Личностно -ориентированные технологии ,сущность ,специфика, возможность применения при обучении биологии.

Субъектно -личностный подход - отношение к кажому ребенку как к уникальности , неповторимости ,непохожести.

Позиции личностно- ориентированного обучения по Якимонской

1.личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика ,исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

2.образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику ,опираясь на его способности ,склонности ,интересы, ценностные ориентации ,субъектный опыт ,способность реализовать себя в познании, учебной деятельности ,поведении (значимыми становятся не составляющие , которые развивают индивидуальность ученика ,создают условия для его развития,самовыражения.

3.содержание образования ,его средства и методы организуются и проводятся так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу ,его виду и форме.

4.критериальная база личностно-ориентационного обучения учитывает не только уровень достигнутых ЗУН ,но и сформированности определенного интеллекта ,его свойство , качество ,характер .

Требования ,предъявляемые к личностно -ориентированному обучению

1.конструирование уч материала с учетом субъективного обучения предыдущего обучения ученика ,организация уч материала т.о ,чтоб ученик имел возможность выбора при выполнении задания.

2.активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности с целью обеспечения ему возможности самообразования ,саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниямию

3.стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и применению наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

4.обеспечение контроля и оценки не только результата ,но и процесса учения .Основным принципом личностно - ориентированного обучения является принцип вариативности.

Личностно-ориентированное обучение- такой тип образовательного процесса ,в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты ,при этом целью обучения является развитие личности ребенка ,его индивидуальности и неповторимости ,а в процессе обуч учитываются ценностные ориентации ребенка ,структура его убеждений ,при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания ,особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся ,а отношение учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия "учитель-ученик" (от командного стиля учитель переходит к сотрудничеству ,ориентируясь ни сколько на анализ результата ,сколько на процесс деятельности ученика. Во-вторых,изменяется позиция ученика -от прилежного исполнения к активному творчеству .Мышление при этом становится рефлексивным ,т.е нацеленным на результат.

Личностно-ориентированные технологии

Примером личностно-ориентированной технологии является технология развития критического обучения через чтение и письмо (Авторы -американские педагоги Тэмпл , Меридер ,Стилл,Огл) .Думать критически -означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы -ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов .Например ,в рамках технологии развития критического мышления существует несколько стратегий вдумчивого чтения текста с последующим вынесением собственных суждений о прочитанном :в зависимости от характера и жанра текста (информационный, художественный,проблемный) могут быть использованы чтение с заполнением ьротового журнала,чтение с разметкой, чтение с остановками и коллективным обсуждением отрывков.

Критерии эффективности работы в режиме данной технологии ее авторы сформулировали в качестве личности с когнитивной позиции по классификации Блума.

1.Когнитивная (познавательная область).Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изуч материала до решения проблем.

Категории уч целей в когнитивной области

1.знание (обознач запоминание и воспроизведение изуч материала)

2.понимание (показатель способности понимать изученное - преобразование материала из одной формы выраж в другую

3.применение (умение использ изуч материал на составляющие так,чтоб ясно выступала его структура

4.анализ (умение разбить материал на составляющие так,чтобы ясно выступала его структура )

5.синтез ( умение комбиниров эл-ты ,чтобы получить целое ,обладающее новизной)

6.оценка (умение оценивать знач того или иного мат-ла для конкретной цели)

2.Аффективная (эмоционально -ценностная )область .К ней относятся цели формирования эмоц-личностного отношения к явлению окр мира, начиная от простого восприятия ,интереса ,готовности ,реагировать до усвоения ценностных ориентаций человека ,их активном проявлении

Категории уч целей в аффективной области

1.восприятие (обозначение готовн и способн ученика воспринимать те или иные явления ,поступающие из окр мира стимулом

Субкатегории

а)осознание

б) готовность или желание воспринимать

в)произвольное избирательное внимание

2.Реагирование (отклик) -активное проявление ,исход от самого ученика .

Субкатегории

а)подчиненный отклик

б)добровольный отклик

в)удовлетворение от реагирования

3.Усвоение ценностной ориентации -входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций ,т.е отнош к тем или иным объектам ,явл или видам деятельности

4.Организация ценностных ориентаций -охватыв осмысление и соедин различных ценностных ориентаций ,разрешение противоречий между ними и формир системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых .

5.Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность -такой уровень усвоения деятельности ,на котором они устойчиво понимают действия индивидов,входят в прив деят

Для каждой категории уч целей сущ определенная совокупность вопросов. Например ,вопросы формального уровня (что, где ,когда) , вопросы на перевод (требуют от ученика при ответе трансформации информации в др форму ). Вопросы на интерпретацию (почему вы думаете ,что какова причина чего-либо ) ,вопросы на применение ,вопросы на анализ ,вопросы на синтез ,вопросы на оценку.

Конструктивную основу технологии развития критич мышления составл базовая модель 3 стадий: "вызов- осмысление-рефлексия". На этапе вызова из памяти учеников "вызываются " ,актуализируются имеющие знания и представления о изучаемом. На стадии осмысления школьники вступают в контакт с новой информацией.Происходит систематизация, а затем формирование собственной позиции. При этом инициируется сравнительный критический анализ и синтез осваиваемой информации (формируется отношение к тексту)

Этап рефлексии характеризуется тем, что учащиеся в ходе дискуссии ,разбора конфликтных ситуаций и парадоксов науки закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления. (происходит присвоение нового знания и формирование на его основе собственного отношения к изучаемому)

Некотрые приемы технологии развития критического обучения.

1.Стратегия ЗХУ (знал ,хочу узнать ,узнал)

Цель стратегии- развитие ревлективности в процессе познания.

2.Прием "Толстые и тонкие вопросы"

Тонкие вопросы- простые. односложные вопросы ,требующие простого ответа на уровне воспроизведения (кто ,что ,может ,было ли, верно ли) .Толстые вопросы выводят учащегося на более высокий уровень мышления ( сравнение,анализ ,синтез ,оценка) -обясните,почему,в чем различие ,на что похоже,предположите ,что будет ,если и др

3.Синквейн - применяется на стадии рефлексии и позволяет учащимся проявить творчество и выразить свое отношение к изуч явлению. Синквейн -стих ,который требует синтеза материала в кратких предложениях)

4.Кластер - прием графических систем материала , предполагается выдел смысл единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

5."Верите ли вы" - может применяться на стадии "вызова"

6.Стратегия "Зигзаг" -используется для групповой работы ,где каждый член группы становится экспертом по какому-то вопросу . На стадии осмысления ученики в группах читают текст ,не вдаваясь в детали. Затем школьники в группах рассчитываются по номерам.Каждому члену группы выдается свой экспертный лист .Затем создаются новые группы ,в которые объед спец по сходн вопросам .Вторичное чтение

7."Рефлексивные вопросы" -что показалось вас сегодня самым трудным ? ,каким способом была решена задача ,нельзя ли ее решить по-другому ? почему вы выбрали эти задания?

8."INSERT"-представляет собой маркировку текста при его прочтении - интерактивная ,маркирующая система для эффективного чтения и размышления .

Данный прием предполагает либо на полях в тексте ,либо в табл форме с последующим ее заполнением ,относить фрагменты текста, его абзацы по след категориямю

Уже знал , новое , думал иначе , не понял ,есть вопрос.

Далее в парах ,группах , фронтально осуществляется обсуждение отдельных категорий данной таблицы .Прием помогает эффективно проверить задание для самостоятельной работы ,заменив им традиционную задачу учащихся (прочитать параграф учебника)

9."Понятийно-терминологическая карта " эффективно используется на стадии осмысления для систематизации знаний при изучении разл дефиниций. Работа в рамках данного приема ведется в группах ,учащимся выдается мини-словарик (10 определений) с определением тех понятий ,которые должны быть усвоены ,затем в течение 10 минут учащиеся в группах выделяют отличит принципы понятий, формулир определение этих понятий своими словами и записывают,что получили. Затем,применяя прием тонкие и толстые вопросы ,задаются вопросы по данным понятиям. После этого озвучивается те вопросы,которые будут обсуждены в группе .После того,как понятия усвоены ,каждая группа должна составить ,используя их связный текст по предложенному жанру (сказка ,былина, детектив и т.д ) . Текст оценивается по след критериям :1.кол во примененных понятий ,вошедших в понятийно-терминологическую карту. 2 точность употр понятия .3.занимательность текста и исполнительское мастерство в его демонстрациию

10. "Закончи предложение" .Используется на стадии рефлексии и позволяет ученика ,высказать свое суждение и отношение .Например , "Если бы я раньше знал про технологию развития критич мышления .Например ,"Если бы я раньше знал про технологии разв критического мышления, то ", "Самым интересным для меня на занятии было"

11. "ИДЕАЛ" - идентефицируйте проблему ,добиритесь до ее сути ,есть варианты решения ,а теперь за работу ,логические выводы.

Прием "ИДЕАЛ" -стратегия реш проблем ,возникающ при анализе ситуаций.

Лист для реш проблем.

1.какую главную проблему вы должны решить?

2.Какой важной информацией вы располагаете?

3.Что еще вы знаете,что помогло бы решить проблему ,какая информация еще необходима ?

4.Каковы 3 главных способа реш проблемы?

12.Технология коллективного взаимообучения (разработана Ривином)

Методики Ривина имеют разл названия :1. организов диалог . 2.сочетательный диалог .3. коллективное взаимообучение 4.коллект способ обуч 5.работа учащихся в парах сменного состава.

Принципы коллективного способа обуч

1.завершенность или ориентация на высшие конечные рез-ты; 2.непрерывная и безотгательная передача получ знаний друг другу; 3.сотрудничество и взаимопомощь между учениками; 4.разнообразие тем и заданий (разд труда) ; 5.разноуровневость уч. пед процесса; 6.обуч по способн индивида; 7.учет деятельности каждого ученика.

Преимущества коллективного способа обучения

1.в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

2.в процессе речи развиваются навыки в мыслит деятельности идет мобилизация и актуализация предшеств опыта и знаний

3.каждый чувств себя раскованно ,работает в индивидуальном темпе ,повыш ответственность не только за свои успехи ,но и за результаты коллективного труда.

4.отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и замечаний другим учащимся ,что позитивно складывается на микроклимате в коллективе

5.формируется адекватная самооценка личности

6.обсуждение одной информации с несколькими партнерами увелич число ассоциативн связей ,а след обеспечив-ся более прочное усвоение.

Пары

1.статическая -объед по желанию 2-х уч,меняющихся ролями учитель-ученик

2.динамическая -формируется из 4 учащихся ,готовящих 1 зад ,имеющее 4 части .После подготовки своей части зад и самоконтроля школьников. Обсужд заданий трижды с каждым партнером ,причем каждый раз ему нужно менять логику изложения ,акценты , темп, т.е вкл в мех-м и адаптации к индивид особенностям своих одноклассников.

13."Педагогическая мастерская"

Особая форма организации уч процесса -данная технология была разработана франц педагогами и психологами - Пиаже,Валлоном и др

Предпосылки создания технологии

1.необходимо интерпрет знания через личный опыт ученика ,заключается в самостоят откр знания через исследования его генезиса и стр-ры

2.убеждение -все способны строить свои знания самост в совм поиске ,к-й придуман мастером и организ в опрой на ряд принципов.

Сущность данной технологии : спец организованное педагогом-мастером разв пр-во позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению (открытию) знания ,источником которого при традиц обучении является учитель

Развив пр-ва - объекты жизненных ситуаций, в к-х содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности для развития потребностей и способностей ученика)

Принципы постр пед мастерских :

1.создание мастером атмосферы доброжелательности ,открытости ,сотворчества в общении

2.включ эмоц сферы ребенка , обращ к его чувствам, побуждение личной заинтересованности ученика в изучении проблемы( темы)

3.работа вместе со всеми (мастер равнен ученику в поиске знаний)

4.отсрочка ответов на вопросы ученика

5.подача необх инф-и маленькими порциями при обнаружении потребностей в ней у ребят

6.искл офиц оцен ученика (не хвалить , не ругать , не выставл оценок в журнал ,но через офиширование работ создавать возможн появл самооценки учащихся и ее изменение (самокоррекции)

Особенностью работы мастерской является то,что блеск учителя-оратора ,рассказчика гаснет и переносится из мастерской на урок-лекцию ,урок-консультацию ,к-е станут острой необх для учеников только после того как самост пояснение не разреш открытием ( однако открытие непременно ждет ученика в мастерской)

Технология коллективной мыследеятельности (Вязина)

Технология состоит их системы проблемных ситуаций, которая обеспечив системой модулей

Наши рекомендации