Лекция 11. Религиозные, этнические и социальные факторы регионального терроризма

Аннотация

Религиозные, этнические и социальные конфликты как предпосылки формирования террористических движений и организаций.

Религиозный экстремизм и религиозный терроризм: история, современность, региональная специфика. Исламский фундаментализм и исламский терроризм. Ваххабизм. Региональные структуры исламского экстремизма.

Усиление воздействия этноконфессионального фактора на расширение террористической угрозы с 90-х гг. XX в.

Проблемы межнациональных отношений как факторов развития регионального терроризма. Гражданские войны в Африке и применение террористических методов в межнациональных конфликтах.

Сепаратизм в Европе. Терроризм на Балканах.

Участие структур мирового терроризма в межнациональных конфликтах.

Противостояние «Север-Юг», как один из важнейших факторов распространения терроризма. Диаспорные, радикально-фундаменталистские, нарко-криминальные коалиции в межнациональных и этонконфессиональных конфликта. Их роль в расширении террористической угрозы в отдельных регионах.

Текст лекции

Религиозные, этнические и социальные конфликты как в прошлом, так и в настоящее время являлись основными предпосылками формирования террористических движений и организаций. При этом религиозные и этнические факторы всегда были тесно связаны между собой. В обоих случаях речь идет о борьбе за сохранение собственной идентичности, религиозной или этнической. Поэтому многие религиозные движения принимали этнический, национальный и, в конечном итоге, сепаратистский характер. В борьбе за сохранение и распространение своего влияния многие религиозные и националистические движения использовали террористические методы в качестве инструмента достижения своих целей.

В течение длительного периода внимание экспертов привлекает феномен религиозного терроризма. Религиозные идеи вдохновляли террористические действия с древних времен. На формирование современного религиозного терроризма огромное влияние оказали два основных фактора:

1) распад колониальной системы

2) победа исламской революции в Иране в 1979 г.

Процесс деколонизации привел к возникновению новых государств, прежде всего, в Южной и Юго-Восточной Азии, а также на Африканском континенте. Однако новая политическая карта устроила далеко не всех. Некоторые этнические группы не получили возможности создания своего собственного государства, а религиозные общины – гарантий сохранения своей конфессиональной автономии.

На протяжении всего XX века продолжался кризис в Северной Ирландии, одной из причин которого являлись межрелигиозные противоречия между протестантами, выступавшими за союз Ольстера с Великобританией в рамках единого государства, и католиками, борющимися за национальное освобождение Северной Ирландии и воссоединение всех ирландских территорий. В 1980-х-1990-х гг. разгорелся конфликт в Судане между центральным правительством страны, выражающего в целом интересы мусульманского севера, и негроидными племенами юга, исповедующими христианство и традиционные африканские верования. В 1983 г. фактически началась гражданская война, начатая сепаратистской Народно-освободительной армии Судана (НОАС), выступавшей за независимость южных районов страны от мусульманского правительства. Повстанцы прибегали к нагнетанию атмосферы страха в Судане, совершая теракты против правительственных чиновников, военнослужащих регулярной армии и полиции. Часто объектами нападения сепаратистов становились мирные граждане и иностранные специалисты зарубежных компаний. Важной составной частью деятельности мятежников были экономические диверсии, так как зона их деятельности охватывала суданские провинции, богатые нефтью

В 1999 г. возник религиозный конфликт на Молуккских островах. Волнения изначально носили религиозный характер и отражали противостояние между исламской и христианской общинами страны. Мусульманско-христианские столкновения начались на острове Амбон. Очень скоро столкновения перекинулись на соседние острова и докатились до столицы страны Манилы. На стороне мусульман выступила исламистская группировка Лашкар-Джихад. Противовесом им стала группировка «Армия Христа», сформированная из представителей христианской общины. К концу 2000 г. число жертв составило около 3 тыс. человек.

В значительной мере конфессиональными факторами детерминирован терроризм в Индии. Террористические методы активно использует движение сикхов. Они являются одним из религиозных меньшинств в Индии. На их долю приходится около 2% от общего числа верующих в стране. В XVI веке существовало самостоятельное Сикхское государство не территории современного штата Пенджаб. Однако его существование длилось недолго. Вскоре оно попало под контроль Великобритании и включено в состав Британской Индии. После того, как Индия и Пакистан получили независимость, среди сикхов усилилось стремление к восстановлению самостоятельности. Возникло несколько сикхских организаций сепаратистской направленности, целью которых стало создание на территории разделенного между Индией и Пакистаном Пенджаба независимого государства под названием Халистан. Некоторые сикхские группировки избрали терроризм в качестве средства достижения поставленной цели. Сикхские террористы чаще всего прибегают к убийству индийских политических и общественных- деятелей, представителей центральных органов власти Индии и местных органов власти штата Пенджаб. Самый громкий террористический акт, совершенный сикхами – убийство премьер-министра Индии Индиры Ганди. Поводом для покушения на И. Ганди стала трагедия, произошедшая в городе Амритсаре, где находился Золотой храм – одна из главных святынь сикхов. В 1984 г. в Золотом храме от гнева индусов укрылась группа сикхских террористов, совершивших перед этим убийство сына известного индийского журналиста. На предложение властей сдаться сикхи ответили отказом. Тогда индийские спецподразделения начали штурм Золотого храма. Во время операции большинство находившихся в храме сикхов погибло вместе с руководителем террористов Джарналом Сингхом Бхиндравале. Во всей Индии усилились антииндийские настроения, тысячи сикхов были вынуждены бежать из страны. Вину за случившиеся сикхские террористы возложили на индийские власти и лично на премьер-министра И.Ганди. Еще раньше им удалось внедрить в охрану И.Ганди своих людей. После событий в Золотом храме И.Ганди советовали удалить их своей охраны всех сикхов, но она отказалась. Первые три попытки покушения сорвались, и лишь в результате четвертого покушения, совершенного 31 октября 1984 г., И.Ганди погибла. Она была убита собственными охранниками – Беантом Сигхом и Сатвантом Сингхом, сотрудничавшими с террористами. Так как оба они были сикхами, убийство И.Ганди спровоцировало новую волну антисикхских выступлений, сопровождавшихся погромами. По опубликованным в печати данным в те дни было убито около 30 тысяч сикхов, что стало дополнительным толчком для продолжения террористической деятельности сикхскими группировками.

Росту религиозного экстремизма способствует деятельность сект. Наиболее характерным является пример японской секты «Аум Синрикё» («Высшая истина»). Она была основана японцем Чизуо Мацумото, взявшим себе духовное имя Секо Асахара. Суть воззрений сводилась к двум тезисам. Во-первых, разлагающийся современный мир, погрязший в грехах и пороках, неумолимо приближается к концу света, в результате которого погибнет большинство человечества. Во-вторых, бог оставляет возможность для спасения для тех, кто последует за «мессией», то есть за Асахарой. К концу 1990-х гг. численность секты в Японии составляла около 10 тыс. человек. При этом секта распространила свою деятельность на восемь зарубежных стран (Австралию, Германию, Украину, Россию, США, Тайвань, Шри-Ланку и Югославию). Общая численность последователей Асахары за рубежом насчитывала порядка 30-50 тыс. чел. Опасность деятельности секты заключалась не только в ее тоталитарном характере, но также и в том, что она целенаправленно занималась подготовкой «битвы сил добра и зла», в которой Асахара брал себя роль вершителя судеб человечества. Секта создавала арсеналы обычного оружия, вела военную подготовку. Были созданы лаборатории и фабрики для производства химического оружия. В арсеналах секты были накоплены запасы нервно-паралитического газа зарин, способные вызвать гибель более 4 млн. чел. Секта занималась масштабным ядерным проектом на находившейся в ее собственности овцеводческой ферме в Западной Австралии площадью 500 тыс. акров. Планировалась организация добычи урана и его последующее обогащение с целью производства ядерного сырья. 20 марта 1995 г. совершила крупный террористический акт в токийском метро. Члены секты распылили в вагонах пяти составов метро 11 пакетов с зарином. Нервно-паралитический газ был распылен на 15 станциях метро. Это привело к гибели десяти человек и отравлению еще 4 700 чел.

Особое место в религиозном терроризме занимает исламский терроризм. Он появился сравнительно недавно. Национально-освободительные движения в мусульманском мире до 1980-х гг. не имели заметной религиозной составляющей. Лишь изредка осуществлялись террористические акты отдельными боевиками или группами. Ситуация начала меняться во второй половине 1980-х гг. под влиянием следующих факторов:

– Гражданская межконфессиональная война в Ливане, начавшаяся в 1975 г.;

– Победа исламской революции в Иране в 1979 г. и курс на экспорт исламской революции;

– Ввод советских войск в Афганистан;

– Военная операция Израиля против Ливана и высадка отрядов морских пехотинцев США и стран Западной Европы в порту Бейрута.

Термином, обозначающим движения исламских радикалов и их идеологию, является исламизм. Исламизм отличается от более ранних исламских течений, в том числе тех, которые принято называть исламским фундаментализмом, прежде всего, своим содержанием. Исламские фундаменталисты, то есть религиозные деятели и интеллектуалы, призывавшие вернуться к основам ислама, к принципам организации исламской общины, заложенным в Коране и Сунне пророка, в мусульманском мире были всегда. Они обращаются к исламским правителям с призывом осуществить определенные реформы, но, как правило, не выступают против правителя, руководствуясь принципом, заложенным еще в Сунне пророка: лучше неправедный правитель, чем война. Тем не менее фундаментализм оказал существенное влияние на формирование исламизма.

Возникновение первого влиятельного исламского фундаменталистского движения историки относят к середине XVIII века. Именно в это время европейские государства стали вытеснять клонившиеся к упадку мусульманские империи. Проповедником неискаженного ислама был Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1767). В своей книге «Кита бат-таухид» («Книга единобожия») он призывал основывать исламское вероучение только на Коране и достоверных хадисах (сказаниях о жизни Мухаммеда, созданных при четырех первых халифах). В Центральной Аравии последователи аль-Ваххаба уничтожали культ святых. Запрещалось обращаться к молитвой к самому пророку Мухаммеду. Восстанавливались все, даже наиболее суровые коранические предписания, регламентировавшие жизнь мусульман. По отношению к неверным проповедовался постоянный джихад, так как истинный ваххабит не может жить в Дар уль-Харб – Стране неверия. С 1797 по 1818 гг. Османская империя вела войны с ваххабитами, которым в конце концов удалось создать в Неджде (Центральная Аравия) государство, позже превратившееся в современную Саудовскую Аравию. Ваххабизм оказал существенное влияние на экстремистские движения Ближнего Востока. Для ваххабизма характерна жесткая позиция отрицания любых попыток реинтерпретации Корана. Ваххабизм выступал последовательным оппонентом многочисленных мусульманских реформистских движений XX века, которые пытались соотнести отдельные аспекты ислама со стандартами западной модели общественного развития в таких сферах как гендерные отношения, политическое участие и др.

В отличие от фундаментализма исламизм воспринимается многими аналитиками как, прежде всего, политическое движение. Исламизм – результат качественной трансформации исламского политического сознания и исламской политической культуры. У суннитов – от полной покорности правителю до обвинения его в неверии, призывов к его свержению и созданию исламского государства. У шиитов – от полного неучастия в политической жизни до установления власти религиозного авторитета. Движение исламистов ставит перед собой целью изменение государственного устройства. Идеологи исламизма – религиозные деятели или исламские интеллектуалы нового типа: политически активные, знакомые с идеологическими и политическими течениями на Западе, западной политической культурой и современными политическими технологиями.

Динамика исламизма определяется наличием конфликта, основанного на противоречии эгалитаристских посылов Корана и неравенства, господствующего в реальной жизни и в современных условиях развития общества. Используя данную конфликтную ситуацию, исламисты преследуют цель объединения всех, не имеющих равных привилегий, на базе ислама, представляя его как религию равенства и справедливости, а также указывая на несправедливость правящей элиты, ее коррумпированность и пренебрежение законами ислама. Утверждается необходимость свержения соответствующих режимов, включая как ненасильственные, так и насильственные методы, в том числе террористические.

Иногда исламистские организации имеют довольно сложную организационную структуру. В одной и той же организации могут быть подразделения, использующие мирные методы работы, а также законспирированные структуры, прибегающие к террору, что позволяет исламистским движениям легко переходить от легальных методов борьбы к нелегальным. Вместе с тем существуют крайне экстремистские организации, признающие только методы вооруженной борьбы и террора. Исламские террористы часто имеют тесные контакты с криминальными структурами и международным преступным бизнесом.

Первой мусульманской организацией, которая со временем приобрела черты исламистской, является Ассоциация братьев-мусульман, созданная шейхом Хасаном аль-Банной в Египте в 1928 г. Она сформировалась как небольшая группа, занимавшаяся исключительно религиозно-просветительской деятельностью. Аль-Банна считал, что победа ислама в одной стране может наступить мирным путем – через распространение исламских ценностей, исламское воспитание подрастающего поколения. Конечной целью он ставил исламизацию всего общества и создание исламского государства.

Через некоторое время Ассоциация братьев-мусульман стала массовой политической партией, действовавшей в рамках законодательства, иногда сотрудничавшей с властями и пользовавшейся финансовой поддержкой со стороны государства. В 50-х годах идеологом организации становится Сейид аль-Кутб, придерживающейся гораздо более радикальных взглядов. В 1965 году он выпускает книгу «Вехи на пути», которая становится библией исламского экстремизма. Аль-Кутб не надеялся на мирную победу исламских идей в современном арабском обществе. Под его влиянием организация стала экстремистской, широко использующей террористические методы. Он считал, что арабское общество находится в состоянии «джахилийя» (доисламского варварства), является слабым в нравственном отношении и поэтому уязвимым. Истинно верующие должны объединиться и отделиться от такого общества. Аль-Кутб считал джихад гражданской войной истинно верующих против «неверного общества». Ему принадлежит известный лозунг: «Аллах – идеал, пророк Мухаммед – вождь, джихад – средство достижения цели, смерть во имя Аллаха заветная мечта». В результате Ассоциация братьев-мусульман стала организацией, которая готовила военный переворот и использовала террористические методы в борьбе с властью и своими политическими противниками, за что была запрещена.

В настоящее время ее лидеры всячески доказывают ее приверженность исключительно мирным, легальным методам деятельности, однако власти Египта по-прежнему отказывают ей в регистрации. Организационные и идеологические принципы Ассоциации братьев-мусульман послужили моделью для многих исламистских организаций во всем мире. Основатель организации Хасан аль-Банна одним из первых сформулировал идеи создания исламского государства-халифата, освобождения мусульманских стран от колониальной зависимости и т.д. Ассоциация стала первой международной исламской организацией, создав свои филиалы за пределами Египта и оказав непосредственное влияние на создание исламистских организаций практически во всех странах исламского мира и во многих государствах, которые не являются мусульманскими. Многие лидеры возникших позже джихадистских исламистских организаций вышли из Ассоциации братьев-мусульман.

Для характеристики суннитского исламизма интерес представляют программные установки палестинских организаций аль-Джихад аль-Ислами (Исламский джихад) и Движения исламского сопротивления (ХАМАС). Их отличие от других исламистских организаций заключается в том, что они соединяют ислам с идеями национально-освободительного движения. На идеологию Исламского джихада большое влияние оказала исламская революция в Иране. Основатели Исламского джихада считали имама Хомейни символом и вождем исламской революции не только в Иране, но и во всем мире. Движение ХАМАС возникло в 1987 году под руководством шейха Ахмеда Яссина. Политической платформой ХАМАС является документ «Путь Аллаха». В статье 6 этого документа определены цели движения: «Исламское движение сопротивления — это различные палестинские организации, преданные Аллаху и чей жизненный путь — ислам. Мы стремимся водрузить знамя Аллаха на всей территории Палестины». В статье 13 говорится о том, что освобождением Палестины должны заниматься не только ее жители, но и каждый мусульманин, где бы он ни находился. Движение ХАМАС, как утверждается в его программе, является военным крылом международной организации братьев-мусульман. Существенным является то, что чувство принадлежности к определенной нации ХАМАС считает частью религии. Палестинская проблема может быть решена только в результате священной войны.

В шиитском исламе концептуальное оформление исламизма происходило несколько иначе, чем в суннизме. Оно стало результатом идейного размежевание между шиитскими улемами, ограничивавшими свою ответственность духовной сферой, и сторонников политической интерпретации функций улемов. Среди последних был имам Хомейни, создавший концепцию вилаят аль-факих, которая ставит наиболее авторитетного улема во главе исламского государства. Хомейни внес в исламскую политическую мысль идею войны против Запада и провозгласил политику экспорта исламской революции, сыгравшую большую роль в активизации исламских организаций во всем мире. Реальным воплощением этой политики стали международные шиитские организации Хизбалла (и ее отделение в Ливане), ад-Даава аль-исламийа (Исламский призыв), а также ливанская организация АМАЛь.

Формирование организации Хизбалла связано с победой исламской революции в Иране и военной операцией Израиля против Ливана в 1982 г. Организация сформировалась на основе отряда Иранской исламской революционной гвардии, которая прибыла в Ливан на помощь шиитам. Уже в самом названии – «Партия Аллаха» - предполагается осуществление деятельности в широких масштабах, стремление заменить западную концепцию государства, объединить всех мусульман и установить приоритет религиозной власти ислама. С момента своего возникновения это движение активно действует в Ливане. Хизбалла приспособила доктрину Исламской Республики Иран для шиитов в Ливане и поклялась в верности принципам аятоллы Хомейни.

В основе учения Хомейни лежит положение о том, что ислам не только религия, но и политическая и социально-экономическая система, которая стоит выше этнических или социальных противоречий. Поэтому именно ислам дает наиболее благоприятный для всех может гарантировать правосудие и равенство для всех ливанских граждан

Из этой идеи можно сформулировать основные задачи Хизболлы:

1. Отмена конфессиональной системы и преобразование Ливана в исламское государство, управляемое по законам шариата.

2. Сопротивление влиянию западных стран и западного образа жизни, освобождение от них всех мусульман в Ливане.

3. Объединение приверженцев ислама во всем мире на основе фундаментализма.

4. Борьба с Израилем и освобождение от него Иерусалима и Палестины.

Главная цель состоит установлении исламского господства во всем мире. Для достижения данной цели необходимо установить исламский режим в Ливане. Это можно сделать только при условии освобождения Палестины от евреев. Поэтому Хизбалла проводит террористические акты против Израиля.

С точки зрения идеологов Хизбаллы противостояние ислама, с одной стороны, и США и Израиля, с другой, является следствием трех глобальных мировых конфликтов:

– между «властителями мира» и «растоптанными мира»

– культурной войны между Западом и исламским миром.

– борьбы между иудаизмом и исламом.

По мнению идеологов Хизбаллы, Израиль является порождением западного империализма, и был создан для утверждения влияния Запада на Ближнем Востоке и использования ресурсов арабских стран. Следовательно, Израиль — это ни что иное, как источник зла и насилия на Ближнем Востоке, главное препятствие исламскому объединению, и поэтому он должен быть уничтожен. Изображение Израиля как инструмента Запада на территории исламского мира является основой большинства заявлений, писем, речей лидеров и представителей Хизбаллы.

Одной из наиболее экстремистских по своей идеологии и практическим действиям является египетская организация ал-Джихад, созданная в 1979 г. Идеологом и одним из основателей движения аль-Джихад стал Мухаммед Абд ас-Салям Фарадж, который отдал приказ убить Садата и написал книгу «Сокровенная обязанность». В ней, в частности, говорится: «Необходимо свергать правителей, даже если они заявляют и показывают, что они –мусульмане, так как они – не что иное, как современная разновидность татар, а законы, по которым они правят, - новая разновидность ясака. Поэтому джихад – священная обязанность каждого мусульманина и мусульманки. Правители – отступники, а отступник – хуже, чем неверный. Поэтому необходимо бороться с близким противником (правителями), а дальнего врага (Израиль) можно победить только под знаменем ислама. Один из руководителей организации аль-Джихад Айман аз-Завахири писал: «Борьба с Израилем – судьбоносная борьба…, но она откладывается до создания основы халифата в Египте, из которого начнется война против Израиля под исламским руководством». Идеологи аль-Джихад полагают, что Египет должен стать основой для создания халифата и базой для революционизации всего исламского мира.

В 1990-е гг. исламисты развязали настоящую бойню в Алжире. В течение многих лет у власти в Алжире находился Фронт национального освобождения (ФНО), который поддерживал социалистические эксперименты в экономике, а Алжирская народно-демократическая республика считалась страной «социалистической ориентации». В конце 1980-х гг. были проведены политические реформы, в результате которых был отменен однопартийный режим и разрешена деятельность оппозиционных партий. Самой мощной из них был Исламский фронт спасения (ИФС), образованный в 1991 г. Главной целью участников ИФС было подчинение законодательства Алжира требованиям шариата во всех сферах жизни. Один из лидеров ИФС Хашеми Сахнуни заявлял: «В случае победы на предстоящих выборах в парламент мы приостановим действие конституции, запретим светские и социалистические партии, введем законы шариата и немедленно удалим президента республики». Глава движения, профессор психологии столичного университета шейх Аббаси Мадани говорил: «Мы хотим создания в Алжире исламского государства, далекого от коммунистического Востока и капиталистического Запада». В декабре 1991 г. ИФС получил первое место на парламентских выборах. Однако военные решили не допустить захвата власти исламистами. За несколько дней до второго тура выборов руководство Вооруженных сил Алжира вынудило уйти в отставку действующего президента. Власть в стране перешла к новому чрезвычайному органу – Высшему государственному совету (ВГС). В феврале 1992 г. в Алжире было введено чрезвычайное положение. Мадани, несколько руководителей и сотни рядовых активистов ИФС были арестованы. Во время арестов полиция обнаружила многочисленные склады оружия. На аресты боевики ИФС ответили террором. К весне 1995 г. число жертв с обеих сторон достигло 30 тыс. человек. Правительство было вынуждено призвать на военную службу 15 тыс. резервистов. В боевых действиях участвовали, с одной стороны, 120-тысячная армия Алжира, а с другой – 650 группировок боевиков, среди которых выделялись Исламская армия спасения и Вооруженная исламская группа. Несмотря на все трудно антитеррористической борьбы, в середине 90-х гг. алжирская армия провела несеолько успешных операций. Так, в марте 1995 г. на западе страны военным удалось уничтожить сразу 160 полевых командиров, собравшихся на совещание.

В начале 1990-х гг. появляется новая форма международного терроризма, который опирается на глобальные террористические сети. Принято считать, что причинами активизации международного терроризма является глобализация и эрозия традиционных общественных ценностей в сочетании с экономическими и политическими катаклизмами, которые привели к возросшей неуверенности в будущем. При создание транснациональных сетей террора невозможно без участия государств.

Для исламизма открылись новые горизонты. Он оказался востребованным в различных странах мусульманского мира и за его пределами. Происходит дальнейшая интернационализация исламистских организаций и их деятельности. Этому способствовали такие мусульманские государства как Иран, Саудовская Аравия, Пакистан.

В результате военного переворота в 1989 г. в Судане установился исламский режим, который наряду с Ираном начал оказывать активную поддержку радикальным исламским организациям во всем мире. В августе 1989 г. 19 лидеров Международной организации братьев-мусульман на своем совещании в Лозанне приняли решение превратить Судан в базу исламского международного движения.

25-28 апреля 1991 г. в Хартуме состоялся Народный арабский и исламский конгресс, который был призван координировать деятельность всех исламистских движений и организаций. На этом конгрессе был сформирован постоянный комитет из 50 членов, представлявших 50 стран, где, как считалось, имело место «исламское революционное движение». Боевым крылом этой организации стало Вооруженное исламское движение, более известное как Интернациональный легион ислама. Именно эта структура породила, по мнению западных аналитиков, новую волну международного терроризма. В начале 1990-х гг. Интернациональный легион ислама посылал своих боевиков в страны Азии, Африки, Европы и в США для ведения исламской освободительной войны.

23 августа 1996 г. лидер исламистской террористической организации Аль-Каида Осама бен Ладен обратился ко всем мусульманам мира и призвал их к джихаду против американцев, оккупировавших страну двух Священных городов с целью изгнать их с Аравийского полуострова. 23 февраля 1998 г. было опубликовано заявление от имени Исламского всемирного фронта борьбы с евреями и крестоносцами и фетва (религиозное заключение улемов), объявлявшая священной обязанностью всех способных к ведению джихада мусульман убивать американцев и их союзников – в любой точке земного шара, а также грабить их имущество. Среди тех, кто подписал заявление, были Осама бен Ладен и лидер египетской организации аль-Джихад Айманом аз-Завахири. Начинается фетва с четвертого аята суры «Покаяние»: «А когда кончатся месяцы запретные, то избивайте многобожников, где их найдете…». А также словами пророка Мухаммеда: «Я прислан к вам с мечом в руках, чтобы убедить вас в том, что только Аллаху следует поклоняться». Далее говорится о том, что Аравийский полуостров никогда не подвергался такому нашествию, как сейчас, «когда армии крестоносцев рассредоточились по нему подобно саранче, используя его богатства и разрушая его поля». США не только «оккупировали самые священные места Аравийского полуострова…, повелевая его правителями и унижая его народ», но и используют свои военные базы против соседних мусульманских народов, прежде всего против иракского народа, которому «крестоносно-сионистский альянс» уже нанес огромный ущерб и уничтожил более 1 млн. человек. «Преследуя свои религиозные и экономические цели, Америка стремится, кроме того, услужить еврейскому государству и отвлечь внимание от оккупации им Иерусалима и уничтожения там мусульман… Она намерена разрушить Ирак как самое сильное арабское государство, соседствующее и Израилем, а в будущем расчленить такие государства региона, как Саудовская Аравия, Египет и Судан.

«Все эти преступления, совершенные Америкой, - говорится также в документе, - являются ясным объявлением войны Аллаху, Его посланнику и мусульманам. Улемы на протяжении всей истории ислама единогласно выступали за то, что джихад является индивидуальной обязанностью мусульманина, если враг разрушает исламские страны… На этой основе и в соответствии с волей Аллаха мы издаем следующую фетву для всех мусульман: убивать американцев и их союзников – гражданских и военных – является индивидуальной обязанностью каждого мусульманина, который способен это делать, в любой стране, где это возможно, с целью освободить мечеть аль-Акса и Запретную мечеть от оккупации, заставить их армии уйти со всех территорий ислама… Это соответствует словам Всевышнего: “Бей всех неверных, пока не будет установлена справедливость и не восторжествует дело Аллаха”».

Одним из важных факторов развития регионального терроризма являются проблемы в сфере межнациональных отношений. В их основе находятся этнокультурные противоречия, которые долгое время не находят своего решения. Насильственная политика преодоления межнациональных проблем, приносящая тактические результаты, часто ведет к еще большему их обострению. В условиях регионального соперничества государств и столкновения их интересов этнические конфликты часто выходят за внутригосударственные рамки, находя поддержку извне.

Острый характер приобрела ситуация в Руанде в середине 1990-х гг. Поводом для начала гражданской войны послужила гибель в 1994 г. в авиакатастрофе президента страны, представлявшего народность хуту. Ущемленная в правах народность тутси, интересы которой отражал трайбалистский Патриотический фронт Руанды, прибегла к массовому насилию и убийствам, и свергла правительство хуту. Накал напряженности снизился после вмешательства соседних государств, однако кровопролитие не прекратилось, и проблема беженцев осталась нерешенной.

Большое значение для роста террористических проявлений имеют расовые конфликты. Примером расового насилия является деятельность ку-клукс-клана в США. Наиболее полно практика расового насилия, принявшего формы террора, получила на юге Африки в период господства белого большинства. Там несколько движений и организаций объявили войну режиму апартеида с применением террористических методов. Совершались политические убийства государственных служащих, показательные суды над коллаборационистами с вынесением смертного приговора и приведением его в исполнение, нападения на полицейские участки и правительственные учреждения. В 1960-80-х гг. активные антиправительственные действия в ЮАР осуществляли две организации: Африканский национальный конгресс и «Копье нации».

В соседней Южной Родезии (в настоящее время – Зимбабве) к террористической деятельности прибегали Союз африканского народа Зимбабве и Африканский народный союз Зибабве. В Намибии, являвшейся до 1989 г. подмандатной территорией ЮАР, действовала Народная организация Юго-Западной Азии (СВАПО).

Конец 1980-х – 1990-е гг. ознаменовался резким ростом сепаратизма, обусловленного националистическими идеями. Примером является Югославия. В ходе гражданской войны практически все стороны (албанцы, боснийцы, македонцы, сербы, словенцы, черногорцы, хорваты) в той или иной степени использовали террористические методы в отношении своих противников.

Схожие процессы протекают в некоторых регионах Северной и Южной Африки (берберский сепаратизм в Марокко и Алжире), в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии (борьба уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая; вооруженное выступление сикхов против федеральных властей и волнения в штате Ассам в Индии, военные действия тамилов в Шри-Ланке). В Азиатско-Тихоокеанском регионе: борьба народности Моро в южной части Филиппинского архипелага; партизанское движение народности ачех на северной оконечности индонезийского острова Суматра; сепаратистские тенденции на Молуккских островах, принадлежащих Индонезии.

Характерной чертой мирового терроризма является участие представителей локальных террористических групп в организации террористических актов на других территориях. Боевики китайского Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, индонезийских и филиппинских террористических группировок в 1990-х гг. участвовали в вооруженных конфликтах и организации террористических актов на Балканах, в индийском штате Джамму и Кашмир, в Афганистане и центральноазиатских государствах. Сикхские террористы, имеющие мощные поддержку со стороны своей диаспоры в США, Великобритании, Пакистане и странах Юго-Восточной Азии, развернули антииндийскую террористическую деятельность за пределами мятежного Пенджаба.

В современной науке фактически общепринятым является утверждение о том, что одним из самых важных социальных факторов терроризма является противостояние «Север-Юг». Действительно, пропасть в уровне жизни между 30 странами – членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (так называемый «золотой миллиард») и остальными 5 млрд. населения планеты является огромной. В начале XXI века богатая часть населения имела 86% мирового внутреннего порядка, 82% мирового экспортного рынка, 74% мировых телефонных линий. 91% пользователей Интернета жил в его богатой части.

Вместе с тем многие современные ученые полагают, что для понимания социальных факторов терроризма необходимо учитывать элементы, связанные с неопределенностью, с иррациональными факторами и с несистемными взаимосвязями и взаимодействиями. Такие метаконструкции как глобализация, колониализм или цивилизация не являются достаточным инструментом анализа конкретной ситуации или политики. В последние годы все более очевидным становится то обстоятельство, что локальные террористические группы, преследуя локально значимые цели, могут оказывать влияние на глобальные процессы. В качестве примера можно привести террористов Аль-Каиды в Афганистане, которые, базируясь в бедной стране, пользовались счетами в банках и спутниковой связью.

Терроризм не являются исключительно результатом столкновения цивилизаций. Несколько десятков человек, подозреваемые в подготовке и осуществлении террористических актов 11 сентября 2001 г., значительную часть своей жизни провели в Великобритании и США. Там они получили необходимые умения и навыки, и там же были произведены инструменты террора. Таким образом, в рамках одной цивилизации возможно возникновение жестокости, фанатизма и готовность осуществлять насилие. В 1990-е гг. одним из самых мощных террористических актов в США был взрыв в Оклахоме, был американским явлением, так же как Тимоти Маккейн, осуществивший этот теракт, был гражданином США. Лидеры чеченских террористов также сформировались в условиях российской среды, в не в среде бедности и фанатизма. Таким образом, терроризм является

Наши рекомендации