Национально-этнические общности.

Важное место в социальной структуре занимают этнические общности (этносы) – устойчивые группы людей, объединенных хозяйственными связями, территорией, обычаями, верованиями, языком, общей идентичностью и другими связывающими факторами (например, египтяне, персы, украинцы). В процессе исторического развития человечества последовательно выявились такие основные формы этнических общностей, как род, племя, народность и нации.

Родоплеменные формы характерны для первобытного общества: род – это группа кровных родственников, а племя – совокупность родов. Когда появились частнособственнические и товарные отношения, классы и государство, различные племена стали соединяться в народности. При этом на смену прежним кровнородственным связям пришли связи хозяйственные, языковые, культурные. наконец позднее, с ликвидацией феодальной раздробленности и развитием капиталистических отношений и единых национальных рынков возникла новая, наиболее развитая историческая форма общности людей – нация (от лат. Народ).

Под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, самосознание (идентичность).

Интегративным показателем сложившейся социально-этнической общностям выступает этническое самосознание – чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп. Важную роль в развитии этнического самосознания играют представления об общности происхождения, истории, традиции, обычаи, обряды и т.п., т.е. такие элементы культуры, которые передаются из поколения в поколение и образуют специфическую этническую культуру.

Принято выделять три главных типа этносов – племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и т. п.

Племя - это тип этнической общности, присущий преимущественно первобытно-общинному строю и основанный на кровнородственном единстве.

Племя формируется на основе нескольких родов и кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяет также в племена общие примитивные религиозные верования – фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлась охота и собирательство. Племена в ходе дальнейшего развития объединялись, создавали союзы, осуществляли совместные завоевания и переселения, что привело, в конечном счете, к образованию народности.

Народность – тип этнической общности, возникающей в период разложения родоплеменной организации и основанный уже не на кровном, а на территориальном единстве.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшемся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием. С развитием товарно-денежных отношений происходит превращение народностей в нацию, хотя некоторые из них в силу своей малочисленности и недостаточной развитости не смогли стать национальными образованиями.

Нация – исторически высший тип этнической общности, для которого характерны единство территории, экономической жизни, культуры и национального самосознания.

Процесс создания нации, как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического государства.

Большинство наций современного мира полиэтичны по своей внутренней структуре. Например, во Франции различные этнический общности до сих пор сохраняют свою самобытность, но это не мешает кельтам, корсиканцам, эльзас-лотарингцам и другим народностям входить в состав французской нации. В Швейцарии еще более неоднородный этнический состав: население говорит на немецком, французском, итальянском и романшском, - но все эти группы считают Швейцарию своим отечеством.

Бывает нелегко четко разграничить понятия нации и народности. недаром вокруг этого идут нескончаемые дискуссии, а некоторые ученые и вовсе отрицают различия между ними. Наиболее важным показателем нации служит этническое самосознание людей, т.е. их ясное понимание, ощущение своей принадлежности к данному этносу, своего духовного единства с ним.

К вопросу об этносах примыкают еще два понятия: национальность и народ. Национальность – это принадлежность человека к определенной этнической общности.

Выделяются следующие виды этнического взаимодействия:

9. Консолидация;

10. Ассимиляция;

11. Этническое доминирование;

12. Этнодискриминация;

13. Этноприоритетный националим.

Трансформационные процессы этнического развития и взаимодействия с другими этносами можно дифференцировать на две группы: объединяющие и разделяющие. К объединяющим относят: консолидацию, ассимиляцию, кооперацию. К разделяющим относят: этническое доминирование, этнодискриминацию, этноприоритетный национализм. Не все вышеперечисленные формы этнического взаимодействия характерны для современного общества, некоторые их виды социологи выделяют анализируя историческое прошлое, такова например, этническая консолидация (сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, более крупный этнос).

Социальные группы.

Под социальной группой понимается устойчивая общность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.

Социальная группа - это социальная общность, отличающаяся большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплочённости.

Р. Мертон выделяет три отличительных признака социальной группы - взаимодействие, членство и идентичность, определяя ее как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Давая аналогичное определение, Н. Смелзер тут же замечает, что мы часто объясняем поведение человека тем, что он является членом той или иной группы независимо от того, обоснованно ли это мнение.

Признаки социальной группы:

ñ наличие внутренней организации;

ñ общая (групповая) цель деятельности;

ñ групповые формы социального контроля;

ñ образцы (модели) групповой деятельности;

ñ интенсивные групповые взаимодействия.

Минимально в группу должны входит три человека. Два человека не обладают свойствами группы, т.к. если один из них прекращает отношения союз распадается, тогда как триада надиндивидуальное образование: индивида, порвавшего с группой отношения можно заменить другим. Появление нового индивида не влечёт за собой изменение образца союза. Поэтому, триада – элементарное объединение людей, которое базируется на безличном отношении, независимом от отдельных лиц.

Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Основным является деление на: малые, средние, большие.

Малая группа – это совокупность людей, объединённых реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного общения. Примеры малой группы: семья, компания друзей. Малые группысочетают формальные и неформальные формы взаимоотношений.

Средняя социальная группа – это устойчивая общность людей, работающих на одном предприятии, являющихся членами одной организации, проживающих на одной территории (город, район).

Виды средних групп:

6. Производственно-организационные группы (коллектив предприятия); В таких группах чёткая структура управления, структура группы подчинена совместной деятельности.

7. Территориальные (жители города, района, области и т.д.).Это спонтанные групповые объединения только по признаку местожительства.

Большие социальные группы – устойчивые совокупности большого числа людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующие в масштабах страны. К ним относятся: классы, демографические общности и т.д.

По юридическому статусу можно выделить: формальные и неформальные группы. Состав и деятельность формальных групп регламентируется официальными документами (уставами, инструкциями). Неформальные группы возникают стихийно в силу потребности людей в общении. В целом, любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе.

Под первичной группой принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаках, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Они могут быть различными по размеру: большими, малыми, средними.

Референтная группа— это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Референтная группа — от англ. слова «reference» - ссылка, эталон, ориентир. Человек может относить себя, например, к определенной субкультуре и, таким образом, соотносить себя с определённой социальной группой; это и будет референтной группой — группой на которую «ссылаются» в выборе каких либо ориентиров, ценностей и норм.

Наши рекомендации