Преданность вере в Судный День, вере в предопределенность как добра, так и зла.

1. Преданность вере в Судный День

Вера в Судный День является пятым столпом исламского вероучения.

Всевышний говорит:

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в Пророк,ов…»(2:177).

О Последнем дне упоминается во многих хадисах. Например, в том сообщении, в котором пересказывается диалог Джибриля, мир ему, с Мухаммадом, S: «Верить в Аллаха, в Его ангелов, Писания и посланников, в Последний День, а также верить в предопределенность как добра, так и зла»[319]. Отметим, что большинство людей в мире, независимо от своих убеждений и интеллектуального уровня, будь то язычники или философы, верят в жизнь души, в ее вечность после смерти плоти.[320]

Словом, истинно верующий человек, твердо убежден в том, что мирская жизнь невечная и имеет свой конец, что этот мир – поле для деятельности и испытаний.

Всевышний говорит:

«Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий»(67:2).

Он также говорит:

«Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха – нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?»(28:60)

В другом аяте сказано:

«Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!»(29:64).

Вера в Судный день постоянно напоминает человеку о Всевышнем Аллахе, побуждает его к честности, верности во всем, поскольку он осознает, что будет спрошен за малое и большое.

Именно поэтому, самое значимое, за что с человека спросят в День воскрешения, – это верность, как повествует об этом хадис от Абдуллаха ибн Масуда, R: «Поистине, мученичество откупает любой грех, кроме (нарушения) верности. В День воскрешения приведут человека, и если он был убит на пути Всевышнего Аллаха, то будет сказано ему: „Выполни свое обязательство в отношении верности“. А он ответит: „Как мне ее выполнить, ведь жизнь миновала?“. Тогда верность будет представлена ему на дне Ада. Он провалится туда и понесет ее на плечах. Она сорвется с его плеч, и он будет проваливаться вслед за ней вечно». Далее Зазан[321] говорит: «Я пришел к аль-Бара’[322], R, и рассказал ему об этом, на что он сказал: «Прав мой брат, ведь„Воистину, Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий“» (4:58)[323].

Вера в Судный день непосредственно отражается на поведении мусульманина, на его отношении к людям. Так, «если он занимается торговлей, то он честный, достойный доверия деловой человек. Если он беден, то он просто благонравный человек, выполняющий свою работу. В деле он усердствует, побуждает к благому. Если он богат, то щедр и сострадателен. Если он – судья, то проницателен и справедлив. Если он – правитель, то искренен и честен с людьми… И если он работает прислугой или работает где-нибудь за заработную плату, то он правдив и ответственен»[324].

2. Преданность вере в предопределенность как добра, так и зла

Вера в предопределенность как добра, так и зла является шестым столпом исламского вероучения. Есть множество текстов и сообщений, указывающих на предопределение Всевышним Аллахом, присутствующее абсолютно во всем.

В частности, Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению»(54:49).

Он также говорит:

«Веление Аллаха является решением предопределенным»(33:38).

Вот что сказал Тауис[325]: «Я застал людей из числа сподвижников Посланника Аллаха, S, которые говорили: «Все – согласно предопределению»[326]. Он также поведал: «Я слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: „Все согласно предопределению, и даже беспомощность и находчивость (или находчивость и беспомощность)“»[327]. А вот что рассказывает Абу Хурайра, R: «Как-то пришли язычники-курайшиты и начали спорить с Посланником Аллаха о предопределении, и тогда был ниспосланы аяты:

„В тот день их ничком поволокут в Огонь:„Вкусите прикосновение Преисподней!“Воистину, Мы сотворили каждую вещь согласно предопределению“»(54:48, 49).

Под предопределением имеется в виду то, что Аллах все предопределил и решил, и Его знание, Преславен Он, изначально объемлет все, что было, есть и будет.

Преданность вере в предопределенность вещей свыше побуждает человека идти уверенной поступью по жизненной тропе. Словом, он благодарен за каждую милость, он терпелив в любой беде. Что бы он ни получил или чего бы он ни удостоился – это не его заслуга, ум и находчивость, а щедрость Всевышнего Аллаха к нему.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«Все блага, которые вы имеете, – от Аллаха. И если вас касается беда, то вы громко зовете Его на помощь»(16:53).

А если для него настанут тяжелые времена, то он осознает, что это предопределено ему Аллахом в качестве испытания, и поэтому не падает духом, не отчаивается.

Всемогущий говорит:

«Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко»(57:22).

Более того, ему следует принять это испытание как должное, проявить смиренность и терпеливость с верой и надеждой на милость Всевышнего. Ведь в этом и есть благо, поскольку Щедрый Господь вознаграждает терпеливых. Вот что сказал Пророк, S: «Дивно положение верующего – что бы ни было с ним, все оборачивается для него благом. Такое не дано никому, кроме верующего. Коль пребудет он в радости и будет благодарен, то будет это для него благом. А если постигнет его горе, он будет терпелив, и это будет благом для него»[328].

Другим плодом веры в предопределение является довольство души тем, что она имеет. Пророк, S, сказал так: «…и будь доволентем, что Аллах даровал тебе, станешь самым богатым человеком…»[329] Посланник Аллаха, S, также сказал: «Богатство (заключается)не в большом количестве благ сего мира. Однако богатство – это богатство души»[330].

С другой стороны, вера в предопределение заставляет человека всегда быть наготове к тому, что уготовил для него Всевышний.

Ведь Аллах говорит:

«Неужели они не опасались замыслов Аллаха? Замыслов Аллаха не опасаются только люди, терпящие убыток!»(7:99).

Ведь сердца рабов Аллаха в руках Творца. Он обращается с ними по Своему усмотрению, и Он, конечно же, справедлив и не поступает к ним несправедливо.

Аллах, Всемогущ Он и Велик, говорит:

«А тот, кто совершал праведные дела, будучи верующим, не будет бояться ни несправедливости, ни ущемления»(20:112).

Наши рекомендации