Сбор и обработка теоретического материала
Сбор и обработка собранного теоретического материала – необходимый этап при вы-
полнении курсового проекта. В процессе изучения подобранного материала следует обдумывать вопрос об отборе и возможности использования имеющегося теоретического материала и практики. Рассмотреть применения машины как средства производства в области макроэкономики, а в области микроэкономики предприятий и конкретной экономике производства товаров и услуг машины рассматривать как определенные источники экономических эффектов.
4. Подготовка текста пояснительной записки, графического материала и оформление работы
Курсовой проект является самостоятельной научно-исследовательской работой
студента, в нем с достаточной полнотой и в необходимой логической последовательности должны быть решены основные вопросы разрабатываемой темы, что отражается в структуре работы.
Курсовой проект представляет собой изложение и систематизацию материала, имеющего по заданной теме.
Необходимы самостоятельные выводы, обоснованные теоретически и подтвержденные фактическим материалом.
Все заимствованные идеи, фактический материал должны иметь ссылки на авторов и источники.
Работа должна иметь печатную форму, объем, как правило, не менее 30 и не более 40 страниц.
Главными структурными элементами курсового проекта являются: введение, основная часть, делящаяся на главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения.
Структура основной части курсового проекта (количество глав и параграфов) определяется особенностями темы, однако ее обязательными элементами являются теоретическая, аналитическая и результативная части работы.
Во введении основывается целесообразность темы, актуальность и практическая значимость проблемы. Формируются цель и задачи работы (например, перспективы развития машин и оборудования для машиностроительного производства, роль практики и теории в развитии машин и оборудования машиностроительного производства), предмет и объект исследования, именно – та часть объекта, которая исследована более детально (например, технико-экономические показатели; машины как средство производства; основные узлы машины; виды систем управления).
Показывается, на что автор обращает внимание, какие моменты опускает. Может быть дана ссылка на авторов, внесших наибольший вклад в решение исследуемой проблемы.
Основная часть состоит, как правило, из глав, разделенных на параграфы. При выполнении курсового проекта главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано раскрыть поставленную тему.
В теоретической части рассматривается место машины в производственном процессе.
Дается классификация машин и систем управления по назначению и принципу действия; параметрические ряды машин; технико-экономические показатели и их зависимость от технических характеристик; эксплуатационные показатели машин, экономическая эффективность их повышения; тенденция в техническом развитии машин и оборудования, технологические возможности оборудования, уровень автоматизации и т.п.
В аналитической части приводятся структурные схемы рассматриваемой модели машины. Конструкция и принцип действия. Виды компоновок оборудования. Основные узлы машины и их назначение. Опорные органы (станины, стойки и т.д.) машины. Исполнительные органы. Виды рабочих движений. Привод машины, его разновидности, их достоинства, недостатки и область применения. Мощность и коэффициент полезного действия привода. Мощность как фактор, определяющий выбор оборудования. Основные виды передач в машинах, их характеристики. Типовые механизмы и узлы, органы и системы управления привода. Виды систем управления оборудованием. Значение систем управления в обеспечении заданного режима работы машин и оборудования. Задачи управления оборудованием.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам исследования, основные рекомендации и предложения эффективности работы производств, технического уровня производства в зависимости от того, как они обеспечены машинами и насколько эти машины совершенны и надежны. Дать обобщение предложенного материала.
В конце курсового проекта приводится список литературы, который был прямо или косвенно использован при написании работы. Приводится перечень учебных, справочных, прочих пособий по которым выполняется курсовой проект.
В приложении к курсовому проекту выносятся схемы, чертежи, технико - экономические показатели, раскрывающие и подтверждающие основные положения работы.
Общие требования к оформлению курсовых проектов
Курсовой проект представляется на кафедру в бумажном варианте, набранном на
компьютере шрифтом 14 «Times New Roman» через 1,5 интервал не позднее, чем за 2 недели до предполагаемой даты защиты (для студентов заочного отделения) – за 2 недели до начала сессии).
Текст работы распечатывается на одной стороне листа формата А4 соблюдением следующих размеров полей: слева – 30 мм, справа – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см.
Текст работы (курсовых проектов) делится на главы, внутри глав на параграфы (2-3 параграфа). Названия глав и параграфов печатаются строчными буквами, кроме первой прописной, и выделяются жирным шрифтом. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами (1, 2, 3…), после номера ставится точка, слово «Глава» не пишется. Номер соответствующих глав и параграфов ставится в начале заголовка. Слова в заголовках не переносятся. Приложения по страницам не нумеруются.
Заголовок параграфа не отделяется от заголовка главы. Текст работы от заголовка параграфа отделяется одним 1,5 интервалом.
Каждая глава начинается с нового листа. Один параграф от другого отделяется тремя 1,5 интервалами.
Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами без пропусков и повторений. Порядковый номер страницы проставляется посередине нижнего поля. Первой страницей считается титульный лист. Номера страниц проставляются с первой страницы введения. Последней страницей нумеруется последний лист списка литературы.
Таблицы размещают после первого упоминания о них в тексте. Они набираются шрифтом 12 «Times New Roman» через 1,0 интервал. Их нумеруют арабскими цифрами в пределах каждой главы. Над таблицей справа помещается слово «Таблица» с порядковым номером, например: «Таблица 1.2» (вторая таблица 1 главы). Заголовок таблицы помещается под словом «Таблица» по центру. Начинается с прописной буквы, и после окончания точка не ставится. Подчеркивать и выделять жирным шрифтом заголовок не следует.
Столбцы в таблицах не нумеруются в том случае, если таблица не разбивается. При переносе таблицы на следующую страницу столбы нумеруются и повторяются. Над продолжением таблицы справа помещается слово «Продолжение» и номер таблицы, например «Продолжение табл.1.2».
На все таблицы в тексте должны быть ссылки. Если все абсолютные и относительные величины, приведенные в таблице, выражены в одних и тех же единицах, то обозначения единицы измерения помещают над таблицей в круглых скобках. Обозначения единицы абсолютной или относительной величины, общей для всех данных в строке или графе, вписывают в соответствующей строке или графе. В таблице отдельно графу «номер по порядку» не выделяют. Все показатели нумеруются по порядку в графе «Показатели». Во всех случаях обязателен анализ таблиц. В таблицах и в тексте слово «год» пишут в сокращенном виде «г.», например «2008 г.».
Рисунки располагаются в тексте после первой ссылки на них. Номер и название помещаются под иллюстрацией, например «рис. 2.1» (первый рисунок второй главы).
Формулы и уравнения пишутся по центру. Пояснения значений символов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснения начинают со слова «где», например:
,
где - общий коэффициент полезного действия (КПД) привода и КПД закрытой
передачи, открытой передачи, муфты, подшипников качения (по кинематической схеме в редукторе две пары подшипников) и подшипников скольжения (по схеме на приводном валу рабочей машины одна пара подшипников) соответственно.
К формулам применяется сквозная нумерация по всему тексту работы.
Приложения располагаются в порядке упоминания их в тексте. Они состоят из таблиц, форм отчетности, схем большого формата, чертежей. Чертежи и схемы, помещаемые в приложение должны соответствовать требованиям стандартов ЕСКД. Каждое приложение имеет заголовок, начинается с новой страницы и нумеруется, например: «Приложение 2».
Список литературы включает в себя перечень литературы и других источников использованных при выполнении курсового проекта. Каждый источник дается строго в соответствии с его наименованием, с указанием места издания, издательства, года издания и количества страниц, например: « Приложение 3».
Подпись и дата завершения работы ставятся на последнем листе.
5. Работа с отзывом преподавателя и подготовка к защите
Получив на кафедре свой курсовой проект с рецензией преподавателя, студент должен
внимательно ознакомиться с содержанием рецензии.
Если работа допущена к защите, то студент, следуя критическим замечаниям и рекомендациям рецензента, изучает те вопросы, которые требуют доработки, а также читает дополнительную литературу и выполняет все задания, указанные в рецензии. Дополнительный материал к защите может быть оформлен письменно и использован студентами при устном ответе.
Если курсовой проект не допущен к защите, то студент пишет повторную работу,полностью исправляя недостатки, отмеченные в рецензии, и представляет работу на проверку с первоначальной работой и рецензией.
Наиболее распространенные ошибки при написании курсового проекта:
- дословное списывание теоретического материала с базового учебника,
- неправильно даны кинематические схемы машинного агрегата;
- недостаточно изучена конструкция элементов привода,
- слабо усвоена конструкция и принцип действия предложенной модели машины,
- неправильно даны схемы, поясняющие принцип действия,
- неправильно оценены в зависимости от типа производства виды технологической организации сборки,
- копирование курсовых проектов из Интернета, что нарушает важнейшее требование к курсовым проектам – самостоятельность. При установлении факта копирования, работа не допускается к защите.
Для того чтобы получить допуск к защите, необходимо избегать вышеотмеченные недостатки при написании курсового проекта.
Защита курсового проекта
Студенты, не представившиеся курсовой проект в установленный срок или получившие на защите неудовлетворительную оценку, не допускаются к сдаче экзамена по курсу «Основы проектирования и конструирования».
Защиту курсового проекта принимает преподаватель – рецензент. В процессе подготовки к защите студент внимательно знакомится с содержанием рецензии и готовит на них ответы
Непосредственно на защите студент раскрывает содержание работы, обосновывает свое понимание темы и отвечает на вопросы.
Оценка «отлично» ставится за актуальную работу, выполненную на высоком теоретическом уровне на основе самостоятельного анализа изучаемого материала, содержащую выводы и предложения по совершенствованию технологичности конструкции машины, практические методы оценки в рамках каждого подхода.
Оценка «хорошо» ставится за работу, где полно и всесторонне основные теоретические и практические аспекты темы, содержатся обобщения и выводы.
Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, в которой правильно и достаточно полно освещены основные вопросы темы.
Работа не может быть аттестована, если:
- неправильно и некорректно используется научный аппарат,
- содержит теоретически неправильные формулировки,
- выполнена неаккуратно, с большим количеством ошибок, исправлений и т.п.,
- на защите студент обнаружил незнание элементарных вопросов темы работы.
Оценка за курсовой проект проставляется в зачетную книжку. Курсовой проект сдается в
архив и студенту не возвращается.
Список рекомендуемой литературы
а) основная литература
1. Ансеров, Ю.М. Машины и оборудование машиностроительных предприятий: Учебник для инж.- экон. спец. вузов/ Ансеров Ю.М. Салтыков В.А., Семин В.Г . - Л.: Политехника, 1991. - 385с.
2. Ковальчук, Е.Р Основы автоматизации машиностроительного производства: Учебник для вузов. / Ковальчук Е.Р., Косов М.Г., Митрофанов В.Г. Под ред. Ю.М. Соломенцева. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 1999. - 312 с.
3. Ковалев, А.П.Практика оценки стоимости машин и оборудования Учебник для ВУЗов/ Ковалев А.П., Кушель А.А., Королев И.В., Фадеев П.В., под ред. Федотовой М.А - М.: Издательство: Финансы и статистика 2007. - 272 с.
4. Ковалев, А. П Основы оценки стоимости машин и оборудования/ Ковалев, А. П.,. Кушель А. А, Королев И. В.,. Фадеев П. В. ., под ред. Федотовой М.А - Издательство: Финансы и статистика, 2006 г. - 288 с.
5. Аносов, Ю.М. Основы отраслевых технологий и организации производства. Учебник /Аносов Ю.М., Бекренев Л.Л., Дурнев В.Д., Зайцев Г.Н., Салтыков В.А., Федюкин В.Л. : - СПб: Политехника, 2002. - с.
Салтыков, В.А. Технология машиностроения. Технология заготовительного производства. Учебное пособие/ Салтыков В.А., Аносов Ю.М, Федюкин В.К. – СПб.: Изд. Михайлова В.А., 2004. - 336 с.
б) дополнительная литература
1. Александров, М.П. Грузоподъемные машины / Под ред. М.П. Александрова др. М.: Машиностроение, 1986. - 400с.
2. Львова, Э.Л., Акулова Т.Н, Стрельников И.А. Основные типы машин и оборудования предприятий машиностроения. :Учебное пособие/ Э.Л., Акулова Т.Н, Стрельников И.А. - ЧИЭМ СПбГПУ, 2011. - 274с.
Приложение 1
Темы курсовых проектов
по дисциплине «МАШИНЫ и ОБОРУДОВАНИЕ»