Развитие фонематического восприятия.
4.1. Дидактическая игра «Светофор». Дети выделяю т из звукового ряда гласных заданный звук и поднимают сигнальную «ракетку».
4.2. Дидактическая игра «Радисты».
- Скажите столько раз звук [А], сколько раз я хлопну в ладоши.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
5.1. Дидактическая игра «Губы - художники». Угадать звук по беззвучной артикуляции, произнести этот звук с движением речедвигательной ритмики.
5.2. Анализ и синтез (с использованием схематического изображения) звукосочетаний из двух гласных; их произнесение в сопровождении движений речедвигательной ритмики.
- Звук [А] побежал к звуку [О]. Что получилось?
- Звук [У] побежал к звуку [А]. Что получилось?
- Сколько звуков произнесли?
- Какой первый звук? Второй?
6. Физминутка.Произнесение стихотворения в сопровождении движений речедвигательной ритмики на гласные звуки.
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь,
Годосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
- Как поёт Петушок? Давайте споём вместе с ним: «Ку-ка-ре-ку!»
Автоматизация звуков в словах.
-Звук [А] подружился с девочкой Аней. Как вы думаете, почему?
- Однажды Аня пошла в лес и заблудилась.
- Как кричит Аня? (АУ!)
- Какой первый звук в слове «АУ»? Второй? Сколько звуков мы произнесли?
Произнесение звуковой цепочки [А__У__] громко и тихо в сопровождении движений речедвигательной ритмики.
- Летом Аня поехала на автобусе на озеро. Угадайте, что она взяла с собой.
Что это у Анечки?
Ниточка на палочке.
Ниточка в реке,
Палочка в руке. (Удочка)
- Давайте и мы половим рыбок удочкой. (Дети «ловят» рыбку с картинкой и определяют первый звук в словах).
- Отпустим рыбок и поиграем ещё.
Автоматизация звуков в предложениях.
- У вас на столах карточки, положите их перед собой. Выберите только те карточки, на которых предметы начинаются на гласный звук. Составьте с этими словами короткие предложения. Например, у меня О____слик. Ослик что делает? Идёт. (Дети составляют предложения из двух слов.)
Итог занятия.
- Петушку очень понравилось, как вы занимались.
- С какими звуками мы сегодня играли? (Произнесение звуковых цепочек с движениями речедвигательной ритмики).
- Молодцы!
***
Конспект фронтального занятия
По формированию навыка звукового анализа и синтеза
В старшей группе
Для детей с общим недоразвитием речи.
учитель-логопед А.В. Корсунская
Тема занятия.Звук [П]
Цели занятия:
- закрепление правильного произношения звука [П] с использованием речедвигательной ритмики;
- формирование умения выделять заданный звук на фоне слова и определять его местоположение;
- развитие пространственных представлений;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие логического мышления;
- развитие зрительного внимания и памяти;
- развитие ритмической способности детей;
- развитие просодической стороны речи.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Слушай, думай, не ленись, красиво говорить учись. (Хоровое произнесение.)
- Чтобы красиво говорить на нашем занятии, давайте потренируем свой голосок. (Выполнение упражнений речедвигательной ритмики на закрепление гласных звуков).
Развитие логического мышления и пространственных отношений.
- Сегодня мы совершим путешествие в один из наших замков, чтобы узнать, в какой, нам надо выполнить одно задание.
2.1. Оранжевая остановка. Достать из оранжевого конверта части и собрать разрезную картинку, назвать получившийся предмет.
2.2. Отгадать загадки, отгадку называет тот, у кого такая картинка.
Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжка, ручка и альбом. (Портфель)
От зелёного причала
Он назад шагнул сначала,
А потом шагнул вперёд.
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход,
И пускал трубой колечки
Белоснежный… пароход.
Посадили зёрнышко –
Вырастили солнышко.
Это солнышко сорвём –
Много зёрен соберём. (Подсолнух)
На одном дереве живут пять братьев. (Пальцы)
2.3. Вместо разрезной картинки ребёнок получает целую и прикрепляет её к магнитной доске.
2.4. Речедвигательная ритмика.Проговаривание названий картинок в линей ной последовательности с движениями речедвигательной ритмики на звук [П].
Развитие зрительной памяти и внимания.
Дидактическая игра «День - ночь» (Угадать, чего не стало на материале картинок из предыдущего задания.)
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Это пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Ну а это пальчик – Я!
Вот и вся моя семья.
5. Дидактическая игра «4-й лишний».Коричневая остановка. Выбрать из четырёх картинок лишнюю, т.е. ту, в названии которой нет звука [П]. (Картинки достать из коричневого конверта.)
6. Развитие ритмической способности.Синяя остановка. Достать из синего конверта картинки и слоговые схемы слов. Положить под каждой картинкой соответствующую схему. Определить звук, с которого начинаются названия всех картинок.
Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня путешествовали?. (Дать характеристику звука [П].)
- Где прятался звук [П]? (В начале слова.)
***
Конспект