Принадлежность методики обучения биологии к педагогическим наукам. Структура методики обучения биологии.

История развития отечественной методики обучения биологии. Становление методики обучения биологии в XVIII веке.

1. 1701 – открытие школы математических и навигационных наук в Москве. Директор – АД Фарварсон. Возраст учащихся 18-20 лет. Школа готовила моряков, инженеров , служивых.

1707 – открытие в Москве хирургической школы при военном госпитале для подготовки врачей. Обучение: анатомии, хирургия. Фармакология, латынь, рисование. Практика в госпитале

С 1721 по инициативе Татищева стали открываться школы грамоты при уральских заводах, где обучали грамоте, чтению, письму, арифметике, геометрии, черчению, и рисованию, закону божьему. Готовили грамотных мастеров и квалифицированного рабочего

1732 – сухопутный кадетский корпус – кроме обязательного перечня предметов, курсы по выбору в том числе – натур.истории

1782 – учреждена специальная комиссия для проведения школьной реформы, Ф. И. Янкович автор передовых школьных учебников и директором народных училищ одной из славянских провинций Австрии

1783 - создана учительская семинария при главном народном училище в СПб. Появилось первое методическое руководство для учителей народных училищ. Создано 30 учебников и пособий, географ карты, атласы и таблицы

Главные училища были рассчитаны на 5 лет и к ним добавлялись предметы: латинский, география, история, механика, геометрия, физика, естественная история, изучавшаяся в 4 классе 5 ур в нед

Естествознание становится официальным узаконенным предметов.

Для написания учебника по естественной истории был приглашен естествоиспытатель, путешественник ВФ Зуев (1754-1794)

1786 – «Начертание естественной истории, изданная для народных училищ Российской империи по высочайшему повелению царствующей Императрицы Екатерины2»

2 части: ископаемое царство, прозябаемое царство, животное царство

Группы: деревья и кустарники; цветки; огородная зелень; культурные злаки; луговая зелень, кратко мхи, папоротники, лишайники и грибы.

Особенности учебника: живость изложения материала, точность формулировок, отсутствие излишней многословности

Утилитарно-описательный характер носит и учебник естествознания Георга, Христиана Раффа «Естественная история для малолетних детей». 1785 год

Советский период в развитии методики обучения биологии.

В нач 60х годов в журнале «Биология в школе» проходила дискуссия по проблемам обучения био.

1962 год – министерство просвещения РФСР объявило конкурс на создание новых программ

1964 г – представляются 3 программы: 1) от коллектива ученых и учителей Москвы; 2) от коллектива ученых из Ленинграда; 3) от коллектива ученых Новосибирской академии наук

Первенство заняла программа из Ленинграда, под руководством Полянского

1965 в соответствии с данной программой в школе начинает действовать учебник Коргачиной

1966 учебник зоологии Рыкова и учебник общей биологии для 10 кл авторы: Верзилини, Корсунская, Полянский, Суханова, Данилевский – все учебники были написаны на основании теории развития понятий

Верзилин – развитие био понятий в шк предмете и методов обучения

Зверев – пробелмы систематизации учебно-воспитательного процесса

Брунович – проблема развития мышления у школьников и деятельностный подход в обучении

Корсунская – активизация МОБ и методика уроков по общей биологии

Трайтак – развитие интереса у школьников и особенности преподавания био в сельской школе

Рыков – возрождение курса «Неживая природа» в модернизированном виде

Пономарева – определение системы экологических понятий и ее развитие в школьном курсе био

Реброва – проблемное обучение биологии

Гольнева – программированное обучение биологии

Кейран – пробема взаимосвязи МОБ и дидактики

Комиссаров – методологические аспекты в обучении биологии

Суравелина и Захлебный – развитие ответственного отношения к природе

Пасечник – организация учебно-познавательной деятельности в процессе обучения био

Особенности методики обучения разделу «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники».

Часов – 1 урок в неделю

Обучающие задачи: 1) познакомить учащихся с особенностями клеточного строения раст и основными тканями, 2) сформировать знания о строении органов раст в связи с функциями, 3) раскрыть основные этапы эволюции раст мира, познакомить с основами классификации с систематики; 4) доказать взаимосвязь раст с факторами неживой природы, 5) выявить значение раст в природе и жизни чел, 6) выявить особенности строения и жизнедеятельности бакт, грибов, лишайников, 7) развивать предметные био умения, 8) способствовать развитию общеучебных умений у школьников

Развивающие: 1) развивать интеллектуальные умения, 2) развивать коммуникативные умения способствующие социализации учащихся, 3) развивать познавательный интерес и мотивации к изучению био, 4) содействовать раскрытию индивидуально-психол качеств личности, их творческие способности

Воспитательные: 1) формировать научное мировоззрение на содержание раздела, 2) реализовать эстетическое, этическое, экологическое, патриотическое воспитание

Методикой преподавания занимались: Половцов, Верзилин, Боровицкий, Трайтак, Пасечник

Раздел включ систему морфологических, анатомических, физиологических, систематических, экологических понятий, а также сведения по агрономии, филогении и эволюции растений

Представлены: специальные понятия – лист, корень, цветок и др; общебиологические понятия – клетка, обмен веществ

Формируются важнейшие биологические умения: 1) распознавать и определять раст, 2) пользоваться лупой и микроскопом, 3) проводить наблюдения, 4) ставить опыты,5) выращивать культурные растения

Особенности содержания раздела принцип сезонности – согласно кот в структуре учитываются сезонные изменения раст

Формы организации обучения разделу «Растения»: 1. Урок, 2.Экскурсии 3. Внеурочная работа (наблюдения, эксперименты, закладка опытов)

Ведущие методы обучения и методическиеприемы: ведущее значение практические методы (практич и лабор работы). Лаб работы в 6 кл проводятся фронтально

Наглядные методы (демонстрация опытов)

Средства обучения: - натуральные объекты, - постоянные и временные микропрепараты, - изобразиельные пособия (плоскостопие, рельефные, модели и муляжи)

Часов. 2 урока в неделю

Обучающиезадачи: 1) сформировать знания о внешнем и внутреннем строении жив, в связи со средой обитания, 2) выявить сущность процесса жизнедеят, протекающих в организме жив, 3) доказать взаимосвязь жив раст и организмов неживой природы, 4) познакомить с осн. Этапами эволюции жив мира, 5) раскрыть значение жив в природе и жизни чел, 6) развивать предметные зоологич умения (определять систематич принадлежность жив, распознавать систему органов, выявить черты приспособленности организмов к среде обитания, проводить наблюдения за жив, и ухаживать за ними); 7) способствовать развитию общеучебных умений, испольщовать для решений познавательных задач различные источники

Развивающие:1) развивать интеллектуальн умения, 2) развивать коммуникативные умения,3) способствовать развитию познавательного интереса к био, творческому развитию на основе изучения раздела

Воспитательные:1) формировать научное мировоззрение на учебном содержании раздела,2)реализовывать этическое, эстетическое, экологическое, санитарно-гигиеническое воспитание на соответственном учебном материале

Вопросами занимался: Беляев, Рыков, Шалаеве

Содержание и структура раздела: систематические характер, все темы имеют основные био идеи и закономерности: - эволюция орг мира, - уровневая организация жив природы, - ценность жизни, - связь строение со средой обитания

Типичныепредставителисистематических групп: Саркожгутиконосцы (Корненожки – амеба, Жгутиконосцы - эвглена); Инфузории – инфузория-туфелька; Споровики – малярийный плазмодий; Кишечнополостные (Гидроиздные – гидра обыкн); Плоские Черви (Ресничные – молочно-белая планария, Сосальщики – печеночный сосальщик, Ленточные – бычий цепень); Круглые черви – человеческая аскарида; Кольчатые черви (Малощетинковые – дождевой червь, Многощетинковые - нереида); Моллюски (Брюхоногие – прудовик обыкн, Двустворчатые – беззубка, Головоногие - кальмар); Членистоногие (Ракообразн – речной рак, Паукообр – паук-крестовик, Насекомобраз – медоносная пчела); Хордовые (Ланцетники – ленцетник европейский, Рыбы – окунь речной, Земноводные – обыкн лягушка, Пресмыкающие – прыткая ящерица.Птицы – сизый голубь, Млекопитающие – дом. собака)

Понятия: специальные – для зоологии, общебиологические

В содержание раздела включены: - морфологические (форма и отделы тела); - анатомические (органы и система органов); - физиологич (питание, дых); систематич (вид, род); - экологические (формы среды)

Продолжается развитие предметных умений: - пользоваться увел.приборами; - готовить микропрепараты; - определять систематическую принадлежность, - ухаживать за животными; - провдить био опыты и наблюдения

Структура содержания (Трайтак и Андреева): Введение – однокл.жив – многокл жив – черви – моллюски – членистоногие – насекмоые – хордовые – рыбы – земноводные – пресмыкающие птицы – млекопит.

Порядок изучения: внешнее строение, внутрен строение, многообразие, значение в природе в жизни человека

Формы организацииобучения: Урок, Зооэкскурсии, Внеклассная работа (кружки натуралистов)

Ведущие методы обучения и метод.Приемы: преимущественно наглядные и словесные методы (демонстрация жив животнызх и чучел, таблицы, рассказ, объяснение и беседа)

Применяется сравнительный подход: происхождение сравнение и сопоставление строения и ж/д животных из темы в тему.

Средство обучения: таксидермические пособия (чучела, тушки, шкурки), влажные и остеологические препараты, коллекция беспозвоночных. Изобразительные пособия – плоскостные и рельефные таблицы, модели и муляжи

11. Методика обучения разделу "Человек и его здоровье"

Учебно-воспитательные задачи

Обучающие

1)Сформировать знания об особенностях строения и формирования тканей органов и физиолог. систем органов, выявить особенность нервной и гуморальной регуляции

2)Установить черты сходства и различия в строении и функциях с организмом млек животых. Раскрыть основные этапы эвол. чел-ка

3)Познакомить с ф-ми влияющими на сохранение здоровья , с приемами оказаия первой мед. помощи , правилами гигиены

4)Развивать практ. умения распознавать органы и системы органов, устан. связь между их строением и функциями, пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения,оказывать 1-ю мед. помощь

5)развивать общеучебные умения на материала раздела (планирование конспекта, поиск информации)

Развивающие

1)способствовать развитию мышления, на основе развития интелектуальных умений , сравнивать объекты и явления , анализировать и классифицировать, обобщать ,устанавливать причнно-следственные связи

2) развивать коммуникативные умения путем формирования у школьников способов межличностного взаимодействия, учебного взаимодействия при изучении раздела " Человек и его здоровье"

Воспитательные

1)Формировать научное мировоззрение на основе материала раздела

2)Реализовать этическое,гигиеническое, эстетическое, половое ,экологическое воспитание на основе содерж. своебразии отдела.

1.Зуев первый включил

2. 50 годы 19 века введено в 7 класс ( 1 ч в неделю)

3. название предложил Герд

Содержание и структура раздела

Содержание раздела имеет интегрированный характер т.к. в нем объеденины знания из родственных наук

Понятия:

а) Специальные(отделы скелета,работа сердца)

б)Общебиологические (клетка,обмен веществ)

В разделе вводятся ряд генетических понятий применительно к организму человека: о хромосомах и генах чловека, обуславливающих развитие наследственных признаков,, о роли ДНК и РНК-рибосом ,особенности деления клетки и созревание гамет

Общебиологические идеи раздела: об целостности организма человека, единстве организма и условий среды, взаимосвязь строения и функции органов и систем органов, ведущие роли нервной системы в жизнедеятельности организма,историческое развитие чловека

В содержание раздела включены гистологическия понятия и сведения из истории науки (знания об исследованиях Мечникова, Павлова и т.д. помогают понять ход научной мысли, осознать значение научных открытий для развития человечества

В разделе Человек и его здоровоье, продолжается формирование многих умений :

предметных(умение пользоваться увеличительными приборами ,проводить биологическе опыты,эксперименты,

общеучебные

интеллектуальные (устанавливать причинно-следственных связей, осуществляется при выявлении факторов влияющих на возникновение заболеваний различных систем органов, а формир-е умения сравнивать биологические объекты, происходит при изучении материала сходстве и различии орг. человека и животных.

изучение раздела создает возможность для развития физико-химических основ процесса жизнедеятельности орг. на основе межпредметных связей

с курсом химии: растворы, ионы, хим. элементы, атомы и молекулы, хим. реакции, хим. загрязнения окр. среды

с курсом физики: масса,сила, вес тела, работа, давление, атм. давление, диффузия,температура, закон сохр. энергии, глаз как оптическая система

Структура содержания раздела Человек и его здоровье на примере авторской линии Тройтака(только не говорите Пасечника, а то хреново все закончится)

Введение

Общий обзор организма

Нервная и эндокринная система

опорно-двигательная

кровеносная и лимфатическая

гигиена органов дыхания

орг. пищеварения, питание

гигиена органов выделения

покровы тела

обмен веществ и энергии в организме

система органов размножения и развития

система органов чувств и анализаторов

высшая нервная деятельость

структура содерж. отдельных тем раскрывающих анатомо-физ. особенности систем органов и их гигиену изуч. по след. плану: 1. общее знач. в организме 2. морфологичски сведения 3. анатомические 4. функции 5.нервная и гумор. регуляция 6. гигиена

спецификой содер. современных программ по данному разделу расш. материалом по происхождение человека(связь с разделом животные), психология человека,поведение,здоровье,образ жизни,правила поведения в окр. среде.

Проблемное обучение

Проблемное обучение - это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих проблем, проверка этих решений и, наконец руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний.

Технология проблемного обучения была разработана и получила развитие благодаря трудам крупных отечественных дидактов, таких как И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. По И.Я. Лернеру проблемное обучение – такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого следует:

1. Проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное посильное решение для учащихся проблем;

2. Для решения этих проблем учащимся необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Характерный признак проблемного подхода—самостоятельная познавательная деятельность.

Применение методов проблемного обучения невозможно без определенным образом построенной системы заданий, посредством которой и создаются проблемные ситуации.

В книгах В.А. Бухвалова показаны алгоритмы составления биологических задач, в том числе и творческих.

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки, характерные для…

2. Задачи на исправление ошибок

3. Задачи на сравнение и составление выводов. Сравните строение ,функции, образ жизни …

4. Задачи на установление взаимосвязей .Установите взаимосвязи между питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни

5. Задачи на выявление приспособлений. Какие приспособления имеются у растений, животных конкретного вида?

6. Задачи на выявление противоречий. Существуют два вида муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Объясните активность муравьев в разное время суток.?

7. Задачи на постановку опытов. Предложите опыты для выяснения причин ,например, листопада или механизмы испарения воды листьями.

8. Задачи на выдвижение гипотез. Предложите гипотезы для объяснения факта или явления :например, замедление дыхания во время спячки у медведя.

9. Задачи на объяснения результатов опыта. Объясните результаты данного опыта .

10. Задачи на анализ гипотезы .Согласно одной из гипотез жизнь зародилась на глине. Проанализируйте эту гипотезу.

Следует сказать о некоторых требованиях к системе заданий.

1. Задания должны охватывать достаточный объем учебного материала

2. Система заданий предусматривает усвоение материала на разных уровнях :на понятийном, репродуктивном, творческом

3. Дидактичекая система заданий предусматривает возможность повторения учебного материала на разных уровнях.

4. Задания должны быть интересными для учащегося.

5. Задания должны быть рассчитаны на возможность их самостоятельного выполнения учащимися.

6. Задания предполагают сотрудничество с другими участниками процесса.

7. В заданиях предусматривается возможность контроля и самоконтроля.

8. Одна и та же проблема может предъявляться в разных контекстах.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Цель проблемного обучения :усвоение не только результатов научного познания ,но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает формирование познавательной деятельности ученика и развитие его творческих способностей. Проблемное обучение строится на принципе проблемности, реализуемые через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика. Проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: проблемного изложения ,исследовательского, эвристического. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, то естественно, что они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: возникновение проблемной ситуации и постановки проблемы , выдвижение предположений и обоснование гипотезы; проверка правильности решения проблемы .Их применение эффективно тогда, когда учителем ставится задача: на базе уже имеющихся знаний и умений сформировать качественно новые способы деятельности – умение школьников самостоятельно формулировать и решать обнаруженные или поставленные проблемы, умение предлагать гипотезы и способы их проверки, планировать эксперименты. Проблемное обучение на начальных этапах неэкономно, но правильное ,продуманное и систематическое применение этих методов обладает мощным обучающим эффектом и .позволяет сэкономить много времени в последующем обучении.

Исследовательский метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений. В курсе биологии этот метод применяется в лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Исследовательская работа формирует у учащегося качества ,необходимые для профессиональной карьеры и социальной адаптации, независимо от будущей профессии. Исследовательский метод обучения эффективен только тогда ,когда учителем целостная система обучения, в которой этому методу отводится значительная роль. Бессистемное применение проблемных задач мало эффективно. Работа над проблемой исследования оформляется в виде реферата, научно-исследовательской работы, проекта; учащиеся 9,10,11 классов представляют результаты своей работы на школьной научно-практической конференции, окружной экологической конференции.

Развивающее обучение:


Развивающее обучение – это один из видов педагогических технологий .

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям обучающегося.

— Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

— Физический возраст определяет количественные и качественные возможности психического развития.

Концепции развивающего обучения:

— Концепция Л.В. Занкованаправлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.

— Концепция З.И Калмыковойнаправлена на формирование продуктивного или творческого мышления.

— Концепция Е.Н. Кабановойнаправлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.

— Концепция Г.А .Цукерманнаправлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.

— Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Элькониналичностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.

— Концепция С.А .Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.

— Концепция И.С. Якиманскойнаправлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.

— Концепция Г.К.Селевконаправлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

— Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванованаправлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

В настоящее время получили распространение в школе концепции развивающего обучения: Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Данные концепции разработаны для системы начального образования. Содержание биологии, как науки, так и учебной дисциплины, включает факты, понятия, законы и теории, которые позволяют реализовывать принципы и технологию построения концепции развивающего обучения.

Этапы развивающего урока:

— 1. Начальный.Его цель: создание потребности и мотивации к познанию.

— 2.Основной. Его цель: изучение материала силами самих учащихся через их деятельность.

— 3. Итоговый. Его цель: сведение воедино всей новой информации, добытой учениками.

— 4. Заключительный: Его цель: применение новых знаний в практике.

Цель развивающих уроков - общее развитие ученика, а не только егопознавательных процессов; ученик — активный субъект учебной деятельности; учитель — организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития.

Принадлежность методики обучения биологии к педагогическим наукам. Структура методики обучения биологии.

Педагогическая наука в отличии от житейских знаний в области обучения и воспитания обобщает различные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Чтобы предвидеть и управлять пед.процессом развития личности нужны научные знания.

Подходы (концепции) во взглядах ученых на пед.науку

Педагогика-междисциплинарная область человеческого знания

Педагогика-прикладная дисциплина функция, которой, опосредованное использование знаний заимствованных из др. наук и направленных к решению задач обучения и воспитания.

Педагогика-относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения

Педагогика – как наука

Объект – те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе установленной деят. Общества

Предмет – это образование как реальный целостный пед.процесс целенаправленно организованный в специальных институтах

Функции: 1. Теорет. Реализуется на 3-х уровнях (описательный, диагностический, прогностический); 2. Технолог. Реализация на 3-х уровнях (проективн, преобразоват. рефлексивный

Развитие любой области науч. Знания связано с развитием понятий, которые:

1. указывает на определяется класс сущности единых явлений; 2. Конструируют предмет данной науки

Пед.процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания с целью решении задач: образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и самореализации

Пед.з-н – категория обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами пед.системы, отражающие механизмы ее самореализации, развития и функционирования.

Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатами, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения

Принципы обучения – исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.

Методика обучения биологии как педагогической науки

Методика обучения биологии – наука о системе процесса обучения и воспитания, обусловленного особенностями школьного предмета (по Верзилину)

Методика – пед.наука кот. Строится соответственно целям и задачам общего образования и воспитания и воспитание, требуемого обществом и определенного педагогикой.

Структура методики обучения биологии

Общая методика: рассматривает вопросы преподавания всех биологических курсов в школе – система биологического образования

Частные методики: 1. Ботаники (раздел растения) 2. Зоологи (раздел животные) 3. Анатомии, физиологии и гигиены человека (раздел человека и его здоровья) 4. Общей биологии, рассматривают систему преподавания (обучение, воспитание) к данному курсу

Методика обучения биологии:

базируется на общих для всех школьных предметов пед. Положениях примечательно к своеобразию изучению биолог. Материала; 2. Уставнавливает рациональные методы и средства передачи учителей учебного материала и сознательного овладения учащимися прочными знаниями биологии и умениями применять их в жизни; 3. Научная дисциплина положения которой обоснованны знания закономерностей процесса обучения биологии; 4. Рассматривает содержание учебного предметами, формы, методы обучения и воспитания; 5. Средства учебной работы

2. Связь методики обучения биологии с другими науками и научными направлениями. Методы научных исследований, применяемые для изучения проблем методики обучения биологии и школьного биологического образования.

Методика обуч биологии может полноценно функционировать только при взаимосвязях с др науками/наиболее тесно МОБ связана с биологией и другими смежными с ней науками.

Учебный предмет объединяет знания отобранные из соответствующих наук в системе, определяемый методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастанием особенностей учащихся.

Связь МОБ с дидактикой теор. обучения: эти науки относятся к пед наукам. Дидактические закономерности и причины будут проявлятся в МОБ, но в ином содержании

Обучение: в дидактике – проявляется соотношением в системе «деят учителя - деят учащегося»

В МОБ – в системе «деят учителя содержится био материала деят учащегося»

Принципы единства теории и практики означает: в дидактике: любое научное знание служит общественной практике; в МОБ: обеспечивает реализацию прикладного аспекта био образования

Связь МОБ и психологией – данные психологии учитываются при разработке мотивов учения, развития познавательной интереса к изучению биологии и опыта твор деятельности.

Связь МОБ с логикой – проявляется в том, что при формировании био понятий, конструировании их состава, разработки методы, систем создания различных классификаций необходимо применять логические приемы: анализ синтез абстрагирования, сравнение, обобщение, систематизирования, классификацию, индукцию, дедукцию

Связь МОБ с практикой работы в школе: деятельность учителей биологии может определять актуальные направления методич. Исследований. Практика выступает как средство абстракции и док-ва результатов методич исследований. Практика позволяет обнаружить слабые места разрабатываемой методики, осуществить ее корректировку.

Связь МОБ с литературой и искусством: В литературе и худ произведения ярко и убедительно раскрывается сущность общечеловеческих, государственных и национальных ценностей, сохранения живого. Произведения великих авторов стимулируют эмоциональную сферу учащихся, побуждают их к положительным действиям в окружающей среде

Связь МОБ с техникой итехнологией: техника-науные основы отраслей, производств, с/х. технология – повышение производств с/х жив и раст, оценки состояние окр среды, комплексного производства на принципах безотходности и тд.

Связь МОБ с новыми информационными технологиями: средства новых информационных технологий выступаю в качестве способа и средства сбора био информации для выражения изучаемого объекта в новом качестве, при этом становится возможным в процессе обучения биологии моделировать их современное состояние и прогнозировать пути дальнейшего развития этих систем.

Методы научных исследований, применяемых для изучения проблем МОБ и шк био образования:

Наука может развиваться, если она будет наполняться новыми фактами, для их пополнения нужны научно-обоснованные методы исследования. МЕТОДОЛОГИЯ: Юдин: Методология – это учение о принципах построениях формах и способах научно-познавательной деят. Методология пед.науки – совокупность теоретич положений и пед познаний и преобразований действительности.

Уровни методологического знания по Юдину: 1. Философский – общие принципы познания и категориальный строй науки в целом, 2. Общенаучный – теоретич концепции, применяемые по всем или большинству науч.дисциплины. 3. Конкретно-научный – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной спец нау дисциплины, 4.технологический – методика и техника исследований, те набор процедур обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может вкл в массив науч знания.

Наши рекомендации