О вере в науке: тем хуже для фактов?
http://www.pravoslavie.ru/81128.html
Священник Андрей Хвыля-Олинтер
7–9 июля 2015 года в Москве прошел VI Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь – 2015». В его рамках состоялся Международный симпозиум «Фундаментальные представления современной науки о началах человеческой жизни». Организаторами симпозиума выступили Центр пронаталистских исследований и Автономная некоммерческая организация «Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей “За жизнь”».
На секции по естественнонаучному направлению интересный доклад с компьютерной презентацией представил протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, кандидат юридических наук, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, доцент Академии управления МВД России, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, академик Всемирной академии наук комплексной безопасности, полковник внутренней службы в отставке. Основное внимание на секционном заседании уделялось научным аспектам жизни человека в период от зачатия до рождения. Естественно, что наряду с вопросами, имеющими прямое отношение к главной теме обсуждения, значимым оказалось обсуждение базовых проблем современной науки.
Одна из главных целей науки – развитие и защита человеческих жизней и созидательных ценностей, включая в них личные, семейные, общественные, а также государственные ценности. И здесь стержневую роль играет духовное содержание науки, ее способность предохраняться от лженауки и аморальности, от противоестественных влечений, от насилий и убийств, прикрытых якобы научными (или «гуманитарными») обоснованиями.
Наука – одна из взаимодополняющих и взаимодействующих форм общественного сознания, в которое неотъемлемо входят также и философия, право, этика, эстетика, религия. Поэтому она не может существовать автономно, только по своим внутренним закономерностям и процессам. А так как человеческий фактор играет в ней ключевую роль, то и велико влияние на нее духовного, религиозно-мистического фактора.
Некоторые энтузиасты науки уверены, что она может всё, что она всесильна. В философии науки есть даже особое учение, называемое сциентизм. Оно рассматривает науку как средство решения любых социальных и иных проблем. Так ли это? Может быть, это учение утопично и поэтому опасно?
Наука – часть культуры. В конечном итоге она есть практическое воплощение идеалов господствующей духовности в общественном сознании и бытии. Куда направлена деятельность науки – на созидательность или деструктивность, в целом определяется доминирующими духовными факторами.
«Наука строится из фактов, как дом из кирпичей; но простое собрание фактов столь же мало является наукой, как куча камней – домом», – так в 1902 году отметил Анри Пуанкаре («Наука и гипотеза»). Выбранные факты: явления, процессы, предметы, законы, как стеклышки в калейдоскопе, можно в ходе научной и околонаучной деятельности складывать в узоры, исходя из принятых взглядов, установок, предположений, аксиом, логики. Каждый узор будет в чем-то объективен и непротиворечив, то есть будет частично соответствовать реальности. Возникает некий научный калейдоскоп, дающий многообразные завлекательные комбинации, основанные на различной аксиоматике.
Подчеркнем еще раз важность того, на какой аксиоматике базируется разум ученого
Научные картины мира, а также идеалы и нормативы науки всегда увязываются с господствующими духовностью и мировоззрением исторической эпохи, с ее культурой. Это обеспечивают духовные и философские основания науки. В их состав входят обосновывающие постулаты, идеи и принципы, которые указывают пути поиска. Они задают цели создания нормативных структур науки и образов реальности, а также толкования полученных результатов, в итоге – метанауку. Основания науки неоднородны. Они допускают вариации ее идей и категориальных смыслов. Наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые (из многих) духовные и философские идеи и принципы. Подчеркнем еще раз важность того, на какой аксиоматике базируется разум ученого. И здесь возникают такие феномены, как культура разума и системы идеалов. Они, в свою очередь, зависят от потребностей человека и общества. Но раз человека, значит, на первом месте явно или скрытно стоят духовные потребности.
Что такое духовность? Духовность – универсальное свойство личности, устремленность к идеалу, основа всего, что относится к самореализации и мотивации человека. Духовная сфера по своей сущности и как источник мотиваций решительно отличается от душевных, психологических и физиологических явлений. Духовность и человечность тесно взаимосвязаны. Конкретная духовность у людей различается как качественно, так и количественно. Содержание и понимание духовности зависят от воззрений и развития человека. Конкретная духовность определяет то или иное содержание ответов на главные телеологические вопросы:
- Кто я и почему существую?
- Есть ли у моего существования смысл и предназначение?
- Какова ценность каждой человеческой жизни?
- Имеется ли смысл, цель и предназначение у человечества, Природы, Вселенной?
- Что есть Истина?
- Существует ли Абсолютная Истина?
- Можно ли познавать Истину?
- Есть ли Бог?
- Как можно общаться с Богом?
- Есть ли мое существование после моей земной смерти?
- Что такое добро и что такое зло?
- Почему есть горе, страдания и несчастья?
- Существует ли душа или разум отдельно от тела?
- Всемогущи ли наука и разум?
- Существуют ли и другие пути познания мира и человека?
Отклик на эти вопросы обнаруживает веру человека. Что такое вера? Вера – индивидуальное внутреннее самоопределение, позиция человека в духовно-нравственном и религиозном пространстве, которую он обретает при нахождении ответов на вопросы, относящиеся к духовно-нравственной и религиозной сфере. Вера присуща всем людям, хотя может быть и неосознанной. Вера коренным образом отличается от убежденности, доверия и уверенности. Она является источником каких-либо духовных знаний, умения и опыта. Содержание конкретной веры связано с отношением личности к феноменам «ИСТИНА» и «ИДЕАЛ». Различные веры весьма несхожи в своем отношении к морали, нравственности, праву, власти, государству, обществу, семье, человеку, культуре, природе и миру в целом. Здесь обнаруживаются принципиальные различия подходов к пониманию семейных ценностей и самой жизни человека, а также к путям их достижения. В этом центре появляется не только наука, но и лженаука.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): “Знание больше, чем наука”
Известный гениальный хирург и ученый святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что «знание больше, чем наука». Науку можно определить как средство отображения людьми всеобъемлющей ИДЕИ в рациональную ограниченную форму. Возникает необходимость различение истинной ИДЕИ и ложных идей, то есть единственной науки и сонма лженаук. И опять существенно, какая выбрана духовность.
Укажем типичные признаки лженауки:
- Опора на псевдорелигиозную аксиоматику.
- Ставка на оккультную духовность.
- Игнорирование «неудобных» фактов выводов и обстоятельств.
- Использование малоизвестных наукоподобных терминов.
- Спекуляции на таинственности и секретности.
- Пренебрежительное отношение к преемственности научных знаний.
- Сенсации в СМИ при непризнании в научной среде.
Рассмотрим несколько фактов (из многих) о влиянии духовности на науку. Ведь это воздействие в огромной степени определяет взгляд общества на человека и семью.
Вначале покажем религиозные аксиоматические основания (идеалы) материализма (то есть его Объект служения, идеал и рационально недоказуемую веру).
Универсальными свойствами материи в материализме объявляются:
- несотворимость и неуничтожимость,
- вечность существования во времени и бесконечность в пространстве,
- вечность движения и изменения, саморазвития, превращения одних состояний в другие,
- вечность существования закономерностей и причинности,
- единство законов в мире,
- детерминированность всех явлений,
- самозарождение и эволюция жизни, а также самопоявление высшей формы отражения – абстрактного мышления и сознания.
Видно явное обожествление материи и отвержение любых весомых телеологических факторов
Тут видно явное обожествление материи и отвержение любых весомых телеологических факторов.
Тем не менее известны многие эмпирические данные в палеонтологии, геологии, археологии, биологии, эмбриологии, генетике, астрофизике, в других областях знаний, которые являются полной загадкой для науки и принципиально противоречат аксиомам материалистической духовности. Однако они имеют объяснение в свете именно прямого и буквального понимания Священного Писания, подтверждают его, но никак не объяснимы с точки зрения моделей случайности, даже теистических.
Если какую-либо гипотезу, претендующую на статус теории, одни факты подтверждают, зато другие отрицают, то это означает, что Истина где-то в другом месте.
Особенно много больших и малых нескончаемых загадок и парадоксов обнаруживается при исследовании жизни и микромира во всех их проявлениях.
Например, в биологии:
- преадаптация, то есть сложность строения любого органа и функции организма и невозможность их функционирования в стадии «переходной формы»,
- красота в природе – неудобна для выживания (скажем, хвост павлина, райские птицы, бабочки); при случайной эволюции мир был бы полон безобразными монстрами,
- «высшие» формы – более сложные и уязвимые; простые – наиболее приспособленные как вид, что явно противоречит направлению эволюции,
- совесть человека – самое неудобное свойство для выживания,
- отсутствие эволюции на примере бактерий (которые за несколько лет проходят количество сменяющихся поколений, аналогичное миллионам лет у «высших» животных) при нескольких десятилетиях проводимого эксперимента,
- отсутствие мертвых секвой… и т.д. и т.п.
Загадочно уже само существование конкретных таксонов (ископаемых и живых), а не постепенной и устойчивой метаморфозы, которая должна была бы наблюдаться в случае пошаговых процессов, без всякой возможности классификации. Проводя эту классификацию, изображая и называя виды животных (современных и вымерших), сторонники хаотичной случайности сами себя опровергают.
А сколько нескончаемых чудес и тайн в живой клетке. Живые системы на всех уровнях своего существования поражают людей разумностью, цельностью, сложностью, целесообразностью и красотой своего строения. Это случайно?
Цикл жизни насекомых содержит в себе качественно разные и взаимосвязанные звенья, которые не могут появиться постепенно, а должны возникнуть сразу одновременно.
Жгутик – это молекулярный мотор (наномашина), используемый микроскопическими организмами для своего движения в жидкой среде. Один из примеров – сперматозоид. Эта наномашина состоит из множества деталей. Удаление одной из таких мельчайших составляющих данного мотора сделает неработоспособной всю систему в целом. Некоторые жгутики, работая подобно лодочному мотору, вращаются со скоростью 100 000 оборотов в минуту, причем внезапно вращение может изменять направление на противоположное. Отдельные ученые называют этот механизм «самым совершенным во Вселенной».
С позиции теории эволюции объяснить возникновение столь сложного механизма, как жгутик микроорганизмов, невозможно
Жгутик – классический пример разумного проектирования, который можно видеть в простейших организмах. С позиции теории эволюции объяснить возникновение столь сложного механизма невозможно. Строение и функционирование жгутиков являют собой пример неразрушимой комплексности, свидетельствующей о разумной целесообразности.
Жук-бомбардир защищает себя от хищников с помощью сильной струи кипящей жидкости, выпрыскиваемой под высоким давлением во время быстрого действия под названием пульсивное возгорание. Температура жидкости – около 100° Цельсия! Выброс происходит импульсивно с частотой до 500 выстрелов в секунду. Брюшной кончик жука действует в роли вращающейся орудийной установки, которая позволяет жуку направлять поток жидкости в любом направлении… Постепенная «эволюция» и здесь невозможна!
Конфокальная микроскопия, увеличение в 200 раз. Фото: Igor Siwanowicz / Olympus BioScapes Digital Imaging Competition
Еще примеры. Зубчатые колеса в природе: задние конечности «цикады-лепестка» Acanalonia conica. При прыжке эти насекомые испытывают перегрузки в 500g. Случайно возникли?
Палеонтологи нашли окаменелость кузнечика с мельчайшими деталями его организма. Специалисты по биомеханике пения и слуха насекомых узнали, что прародитель современных насекомых уже использовал схожий механизм звучания. По конструкции звуковых органов ученые воссоздали «песню любви» кузнечика из Юрского периода (спустя 165 миллионов лет). Древнейший кузнечик пел так же, как и современный. Где же случайность?
Поражает устройство языка дятла.
Языки дятла и хамелеона с их обязательными дополнительными приспособлениями не могли появиться случайно и постепенно!
Язык дятла имеет на конце колючки и каплю клея. Так он подбирает насекомых, которые прячутся в ходах внутри дерева. Окружая голову и шею под кожицей сзади, язык растягивается до 15 см дополнительно. Он длинный, но вместо того, чтобы свисать, находится в муфте под свободной кожицей позади шеи. Там косточки языка разделяются на две ветви и снова соединяются вместе перед входом в клюв. Дятел направляет свой язык точно туда, где прячется насекомое. Насекомое надежно захватывается сложными устройствами на конце языка и втягивается в клюв. Хитроумный язык, с устройствами на конце, пять тонких гибких косточек с суставами. Что укоренило их в правой ноздре, окружило голову и шею сзади и вернуло в углубление между двумя половинками клюва? Никакие промежуточные состояния здесь невозможны. В качестве научного эксперимента попробуйте позавтракать, непрерывно высовывая свой язык в сторону изо рта.
Языки дятла и хамелеона с их обязательными дополнительными приспособлениями не могли появиться случайно и постепенно!
Хамелеон
Еще поучительная иллюстрация – органы равновесия креветки.
Для того чтобы знать, где дно, а где поверхность, у креветок и других аналогичных животных есть органы равновесия – статоцисты – мешочки с чувствительными волосками, в которых перекатываются песчинки, захваченные из внешней среды. Положение песчинок в статоцисте указывает направление вниз – значит, плыть надо в обратную сторону. Перевернется креветка – перекатятся, задевая чувствительные волоски, песчинки в статоцисте, рецепторные клетки подадут сигнал нервным ганглиям об изменении положения тела в пространстве. Действие статоцита (вестибулярного аппарата) креветки зависит от песчинки, которую находит и через маленькое отверстие помещает в него сама креветка. Через какие случайные стадии (непрерывно благоприятные для выживания данного вида!) проходило становление этого органа?
Система свертывания крови. Это единая система, выполняющая следующие противоположные функции:
- поддержание крови в сосудах в жидком состоянии,
- осуществление гемостаза (предотвращение больших кровопотерь и гибели организма).
Гемостаз – сложный ферментативный процесс, в результате которого образуется кровяной сгусток. Система свертывания крови – это многокомпонентная система, в состав которой входят белки, фосфолипиды, обломки клеточных мембран и ионы кальция. Постепенно она не могла возникнуть!
Кровобращение у позвоночных животных – рыб, земноводных, птиц и млекопитающих: 1 – сердце; 2 – сосуды большого круга кровообращения; 3 – сосуды малого круга кровообращения. Венозная кровь показана синим цветом, артериальная – красным, смешанная – фиолетовым. Возникать друг из друга из-за качественных различий они не могут!
Лимит (предел) Хейфлика (старение клеток в организме). На клеточном уровне запрограммированная смерть (апоптоз) доказана экспериментами. В клетке включается специальный механизм самоубийства, когда она гибнет, устраняя опасность для жизни или нормального функционирования многоклеточного организма. Апоптоз обусловливает исчезновение хвоста головастика и осенний листопад (откуда и произошел сам термин). Клетки человека умирают после определенного количества делений. Клеточные «часы» – это структуры на конце хромосом, известные как «теломеры». Каждое деление клетки укорачивает теломеры и ведет гибельный отсчет времени жизни клетки и, в конечном итоге, всего организма. Механизмы, подобные апоптозу, действуют и на субклеточном, и на надклеточном уровнях. Старение есть, прежде всего, запрограммированная смерть на надклеточном уровне, то есть на уровне всего организма.
Слепые случаи неизбежно уничтожат зачатки любых систем, ведущих организм к старости
Ученые нашли в мозге «центр старения». Обнаружили, что «эндокринный центр» мозга – гипоталамус – принимает участие в процессе старения. Существует своеобразный «центр старения», контролирующий этот процесс. Гипоталамус управляет частью этих самоубийственных процессов. Слепые случаи неизбежно уничтожат зачатки любых систем, ведущих организм к старости, то есть к самоубийству.
Эмбриология. Загадочный факт: происхождение большинства гомологичных (сходных) органов разных животных и человека из разных зародышевых клеток при участии разного генетического материала.
Тайны развития эмбрионов:
- Почему при развитии эмбриона исчезают симметрии (возникают ассиметрии)?
- Что контролирует развитие и взрослое состояние (морфостаз)?
- Каковы причины формообразования в пространстве и времени и сохранения правильной стабильной формы?
Центральный вопрос биологии развития – вопрос становления. Его изучает не только эмбриология, но и космология. Загадки в космологии можно «объяснить» тем, что «так устроена природа», но в биологии возникает дополнительный онтологический уровень. Откуда формирующийся организм знает, куда в пространстве надо расти и сколько клеток куда добавить, чтобы получился орган нужной формы?
Должно быть некое «поле», чтобы сделать трехмерную структуру определенной формы. Принцип развития формы – целостность и действие самоорганизующихся модулей-полей (морфогенетических полей), саморазвертывающихся друг из друга. Любая целенаправленная активность есть функция некоей системы (поэтому влияние высших сил здесь очевидно).
Генетика:
- Неизбежен дегенеративный характер мутаций. Мутации неспособны породить новую информацию. К тому же естественный отбор способен только отсеивать генетическую информацию, но не прибавлять ее. Из чего следует принципиальная невозможность перехода микроэволюции (которая является лишь естественной формой селекции (отбора), адаптации, разделения исходного генотипа на популяции) в макроэволюцию.
- Современная генетика разработала методы подсчета количества накопленных дефектов, появившихся в результате длительных мутаций. Оказывается, что естественный отбор не уменьшает «генетический груз» (постепенно увеличивающееся вредное воздействие мутаций на живые организмы), пусть и с учетом рецессивных. Количество таких дефектов свидетельствует, что жизнь на Земле существовала отнюдь не многие миллионы и тем более не миллиарды лет.
- Открытие существования мономорфных генов, кодирующих жизненно важные признаки вида, одинаковых у всех особей одного вида, не подлежащих вариациям. Их изменения летальны для организма и делают непреодолимой границу между сотворенными родами и невозможным переход микроэволюции (естественной селекции) в макроэволюцию.
- Из 2-го начала термодинамики (закона тления) следует математическая невероятность согласованного синхронного «полезного нарушения» сразу целого комплекса генов в нужном направлении для полезного изменения органа или появления нужного признака.
- Информация ДНК может считываться только ферментами, информация для создания которых тоже закодирована в ДНК, – замкнутый круг, доказывающий наличие внешнего Разума.
- Текст ДНК по принципам строения сходен с человеческой речью, написан, носит разумный и явно неслучайный характер. Все методы поиска инопланетных цивилизаций отлавливанием разумных сигналов из космоса, если их применить к ДНК и иным носителям генетической информации, однозначно указывают на их происхождение от Сверхразума.
Биология и «теория эволюции»: