Технологии модульного обучения биологии: сущность, специфика, возможности применения при обучении биологии.
Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии, с которой нас, учителей биологии, познакомила Т.И. Шамова, доктор педагогических наук, профессор, чл.-корр. РАО. Модульное обучение как педагогическая технология эффективно решает данную проблему.
Основателем модульного обучения считают Дж. Рассела ("Modular instruction", 1974). Модульное обучение в России стало известно в конце 80-х годов благодаря исследованиям Юцявичене П.А. и его учеников. П.А. Юцявичене под модулем понимает "целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности".
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с определенной дозой самостоятельности) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ему предлагается инструкция, в которой определены:
-цель усвоения модуля;
-где найти учебный материал;
-как овладеть им (прочитать, найти ответы на вопросы, составить конспект, заполнить таблицу и т.д.);
-как проверить правильность выполнения задания (контроль - тесты, письменные работы и т д. - определяет степень усвоения материала).
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей .
Успех применения модульной технологии в учебном процессе зависит и от того, как подготовлены инструкции для учащихся. В процессе работы инструктивные задания не должны носить слишком "опекающий характер", регулирующий каждый шаг ученика (возьми в руки это, посмотри на рисунок и т.д.). Это отбирает много времени на чтение большого количества "командных" заданий. Четко поставленные задачи и хорошо продуманные задания, умелая помощь учителя на первых уроках, позволяют ученику достаточно быстро научиться работать с модулями. На уроках все учащиеся заняты работой, не отвлекаются на посторонние дела, поэтому не бывает нарушения дисциплины. У детей нет боязни получения низкой оценки, так как они имеют возможность доработать изучаемый материал и получить более высокую оценку.
Выводы: ее применение обеспечивает формирование устойчивого интереса к предмету; активизацию познавательной деятельности; индивидуальный подход к учащимся; гибкость предоставления информации; развитие мышления; возможность самоконтроля и самооценки; формирование самостоятельности и навыков учебной деятельности.
Благодаря компьютеру, процесс подготовки модулей, распечатка их в любом количестве упрощаются. Безусловно, много времени уходит на подготовку модулей, но это помогает добиваться такой организации учебного процесса, при которой все ученики работают самостоятельно и прилежно, имеют возможность самореализоваться, учатся самостоятельно добывать знания, т.е. учатся учиться.
Проблемное и развивающее обучение биологии.
Проблемное обучение
Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.
Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение – такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует:
1. Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем;
2. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.
Характерный признак проблемного подхода—самостоятельная познавательная деятельность.
Применение методов проблемного обучения невозможно без определенным образом построенной системы заданий, посредством которой и создаются проблемные ситуации.
В книгах В.А. Бухвалова показаны алгоритмы составления биологических задач, в том числе и творческих.
1. Задачи на выбор информации.
Выберите признаки, характерные для…
2. Задачи на исправление ошибок
3. Задачи на сравнение и составление выводов. Сравните строение ,функции, образ жизни …
4. Задачи на установление взаимосвязей .Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни
5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных конкретного вида?
6. Задачи на выявление противоречий. Существуют два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток.?
7. Задачи на постановку опытов. Предложите опыты для выяснения причин ,например, листопада или механизмы испарения воды листьями.
8. Задачи на выдвижение гипотез. Предложите гипотезы для объяснения факта или явления :например, замедление дыхания во время спячки у медведя.
9. Задачи на объяснения результатов опыта. Объясните результаты данного опыта .
10. Задачи на анализ гипотезы .Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Проанализируйте эту гипотезу.
Следует сказать о некоторых требованиях к системе заданий.
1. Задания должны охватывать достаточный объем учебного материала
2. Система заданий предусматривает усвоение материала на разных уровнях :на понятийном, репродуктивном, творческом
3. Дидактичекая система заданий предусматривает возможность повторения учебного материала на разных уровнях.
4. Задания должны быть интересными для учащегося.
5. Задания должны быть рассчитаны на возможность их самостоятельного выполнения учащимися.
6. Задания предполагают сотрудничество с другими участниками процесса.
7. В заданиях предусматривается возможность контроля и самоконтроля.
8. Одна и та же проблема может предъявляться в разных контекстах.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Цель проблемного обучения :усвоение не только результатов научного познания ,но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение строится на принципе проблемности, реализуемые через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: проблемного изложения ,исследовательского, эвристического. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы , выдвижение предположений и обоснование гипотезы; проверка правильности решения проблемы .Их применение эффективно тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Проблемное обучение на начальных этапах неэкономно, но правильное ,продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и .позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.
Исследовательский метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе биологии этот метод применяется в лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Исследовательская работа формирует у учащегося качества ,необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда ,когда учителем целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Бессистемное применение проблемных задач мало эффективно. Работа над проблемой исследования оформляется в виде реферата, научно-исследовательской работы, проекта; учащиеся 9,10,11 классов представляют результаты своей работы на школьной научно-практической конференции, окружной экологической конференции.
Развивающее обучение:
Развивающее обучение – это один из видов педагогических технологий .
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям обучающегося.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Физический возраст определяет количественные и качественные возможности психического развития.
Концепции развивающего обучения:
Концепция Л.В. Занкованаправлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
Концепция З.И Калмыковойнаправлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
Концепция Е.Н. Кабановойнаправлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
Концепция Г.А .Цукерманнаправлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Элькониналичностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
Концепция С.А .Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
Концепция И.С. Якиманскойнаправлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
Концепция Г.К.Селевконаправлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванованаправлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
В настоящее время получили распространение в школе концепции развивающего обучения: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Данные концепции разработаны для системы начального образования. Содержание биологии, как науки, так и учебной дисциплины, включает факты, понятия, законы и теории, которые позволяют реализовывать принципы и технологию построения концепции развивающего обучения.
Этапы развивающего урока:
1. Начальный.Его цель: создание потребности и мотивации к познанию.
2.Основной. Его цель: изучение материала силами самих учащихся через их деятельность.
3. Итоговый. Его цель: сведение воедино всей новой информации, добытой учениками.
4. Заключительный: Его цель: применение новых знаний в практике.
Цель развивающих уроков - общее развитие ученика, а не только егопознавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.