Закрепление изученного материала.

Конспект урока № 12

Класс. Общая биология

Тема: «РНК- рибонуклеиновые кислоты . Генетический код»

Цели: Ознакомить учащихся со строением и функциями РНК и генетическим кодом. Овладеть знаниями о строении нуклеиновых кислот и пространственной организацией РНК, основными видами РНК.

Задачи:

1)изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», «генетический код» и его свойства;

2)формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью.

Методы и методологические рекомендации:словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с презентацией , текстом учебника заполнение таблицы)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение клетки», «Генетический код».

Ход урока

1.Организационный момент. готовность учащихся к уроку. На доске: дата, тема урока, домашнее задание, таблицы.

Проверка домашнего задания .

Вставьте нужные слова:

1. В составе РНК есть сахар…

2. В составе ДНК есть азотистые основания…;

3. И в ДНК, и в РНК есть….;

4. В ДНК нет азотистого основания…

5. Структура молекулы РНК в виде…

6. ДНК в клетках может находиться в …

7. Функции РНК:…

8. В составе РНК есть азотистые основания…;

9. В составе ДНК есть сахар…;

10. В РНК нет азотистого основания…

11. Структура молекулы ДНК в виде…

12. Мономерами ДНК и РНК являются…;

13. РНК в клетках может находиться в…

14. Функции ДНК:…

Изучение нового материала

Обмен веществ (метаболизм)

МЕТАБОЛИЗМ – совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с внешней средой, состоящая из пластического

и энергетического обменов

Пластический обмен(анаболизм, или ассими-ляция) – реакции биологического синтеза высоко-

молекулярных веществ из простых, протекающие с поглощением энергии

Энергетический обмен(катаболизм, или дисси-миляция) – совокупность реакций расщепления высокомолекулярных веществ, протекающих с выделением энергии

2. Биосинтез белка относится к реакциям пластического обмена.

Биосинтез белка – важнейший процесс в живой природе. Это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК

Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах и идет с потреблением энергии (АТФ). В биосинтезе участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты и различные РНК.

Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, то есть кодируют его первичную структуру.

Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке соответствует комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК – триплет (например, Ц–А–Ц – валин и т. д.). Зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами – генетический код.

Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в ДНК и в иРНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках.

Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственное участие в синтезе белка принимает иРНК, то генетический код записан на «языке» РНК.

Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:

Схема биосинтеза белка

Биосинтез белка состоит из двух последовательных этапов: транскрипции и трансляции.

Биосинтез белка

Этапы биосинтеза особенности протекания этапов
ТРАНСКРИПЦИЯ,   или переписывание генетической информации с ДНК на иРНК Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей по принципу комплементарности выстраиваются нуклеотиды. Соединяясь между собой, они образуют полинуклеотидную цепочку иРНК, которая оказывается точной копией участка ДНК, «списанной» с нее, как с матрицы
ТРАНСЛЯЦИЯ,   или перевод генетической информации в структуру белка Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами.   Рибосома прерывисто скользит по иРНК, как по матрице, и в строгом соответствии с последовательностью расположения ее нуклеотидов выстраивает определенные аминокислоты в длинную полимерную цепь белка.   Аминокислоты доставляются к рибосомам с помощью транспортных РНК (тРНК), которые, находятся в цитоплазме.   Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемым кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга.   Вдоль молекулы иРНК движется сразу несколько рибосом (такая структура называется полисомой), при этом одновременно синтезируется несколько молекул белка

Закрепление изученного материала.

Задание1. Используя текст учебника (§ 2.13), дайте определения понятиям:

Транскрипция – это … (процесс переписывания информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК в последовательность нуклеотидов иРНК).

Трансляция – это … (перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка).

Задание 2. Закончите предложения:

1) Информация о структуре белка хранится в … (ядре), а его синтез осуществляется в … (рибосомах).

2) Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – … (перенос информации из ядра в цитоплазму).

3) Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – … (доставка аминокислот в рибосому).

5. Домашнее задание : изучить параграф 3.2.4 страница 109-113, конспект в тетради

6. Подведение итогов: цель достигнута оценки выставлены

Резерв времени:

Утверждения правильные или неправильные?

1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.-

2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.+

3) р-РНК находятся в ядре-

4) в ДНК нет азотистого основания урацил+

5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым-

6) В РНК всегда против аденина находится тимин –

7) т-РНК находятся в цитоплазме.+

8) и-РНК образуются в ядре. +

Самоанализ урока №12

10 класс. Общая биология

Тема: «РНК- рибонуклеиновые кислоты . Генетический код»

Цели: Ознакомить учащихся со строением и функциями РНК и генетическим кодом. Овладеть знаниями о строении нуклеиновых кислот и пространственной организацией РНК, основными видами РНК.

Задачи:

1)изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», «генетический код» и его свойства;

2)формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.

3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью.

Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с презентацией , текстом учебника заполнение таблицы)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение клетки», «Генетический код».

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и проверяет отсутствующих. На доске указана дата, тема урока и домашнее задание.

2. Содержание урока.

Проверка домашнего задания (вставьте нужные слова ) Учебный материал соответствовал теме и цели урока.

На уроке использовались словесные (беседа) и наглядные (рисунки учебника,) методы обучения. Приемы: логические (сравнение, обобщения, выводы), технические (использование рисунков учебника, демонстрация слайдов), организационные (ответы с места). Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, коллективная.

По моему мнению, активность учащихся в начале урока – средняя, в середине урока – высокая, в конце урока – высокая. Дети относятся к предмету хорошо. Дисциплина на среднем уровне, замечания были только нескольким учащимся. Дети коллективно работали с заданием. Ответы учащихся осознанные, правильные, но не всегда полные.

3. Содержание домашнего задания. Домашнее задание соответствует теме урока, является его логическим продолжением. Инструктаж по выполнению домашнего задания проведен в конце урока.

4.Подведение итога урока. Задачи, поставленные в начале урока, решены. Произведена оценка работы учащихся и выставлены отметки в журнал.

Наши рекомендации