Закрепление изученного материала.
Конспект урока № 12
Класс. Общая биология
Тема: «РНК- рибонуклеиновые кислоты . Генетический код»
Цели: Ознакомить учащихся со строением и функциями РНК и генетическим кодом. Овладеть знаниями о строении нуклеиновых кислот и пространственной организацией РНК, основными видами РНК.
Задачи:
1)изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», «генетический код» и его свойства;
2)формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью.
Методы и методологические рекомендации:словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с презентацией , текстом учебника заполнение таблицы)
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение клетки», «Генетический код».
Ход урока
1.Организационный момент. готовность учащихся к уроку. На доске: дата, тема урока, домашнее задание, таблицы.
Проверка домашнего задания .
Вставьте нужные слова:
1. В составе РНК есть сахар…
2. В составе ДНК есть азотистые основания…;
3. И в ДНК, и в РНК есть….;
4. В ДНК нет азотистого основания…
5. Структура молекулы РНК в виде…
6. ДНК в клетках может находиться в …
7. Функции РНК:…
8. В составе РНК есть азотистые основания…;
9. В составе ДНК есть сахар…;
10. В РНК нет азотистого основания…
11. Структура молекулы ДНК в виде…
12. Мономерами ДНК и РНК являются…;
13. РНК в клетках может находиться в…
14. Функции ДНК:…
Изучение нового материала
Обмен веществ (метаболизм)
МЕТАБОЛИЗМ – совокупность всех ферментативных реакций клетки, связанных между собой и с внешней средой, состоящая из пластического
и энергетического обменов
Пластический обмен(анаболизм, или ассими-ляция) – реакции биологического синтеза высоко-
молекулярных веществ из простых, протекающие с поглощением энергии
Энергетический обмен(катаболизм, или дисси-миляция) – совокупность реакций расщепления высокомолекулярных веществ, протекающих с выделением энергии
2. Биосинтез белка относится к реакциям пластического обмена.
Биосинтез белка – важнейший процесс в живой природе. Это создание молекул белка на основе информации о последовательности аминокислот в его первичной структуре, заключенной в структуре ДНК
Процесс биосинтеза молекул белка осуществляется в рибосомах и идет с потреблением энергии (АТФ). В биосинтезе участвуют аминокислоты, многочисленные ферменты и различные РНК.
Характер биосинтеза определяется наследственной информацией, закодированной в определенных участках ДНК – генах. Гены содержат информацию об очередности аминокислот в молекуле белка, то есть кодируют его первичную структуру.
Каждой аминокислоте в полипептидной цепочке соответствует комбинация из трех нуклеотидов в молекуле ДНК – триплет (например, Ц–А–Ц – валин и т. д.). Зависимость между триплетами нуклеотидов и аминокислотами – генетический код.
Суть генетического кода заключается в том, что последовательность расположения нуклеотидов в ДНК и в иРНК определяет последовательность расположения аминокислот в белках.
Носителем генетической информации является ДНК, но так как непосредственное участие в синтезе белка принимает иРНК, то генетический код записан на «языке» РНК.
Молекулы иРНК передают этот код для биосинтеза. Схематично процесс биосинтеза можно представить так:
Схема биосинтеза белка
Биосинтез белка состоит из двух последовательных этапов: транскрипции и трансляции.
Биосинтез белка
Этапы биосинтеза | особенности протекания этапов |
ТРАНСКРИПЦИЯ, или переписывание генетической информации с ДНК на иРНК | Этот процесс происходит в ядре. Благодаря действию ферментов участок ДНК раскручивается, и вдоль одной из цепей по принципу комплементарности выстраиваются нуклеотиды. Соединяясь между собой, они образуют полинуклеотидную цепочку иРНК, которая оказывается точной копией участка ДНК, «списанной» с нее, как с матрицы |
ТРАНСЛЯЦИЯ, или перевод генетической информации в структуру белка | Образовавшаяся иРНК выходит из ядра в цитоплазму через поры в ядерной оболочке и вступает в контакт с многочисленными рибосомами. Рибосома прерывисто скользит по иРНК, как по матрице, и в строгом соответствии с последовательностью расположения ее нуклеотидов выстраивает определенные аминокислоты в длинную полимерную цепь белка. Аминокислоты доставляются к рибосомам с помощью транспортных РНК (тРНК), которые, находятся в цитоплазме. Для каждой аминокислоты требуется своя тРНК, комплементарная определенному участку иРНК. Такой участок иРНК представлен триплетом – сочетанием трех нуклеотидов, называемым кодоном. В свою очередь, и каждая аминокислота, входящая в белок, тоже закодирована определенным сочетанием трех нуклеотидов тРНК (антикодоном), по которым они и находят друг друга. Вдоль молекулы иРНК движется сразу несколько рибосом (такая структура называется полисомой), при этом одновременно синтезируется несколько молекул белка |
Закрепление изученного материала.
Задание1. Используя текст учебника (§ 2.13), дайте определения понятиям:
Транскрипция – это … (процесс переписывания информации о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК в последовательность нуклеотидов иРНК).
Трансляция – это … (перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот синтезируемого белка).
Задание 2. Закончите предложения:
1) Информация о структуре белка хранится в … (ядре), а его синтез осуществляется в … (рибосомах).
2) Роль иРНК в процессе биосинтеза белка – … (перенос информации из ядра в цитоплазму).
3) Роль тРНК в процессе биосинтеза белка – … (доставка аминокислот в рибосому).
5. Домашнее задание : изучить параграф 3.2.4 страница 109-113, конспект в тетради
6. Подведение итогов: цель достигнута оценки выставлены
Резерв времени:
Утверждения правильные или неправильные?
1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.-
2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.+
3) р-РНК находятся в ядре-
4) в ДНК нет азотистого основания урацил+
5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым-
6) В РНК всегда против аденина находится тимин –
7) т-РНК находятся в цитоплазме.+
8) и-РНК образуются в ядре. +
Самоанализ урока №12
10 класс. Общая биология
Тема: «РНК- рибонуклеиновые кислоты . Генетический код»
Цели: Ознакомить учащихся со строением и функциями РНК и генетическим кодом. Овладеть знаниями о строении нуклеиновых кислот и пространственной организацией РНК, основными видами РНК.
Задачи:
1)изучить суть пластического обмена веществ, процесс биосинтеза белка, его закономерности; рассмотреть понятия «обмен веществ», «генетический код» и его свойства;
2)формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы.
3) Воспитывать бережное отношение обучающихся к своему здоровью.
Методы и методологические рекомендации: словесный (рассказ с элементами беседы), практический (работа с презентацией , текстом учебника заполнение таблицы)
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы «Биосинтез белка», «Строение белка», «Строение клетки», «Генетический код».
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся и проверяет отсутствующих. На доске указана дата, тема урока и домашнее задание.
2. Содержание урока.
Проверка домашнего задания (вставьте нужные слова ) Учебный материал соответствовал теме и цели урока.
На уроке использовались словесные (беседа) и наглядные (рисунки учебника,) методы обучения. Приемы: логические (сравнение, обобщения, выводы), технические (использование рисунков учебника, демонстрация слайдов), организационные (ответы с места). Форма организации познавательной деятельности – фронтальная, коллективная.
По моему мнению, активность учащихся в начале урока – средняя, в середине урока – высокая, в конце урока – высокая. Дети относятся к предмету хорошо. Дисциплина на среднем уровне, замечания были только нескольким учащимся. Дети коллективно работали с заданием. Ответы учащихся осознанные, правильные, но не всегда полные.
3. Содержание домашнего задания. Домашнее задание соответствует теме урока, является его логическим продолжением. Инструктаж по выполнению домашнего задания проведен в конце урока.
4.Подведение итога урока. Задачи, поставленные в начале урока, решены. Произведена оценка работы учащихся и выставлены отметки в журнал.