Национально-этнические особенности регионального развития.

1.1 Государственная национальная политика.

Государственная национально-этническая политика основывается на положениях Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права. Это выражается в принятии специальных законодательных актов, других нормативно-правовых документов.

Основы государственной национальной политики заложены в концепции[8], в которой отмечается:

1. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

2. Запрещение любых форм ограничения прав по признакам социальной, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

3. Сохранение исторически сложившейся целостности РФ.

4. Равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

5. Гарантия прав коренных малочисленных народов.

6. Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

7. Содействие развитию национальных культур и языков народов РФ.

8. Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

9. Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

10. Защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

Согласно установленным принципам определены основные цели и задачи российской государственной национальной политики.

Основными целями являются обеспечение условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценности.

Становление и развитие в России гражданского общества является основой и гарантией необратимости всех демократических преобразований. Здесь действует совокупность необходимых принципов взаимодействия общества и государства, выработанных мировой и отечественной теорией и практикой:

• обеспечение прав человека в полном объеме в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека[9] и международно- правовыми нормами[10];

• обеспечение добровольной гражданской кооперации посредством свободы ассоциаций;

• обеспечение полноценного общественного диалога, идейного плюрализма и терпимости к различным взглядам;

• правовая защищенность гражданского общества и его структур;

• ответственность государства перед гражданином, осознанное самоограничение власти.

Правовая база гражданского общества представляет собой систему содержательных взаимосвязанных блоков законодательства.

Фундаментом гражданского общества являются федеральные законы: «О гражданстве Российской Федерации»[11], «Об актах гражданского состояния»[12], «Семейный кодекс Российской Федерации»[13].

В экономической сфере гражданское законодательство основывается на признании равенства участников в формировании цивилизованного российского рынка, неприкосновенности и защите собственности, свободы договора как основы экономической активности всех слоев гражданского общества, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав их судебной защиты[14].

Отношения между обществом и государством нашли отражение в отдельных законах, например, «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ), «О выборах Президента Российской Федерации» (Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ), «О референдуме Российской Федерации» (Федеральный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФЗ), «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ), а также в федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации[15].

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами федеральной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется также на основе Конституции РФ и федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации» (от 24 июня 1999 г. № 114-ФЗ), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ) и т.д.

В результате динамичного развития страны и ее регионов сложились цели и задачи в области национальной политики, которые можно разграничить по сферам.

Главная цель в политической и государственно-правовой сфере – это формирование такой страны, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, развитию и углублению федеративных отношений (субъекты Федерации — республики, края, области, автономные образования и города федерального значения). К основным задачам относятся:

• создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений (конституции республик, уставы других субъектов РФ, уставы национально-культурных автономий)1;

• объединение усилий всех институтов общества для достижения межнационального согласия, утверждение принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепление взаимопонимания;

• обеспечение всех условий (правовых организационных, материальных), способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

• выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними беспорядков;

• разрешение возможных споров и конфликтов путем согласительных процедур на основе правовых актов;

• обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

• решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.

Целью социально-экономической сферы является выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов РФ (до передовых отечественных, а потом и зарубежных). Рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации. Задачами данной сферы являются:

1. Реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности.

2. При общей направленности на комплексное развитие страны и ее отдельных регионов.

3. Осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему «депрессивных» районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе.

4. Развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства РФ.

5. Содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного развития социально-экономических и национально-культурных проблем.

Основной целью в духовной сфере считается формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма (см. «Закон о патриотизме). К задачам относятся:

1. Распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих РФ.

2. Сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства.

3. Обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного.

4. Укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы.

5. Учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка религиозных организаций в миротворческой деятельности.

Цель в области внешней политики – это сотрудничество всех государств — а также бывших республик СССР — в предотвращении конфликтов и мирном их разрешении. Задачами являются:

1. Содействие процессу реинтеграции на новой основе государств — бывших республик СССР.

2. Реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств.

3. Заключение договоров и соглашений с государствами.

4. Выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев.

В числе первоочередных мер по реализации концепции государственной национальной политики Правительством РФ были запланированы на 1997—2000 гг. :

• подготовка нормативных актов по проблемам совершенствования федеративного устройства и гармонизации национальных отношений. В частности, разработка проектов федеральных законов «Об основах отношений края, области и входящего в их состав автономного округа», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О порядке изменения конституционно-правового статуса субъектов РФ», «О свободе совести и религиозных организациях», «Основы правового статуса коренных малочисленных народов России», «Об обеспечении государственной целостности РФ и действия Конституции РФ», «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

• разработка и реализация федеральных и региональных программ по социально-экономическому и национально- культурному развитию субъектов РФ и отдельных народов России. Например, программа «Социально-экономическое развитие Республики Бурятия», «Экономическое и социальное развитие Республики Мордовия на 1996—2000 годы», целевая комплексная «Программа социально-экономического развития Красноярского края в 1996—2000 годах», «Программа государственной поддержки местного самоуправления», «Программаразвития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев», целевые программы «Русский язык», «Возрождение и развитие культур финно-угорских народов», «Возрождение и развитие тюркских народов», национально-культурного развитие национальных меньшинств, предупреждения и преодоления этнополитических конфликтов, государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, программы повышения уровня культуры межнационального общения у учащихся и студентов образовательных учреждений, молодежи, населения на основе духовного богатства народов России, программа улучшения среды обитания коренных малочисленных народов Севера России, Сибири и Дальнего Востока, программа борьбы с алкоголизмом, наркоманией и туберкулезом среди малочисленных народов Севера России, Сибири и Дальнего Востока, региональные и местные программы национального развития и межнационального сотрудничества.

Среди других мероприятий следует выделить создание консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве РФ, реализация плана мероприятий Международного десятилетия коренных народов мира.

В это же время осуществлялась подготовка проекта Указа Президента РФ о создании Ассамблеи народов РФ, разработка и реализация мер политического и социально-экономического характера, направленных на стабилизацию положения в Чеченской Республике и вокруг нее.

Разработка и реализация мер по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта связаны с организацией и проведением съезда народов Северного Кавказа.

В настоящее время осуществляется поддержка деятельности национально-культурных центров по проведению фестивалей национальных культур, дней субъектов РФ, дней национальной культуры, обменных гастролей коллективов, организация национальных праздников.

В области научно-аналитического обеспечения был организован мониторинг экономической ситуации в субъектах РФ, осуществляется прогнозирование тенденций развития межнациональных отношений и выработка мер по стабилизации обстановки в России.

Проводятся научные исследования по проблемам формирования гражданственности, патриотизма, совершенствования межнациональных отношений, развития федерализма и подготовка практических рекомендаций по этим проблемам.

В части информационного обеспечения идет создание на базе региональных государственных телекомпаний нового федерального общественного телеканала, способного обеспечить регулярное информационно-культурное общение между регионами и региональными объединениями телекомпаний.

Предусмотрено также кадровое и финансовое обеспечение Программы.

В настоящее время, по данным печати[16], готовятся коррективы в Концепцию государственной национальной политики. Государственная национальная политика является составной частью национальной безопасности страны, сохранения единства государства, обеспечения социального мира и согласия. Предложены следующие принципы государственной национальной политики:

• сплочение граждан РФ как единой гражданской нации, упрочение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

• защита и поддержка русского языка как государственного, признание права каждого на пользование родным языком;

• защита прав и интересов граждан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих за рубежом.

Основные цели и задачи национальной политики связаны с созданием условий для полноправного социального и национально-культурного развития этнических обществ, упрочения общероссийской многонациональной общности. В связи с этим перед государством стоят задачи:

• признание консолидирующей роли русского народа в формировании единого многонационального российского общества;

• учет национальных особенностей регионов при проведении экономических реформ;

• создание механизма для получения гражданства добровольно переселяющихся в РФ;

• разрешение межнациональных споров и конфликтов на основе законодательства РФ;

• пресечение проявлений экстремизма и национализма;

• гарантии защиты прав и свобод человека, защиты прав национальных меньшинств и исконной среды обитания коренных многочисленных народов;

• обеспечение условий для использования русского языка как государственного и языка межнационального общения.

Механизмы и основные направления реализации концепции предполагают необходимость разработок федеральных, региональных, местных целевых программ. При этом необходимо принятие и проведение следующих мер:

• совершенствование законодательства РФ для формирования установок толерантности, российской гражданской идентичности;

• при принятии решений по социально-экономическому развитию регионов — учет особенностей межнациональных отношений;

• выработка специальной системы подготовки кадров из числа различных этнических групп;

• организация системного мониторинга межнациональных отношений, этнополитической и религиозной ситуации.

1.2 Реализация государственной национальной политики в регионах.

В Российской Федерации проживают представители 160 народов, поэтому все субъекты Федерации полиэтничны. Многонациональность, мультикультурность и полиэтничность являются глобальными характеристиками современного мира.

В настоящее время в России функционируют национально- культурные автономии (НКА), часть из них федеральные (16), а остальные — региональные (более 100). Организационно-правовые основы НКА определены законодательно[17], в частности виды и принципы организации и права НКА (рис. 1).

Их функционированию способствуют полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, администрациях, правительствах субъектов РФ, действующие на общественных началах экспертные советы, комиссии. Они не только анализируют состояние работы в области национальной, миграционной, культурной и социальной политики, но и определяют взаимодействие органов управления с общественными национальными объединениями.

Одной из важнейших сфер деятельности в этом плане является защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации. Их общий статус определен Конституцией Российской Федерации, а в отношении защиты прав коренных малочисленных народов действуют три специальных закона: 1) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ (в ред. федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 26 июня 2007 г. № 118-ФЗ) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»; 2) Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ (в ред. федеральных законов от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; 3) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 июня 2007 г. №118-ФЗ) «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Во исполнение первого закона Правительство РФ утвердило на основании предложений субъектов РФ перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (табл. 1) и обязало Министерство по делам Федерации и национальностей вести федеральный реестр муниципальных образований, реестр национально-культурных автономий, государственный реестр казачьих обществ РФ и единый перечень коренных малочисленных народов РФ[18].

Рис. 1 Организационно-правовые основы национально-культурных автономий.

Устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств  
Участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций  
Создавать образовательные и научные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование  
Следовать национальным традициям и обычаям, развивать художественные народные промыслы и ремесла
Сохранять и обогащать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям
Создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке
Обращаться в государственные органы, представляя свои национально- культурные интересы
Получать поддержку органов госвласти для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка, национальной культуры
Национально-этнические особенности регионального развития. - student2.ru

Таблица 1

ЕДИНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ п/п Наименование коренных малочисленных народов Российской Федерации Наименование субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают малочисленные народы Российской Федерации
Абазины Карачаево-Черкесская Республика
Алеуты районы Камчатской области, Корякский авто­номный округ
Алюторцы Корякский автономный округ
Бесермяне Удмуртская Республика
Вепсы Республика Карелия, Ленинградская область
Долганы Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, районы Красноярского края, Республика Саха (Якутия)
Ижорцы Ленинградская область
Ительмены Корякский автономный округ, районы Камчат­ской области, Магаданская область
Камчадалы районы Камчатской области, Корякский авто­номный округ
Кереки Чукотский автономный округ
Кеты Красноярский край
Коряки Корякский автономный округ, районы Камчат­ской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область
Кумандинцы Алтайский край, Республика Алтай, Кемеров­ская область
Манси Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми
Нагайбаки Челябинская область
Нанайцы Хабаровский край, Приморский край, Сахалин­ская область
Нганасаны Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, районы Красноярского края
Негидальцы Хабаровский край
Ненцы Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Ар­хангельской области, Таймырский (Долгано-Не­нецкий) автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми, Хабаров­ский край, Сахалинская область
Нивхи Хабаровский край, Сахалинская область
Ороки (ульта) Сахалинская область
Орочи Хабаровский край
Саамы Мурманская область
Селькупы Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красно­ярский край
Сойоты Республика Бурятия
Тазы Приморский край
Теленгиты Республика Алтай
Телеуты Кемеровская область
Тофалары Иркутская область
Тубалары Республика Тыва
Тувинцы-тоджинцы Республика Тыва
Удэгейцы Приморский край, Хабаровский край
Ульчи Хабаровский край
Ханты Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало- Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми
Челканцы Республика Тыва
Чуванцы Чукотский автономный округ, Магаданская область

Окончание табл. 17.1

37 37   Чукчи Чукотский автономный округ, Корякский авто­номный округ
Чулымцы Томская область, Красноярский край
Шапсуги Краснодарский край
Шорцы Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай
Эвенки Республика Саха (Якутия), Эвенкийский авто­номный округ, районы Красноярского края, Хабаровский край, Амурская область, Сахалин­ская область, Республика Бурятия, Иркутская область, Читинская область, Томская область, Тюменская область
Эвены Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Корякский автономный округ, районы Камчатской области
Энцы Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ
Эскимосы Чукотский автономный округ, Корякский авто­номный округ
Юкагиры Республика Саха (Якутия), Магаданская область

Примечание. Наименование субъектов Российской Федерации приведены построчно, в порядке убывания численности каждого народа, проживающего на соответствующих территориях.

Коренные малочисленные народы Российской Федерации — народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

В обеспечение прав малочисленных народов на социально-экономическое, культурное развитие, на защиту исконной среды общения, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов участвуют федеральные исполнительные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

К правам самых малочисленных народов на защиту их исконной среды общения, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов относятся:

1) безвозмездно владеть и пользоваться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности землями различных категорий (необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования занятия и традиционными промыслами) и общераспространенными полезными ископаемыми;

2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов РФ по охране окружающей природной среды при промышленном производстве, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов;

4) получать от органов государственной власти, отечественных и иностранных юридических и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития;

5) участвовать через уполномоченных представителей в подготовке и принятии органами государственной власти решений по вопросам защиты исконной среды общения, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов[19];

6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности;

7) делегировать уполномоченных представителей в советы представителей малочисленных народов при органах государственной власти;

8) на возмещение убытков, принесенных им в результате ущерба исконной среде обитания, хозяйственной деятельностью организаций любой формы собственности, а также физическими лицами;

9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения с учетом традиционного образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

Лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

В целях сохранения и развития своей самобытной культуры физические лица и объединения вправе сохранять и развивать родные языки, создавать общественные объединения, культурные центры, национально-культурные автономии, фонды развития.

Для решения вопросов текущего и перспективного управления малочисленные народы создают органы территориального общественного самоуправления и общины, а в органах государственной власти — представительства.

Общины малочисленных народов могут создаваться и как семейные (родовые), территориально-соседские, и как союзы. Семейные (родовые) общины — объединения по кровно-родственному признаку. Территориально-соседские — формы самоорганизации лиц, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территории традиционного расселения. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов — межрегиональные, региональные и местные объединения общин[20].

Национальные объединения в своей деятельности опираются на разнообразие культурных центров, ассоциаций, землячеств, обществ. Так, в Сибирском ФО национальных общественных объединений насчитывается: в Красноярском крае -—71, Иркутской области — 64, Новосибирской области — 49, Кемеровской области и Республике Хакасия — по 39, Республике Бурятия — 22, Республике Алтай и Республике Тыва — по 5[21].

При участии национальных сообществ в Хакасии подготовлено Соглашение о социальном партнерстве, гражданском мире и согласии на 2005—2008 гг. В Красноярском крае действует Палата национальностей Гражданской ассамблеи.

Реализация Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» на сегодняшний день продолжает оставаться проблематичной. Со стороны коренных малочисленных народов высока востребованность организации территорий традиционного природопользования, но отсутствуют механизм реализации закона и детализация его соответствующими решениями Правительства РФ.

Департаментом межнациональных отношений ведется работа по подготовке проекта распоряжения Правительства РФ об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов федерального значения «Бикин». Этот проект согласован с представителями заинтересованных министерств и агентств, субъектов Российской Федерации и дорабатывается с учетом изме­нений в законодательстве, коснувшихся полномочий федеральных органов власти и права пользования землей на данных территориях (согласно ст. 5 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»),

В 2007 г. некоторые субъекты Российской Федерации в рамках исполнения законодательства в сфере межнациональных отношений приняли свои нормативно-правовые акты. Так, во исполнение закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 5 мая 2003 г. №29-оз «О поддержке органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами коренных малочисленных народов Севера», а также постановления правительства автономного округа от 28 июля 2006 г. № 176-п «О субсидиях на продукцию охотпромысла, дикорастущих трав и лекарственно-технического сырья» для проведения специализированного учета организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, было принято отдельное постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 апреля 2007 г. № 85-п «О реестре организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся промыслами коренных малочисленных народов севера Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

Следует отметить, что еще в 1996 г. утвержден перечень районов Крайнего Севера (приложение к постановлению Правительства РФ от 23 апреля 1946 г. № 502), где осуществляется особое регулирование социально-экономического развития[22].

Учитывая, что Север — высокоширотная часть территории Российской Федерации, он характеризуется суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения.

Здесь превалируют районы с дискомфортными условиями проживания, характеризующиеся совокупностью таких природно-климатических, географических, социально-экономических и морально-биологических факторов, которые оказывают неблагоприятное воздействие на человека.

1.3 Итоги мониторинга в области реализации государственной национальной политики c 2007 г.[23]

В региональных органах исполнительной власти 19 субъектов РФ действуют профильные министерства и комитеты, в 59 регионах существуют отделы или сектора в рамках структурных подразделений. В области нормативно-правовой и законодательной деятельности Межведомственной рабочей группы, созданной при Минрегионе России, в Концепцию подготовлены коррективы по укреплению единства российской гражданской нации, сохранению ее этнокультурного многообразия, образующих геокультурный и геополитический потенциал конкурентоспособности страны.

Единство, многообразие, конкурентоспособность — три базовых принципа национальной политики страны. Поэтому в 19 субъектах РФ приняты и действуют региональные концепции государственной национальной политики, учитывающие региональные особенности этнокультурной ситуации.

Так, на сегодняшний день утвержденные региональные Концепции национальной политики имеют следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия (29 мая 2007 г.), Республика Коми (10 октября 1996 г.), республика Марий Эл (13 декабря1997 г.), Республика Саха (Якутия) (13 октября 1995 г.), Республика Тыва (22 апреля 1998 г.), Удмуртская Республика (6 февраля 1998 г.), Чеченская Республика (9 апреля 2007 г.), Чувашская Республика (31 июля 1998 г.), Архангельская область (9 апреля 2007 г.), Красноярский край (21 января 1999 г.), Волгоградская область (30 декабря 1999 г.), Курганская область (26 апреля 2000 г.), Тюменская область (6 ноября 1998 г., в ред. от 28 марта 2003 г.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (31 марта 1999 г.).

В целях повышения эффективности реализации государственной национальной политики, а также своевременного предотвращения возникновения и профилактики конфликтных ситуаций Департаментом межнациональных отношений Минрегиона России разработана «Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действиях, направленных на ликвидацию их последствий» (утверждена приказом министра регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 57).

Инструкция предназначена к использованию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики.

В области защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, составляющих по итогам переписи 2002 г. около 244 тыс. человек и являющихся уязвимыми в своем традиционном образе жизни, особенно актуальна государственная планомерная деятельность.

Однако до сих пор интенсивно сокращается численность коренных малочисленных народов в Алтайском крае, Магаданской, Сахалинской и Томской областях, Чукотском автономном округе.

В Минрегионе России проводится работа по подготовке нормативной документации по созданию территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Согласно Федеральному закону от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования ко­ренных малочисленных народов являются одним из видов особо охраняемых природных территорий.

Вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера решаются в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» (Государственный заказчик: Министерство регионального развития Российской Федерации), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. № 564 (с изменениями от 6 июля 2002 г.).

<

Наши рекомендации