Методика и технологии обучения биологии

Государственного экзамена по специальности

Естественнонаучное образование», профиль Биология

Методика и технологии обучения биологии

1. Система естественнонаучного образования в школе. Цели, тенденции, идеи, функции, нормативные документы системы естественнонаучного образования. Структура школьного естественнонаучного образования. Характеристика компонентов системы (целевой, мотивационный, проектировочный, содержательный, процессуально-управленческий, оценочно-результативный).

2. Содержание естественнонаучного образования как система научных знаний, умений и навыков, ценностных отношений к природной среде.

3. Система воспитания учащихся в процессе естественнонаучного образования. Формирование научного мировоззрения при обучении естественнонаучным дисциплинам. Нравственное воспитание. Экологическое воспитание. Трудовое и экономическое воспитание школьников.

4. Организация образовательного процесса. Этапы и стадии естественнонаучного образования школьников. Управление процессом естественнонаучного образования.

5. Формы обучения дисциплинам естественнонаучного профиля, методы и средства обучения естественнонаучным дисциплинам.

6. Методы обучения предметам естественнонаучного цикла и их классификация по разным критериям (словесные, наглядные, практические методы).

7. Средства обучения в воспитании и развитии учащихся. Классификация, принципы выбора и характеристика средств обучения. Выбор средств обучения на уроках биологии.

8. Контроль знаний и умений. Формы, типы, виды, методы и функции контроля знаний и умений.

9. Система форм обучения биологии и их функции. Урок, экскурсия, внеклассные занятия, внеурочные занятия, домашняя работа, общественно-полезный и производительный труд учащихся.

10. Активизация деятельности учащихся на уроке. Специфические особенности урока биологии. Индивидуальная и групповая формы организации деятельности учащихся на уроке. Уроки коллективного творчества. Принципы выбора вида урока. Требования к конспекту урока, тематическое планирование урока.

11. Экскурсии как важная дополнительная форма организации учебно-воспитательной работы по предмету. Признаки экскурсии как формы обучения. Методика проведения биологических экскурсий в природу.

12. Внеклассная и внешкольная работа по биологии. Виды внеклассной работы: групповые, массовые, индивидуальные. Кружки. Факультативы. Тематические вечера, олимпиады по предмету, массовые творческие дела. Внеклассное чтение по предмету.

13. Домашняя работа. Изучение соответствующих разделов учебника, выполнение работ практического характера, проведение наблюдений и опытов. Значение домашней работы в обучении и воспитании учащихся.

14. Требования к личности и профессиональной деятельности учителя в современной школе. Организация труда учителя. Особенности работы молодого специалиста.

15. Основы общей методики обучения биологии. Цели, идеи особенности и структура содержания школьного биологического образования.

16. Технологии обучения биологии. Аспекты понятия «педагогическая технология».Педагогические технологии в обучении биологии.

17. Технологии программированного обучения биологии.

18. Личностно-ориентированные технологии обучения биологии.

19. Технологии проблемного обучения биологии.

20. Информационные коммуникационные технологии обучения биологии.

21. Интеграция и дифференциация содержания биологического образования в школе. Технология разноуровневого обучения биологии.

22. Технология проектных и исследовательских методов обучения биологии.

23. Лекциооно-семанарская система обучения биологии.

24. Технология использования в обучении игровых методов обучения биологии.

25. Технология обучения биологии в сотрудничестве.

26. Здоровьесберегающие технологии при обучении биологии.

27. Система инновационной оценки «портфолио» при обучении биологии.

28. Технология дистанционного обучения при обучении биологии.

29. Технология модульного обучения биологии.

30. Новаторские идеи в методике обучения биологии. Лидерная методика Шаталова В.Ф.

Наши рекомендации