробежит ветерок – и над поляной послышится тихий серебристый перезвон...

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Колокольчик.)

4) Гирлянды белых маленьких колокольчиков на тонком стебле видны весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ягода. Но не бери ее в рот – она ядовита.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Ландыш.)

5) Красивый цветок. Но ядовитый. Злой. Лютый, как говорят о нем в народе.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Лютик.)

6) Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – теплая и нежная, как родная мать.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Мать-и-мачеха.)

7) С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда его не видел. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Мята.)

8) Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Желтые «кружочки» превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают легкие пушинки.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Одуванчик.)

9) Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растет там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натершему ногу, поранившему руку.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Подорожник.)

10) Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождем этот цветок обязательно закроется.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Фиалка.)

11) Раньше считали, что растение это «вооружено» длинными и острыми колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в чертей никто не верит, а название за растением закрепилось.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Чертополох.)

12) На изломе стебля у этого растения выступает желтый сок. Когда-то верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Чистотел.)

13) Это растеньице не любит солнца – растет в затененных местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения.

III. закрепление изученного материала - student2.ru

(Кислица.)

2. Работа в печатной тетради (задание 12).

– Отметьте цветной галочкой изделия человека. Что общего у этих рисунков с остальными?

– Раскрасьте изображения животных.

– Как одним словом можно назвать всех нарисованных животных?

Наши рекомендации