Технологии проектного обучения биологии: сущность, специфика, возможности применения при обучении биологии.
Это целенаправленная ,в целом самостоятельная учебная школьная или внешкольная деятельность учащихся ,осуществляемая под гибким руководством учителя с определенной целью по определенной программе для решения учебных ,поисковых ,исследовательских ,практических задач на предметной ,межпредметной, интегративной, непредметной основах .
Проект предполагает активное включение учащихся в процессе разработки и участия в проектной деятельности ,а проектное обучение выстраивается на основе последовательности действий по решению задач практического типа.
Проектное обучение включает:
1.постановку целей; 2.подготовку учебных материалов ; 3.организацию обучения; 4.оценку текущих результатов ; 5.коррекцию обучения, направленную на достижение поставленных целей ; 6.заключительная оценка результатов деятельности
Преимущества проблемного обучения
1.проект позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя добывать знания, работая с многочисленными источниками информации ,приборами и лабораторном оборудованием.
2.обеспечивает свободу выбора учащимся различных видов деятельности и свободу их осуществления
3.способствует развитию умений и навыков работы в группе ,а именно
а) делового общения со сверстниками; б) использования различных социальных ролей; в)отстаивание своей позиции; г)позитивного отношения к альтернативной точке зрения на одну проблему; д)ответственного выбора решения
е)проявления взаимоуважения и оказание взаимопомощи; ж)решение спорных вопросов
Классификация проектов
1.по характеру доминирующей деятельности
1.исследовательский; 2.информационный; 3.творческий; 4.ролевой; 5.прикладной
2.по предмету содержательной области
а)монопроект или монопредметный проект (в рамках одного предмета ,вполне укладывается в классно-урочную систему ); б)надпредметный или внепредметный проект (чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности ,выполняется на стыках областей знаний ,выходит за рамки школьных предметов ,носит характер исследования)
3.по характеру координации проекта
Контролировать ход проекта можно явно и скрыто
а) непосредственный (жесткий, гибкий); б)скрытый (неявный, иммитирующий участника проекта)
4.по характеру контакта
а)внутри школьный; б)внешкольный; в)внутриклассный
5.по количеству участников
а)индивидуальный; б)парный; в)групповой ; г)коллективный
6.по продолжительности
а)длительный; б)среднесрочный; в)короткосрочный
Структура проектной деятельности
Этапы овладения новыми умениями (ученик) - стадии работы над проектом (ученик -учитель) - методы,способы организации деятельности (учитель)
1.Мотивация - осознание проблемной ситуации - рассказ, проблемная беседа ,объяснение ,мозговой штурм ,вопросы
2.Целеполагание -постановка цели - рассказ, проблемная беседа ,объяснение ,мозговой штурм ,вопросы
3.планирование - постановка задач ,обсуждение вариантов - беседа, мозговой штурм
4.построение ориентировочной схемы действий - самообразование , продумывание хода действий - самостоятельная работа с заранее подготовленными материалами ,поиск источников информации , рабочий семинар ,коллективное обсуждение
5.деятельность как система конкретных действий и операций - исследование, выполнение намеченных действий в ходе осуществления проекта - самостоятельная работа , практикум, экскурсии, лабораторная работа, художественно - эстетическая деятельность
6.защита проекта - презентация - семинар ,конференция ,театрализованная постановка.
7.рефлексия - обобщения и выводы ,анализ стадии работы над проектом ,анализ успехов и ошибок, письменный отчет о проделанной работе - консультация ,работа в малых или больших группах ,семинар ,беседа
8.завершение проектной деятельности - планирование процесса ,завершение, оценка результатов , подведение итогов, закрытие проекта, разрешение конфликтных ситуаций ,накопление данных для последуюших проектов и расформирование командов проектов - беседа, работа в группе , коллективное обсуждение ,игра
Стадии цикла проектного обучения
1.Концепция проекта :данная стадия предполагает активную творческую работу ,практику в использовании различных ресурсов (учебники ,методические пособия ,материалы других курсов) ,идет сбор исходных данных и анализ существующего состояния, определение проектов (цели, задачи , результаты ,основные требования ,ограничение ,критерии ,уровень риска ,окружение проекта и основные участники-ресурсы
2.Разработка :на данной стадии происходит формулировка плана работы ,который опирается на характеристики и потребности группы , эта фаза включает в себя разработку основного содержания проектов (конечный результат , стандарт и качество ,структура проекта ,основные работы, требуемые ресурсы ,планирование ,план действий ,методы контроля ,определение рисков
3. Реализация -включает организацию работы группы,учет способов коммуникации и связи участников проектов, ввод в действие системы стимулирования ,оперативное планирование ,выполнение работ , функционирование системы контроля за ходом работ,система работ и задач
4.Завершение. Основные работы этой фазы :
1.планирование процесса завершения; 2.оценка результатов; 3.подведение итогов; 4.закрытие проекта
План презентации по работе над проектом
1.Рассказ о проекте ,который реализовали ; 2.рассказ о людях , которые в нем участвовали; 3.рассказ о навыках ,которые применяли; 4.рассказ о пользе,котрую получили.