Глава 1. понятие и сущность национально-регионального компонента

ВВЕДЕНИЕ

Историю называют учителем жизни. Именно знание истории определяет уровень образованности человека. Часто в школах большее внимание уделяется изучению истории России или всемирной истории, а историю родного края изучают вскользь. Это отрицательно сказывается на знании истории своих регионов и месте их в российском историческом пространстве.

Актуальность темы.Региональный компонент относительно молодой феномен. Впервые он появился в экспериментальном варианте учебного плана в 1989 году. За свое короткое существование он прошел большой путь, привлекая и являясь очень актуальным аспектом для исследований и разработок. Однако при всем многообразии этих работ очень малое количество касается города Новосибирска. Поэтому эта тема является очень актуальной.

Историография.Прежде чем начать свое исследование, нужно обратиться к историографии и понять насколько эта тема была уже изучена. Так как национально-региональный компонент появился лишь в конце прошлого века, работы написаны в конце XX – начале XXI века. Я рассматривала работы историков-методистов и распределила их по хронологическому принципу.

В работе Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова[1] затронули актуальные проблемы современного исторического образования и были намечены пути его совершенствования. О. Ю. Стрелова в своей диссертации «Теоретические основы национально-регионального компонента…»[2] затрагивает такие вопросы как, проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента общего образования, функции национально-регионального компонента, теорико-методические основы национально-регионального компонента.

Также у Е. Е. Вяземского и О. Ю. Стреловой есть другая работа, посвященная нашей теме, которая называется «Национально-региональный компонент исторического образования».[3] В монографии рассматривается сущность национально-регионального компонента общего исторического образования и его реализация в субъектах Российской федерации, а также цели и задачи компонента.

Т. Ю. Еремина в статье «Особенности преподавания регионального компонента…»[4] пишет о сущности, содержании регионального компонента в школьном образовательном процессе.

На основании всего вышесказанного я ставлю перед собой такую цель-

Для реализации данной цели, я ставлю следующие задачи:

-выяснить что такое национально-региональный компонент;

- установить его место и задачи в системе исторической подготовке школьников;

- разработать тематический урок с включением национально-регионального компонента.

Анализ источников.Что касается источников, которые мне помогут, то, во-первых, это «Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта начального основного и среднего общего образования в Новосибирской области». Этот источник дает информацию, что такое региональный компонент, его задачи, функции; определяет общеконцептуальные требования к компоненту.

Во-вторых, «Региональный базисный учебный план для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год». В этом источнике содержится информация, на базе каких нормативных документов составлен данный учебный план. Также говорится о рекомендации включения предмета история в Сибири в курс истории России.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

Прежде чем начинать нашу тему, следует для начала разобраться в системе современного школьного исторического образования. Еще в начале двухтысячных годов Е. Е. Вяземский в своей работе отмечал состояние школьного постсоветского образования на ступени его реформации.

После падения советского союза, перед новой Россией встало множество задач, среди которых было реформирование школьного образования. Эта реформа протекала в сложных постсоветских условиях и требовала поиска новых тенденций и взглядов на российское образование. В основу процесса реформирования образовательной системы был положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образовательной политики и образовательных систем. Эта реформа была необходима для становления и развития гражданского общества и правого государства.

В развитии системы исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются следующие тенденции:

1. стремление общеобразовательных учреждений построить личностно-ориентированную модель образования, адаптированную к уровням и индивидуальным особенностям развития учащихся;

2. поиски оптимального сочетания общеобразовательной, развивающейся и профильной подготовки учащихся, путей обеспечения их интеграции в национальную и мировую культуры, овладение основами культур;

3. осознание педагогами воспитательного потенциала, значимости историко-обществоведческого и гражданского образования для воспитания патриотизма и гражданственности учащихся;

4. стремление педагогов построить современную, национально ориентированную не только в этническом, но и в общероссийском, общефедеральном смысле систему исторического и обществоведческого образования, основанную на учете социально-культурных ценностей российского общества;

5. овладение педагогами новыми педагогическими и информационными технологиями, исследовательскими методами обучения;

6. стремление педагогов подготовить учащихся к осмысленной жизни и деятельности в правовом государстве, гражданском обществе, основные параметры которого определены в Конституции Российской Федерации[5].

В этом же труде Е. Е. Вяземский на момент написания своей работы указывает и на нерешенные проблемы и перспективы их решения. Одной из таких проблем является активизация поиска модели и структуры образования, обеспечивающей баланс федеральных, национально-региональных и локальных компонентов. А перспективной задачей для общеобразовательных учреждений является построение целостной системы исторического, обществоведческого и гражданского образования, а также общественного воспитания, основанной на сочетании российских ценностей и общемировых достижений. В связи с этим для России особенно актуален поиск оптимального баланса общефедеральных, национально-региональных и локальных компонентов содержания образования.

Как видим, Е. Е. Вяземский затронул очень важную проблему, которая стояла и стоит перед лицом российской системы образования.

Для того чтобы разбираться с понятием регионального компонента, рассмотрим, что же ему предшествовало. Как отмечалось выше, новая Россия стояла на пути разработки новой концепции школьного образования, и вся педагогическая наука была направлена на разработку концептуальных подходов к его стандартизации. Первые варианты проектов российских образовательных стандартов по истории были опубликованы в 1993 – 1994 гг. Затем в 2001 – 2003 гг. была сделана попытка разработки стандартов нового поколения. Это завершилось созданием федерального компонента, который был учрежден в 2004 году Министерством Образования РФ. За последнее десятилетие образовательные стандарты привлекали к себе максимум внимания, особенно в гуманитарной отрасли.

Нормативно-правовой базой для разработки государственных образовательных стандартов стал Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году. В редакциях 1992 – 1997 гг. он изменил централизованную модель школы, в которой отсутствовало внимание к разнообразию этнических элементов. Закон расширил количество общественных субъектов, получивших право и возможность удовлетворять в образовании свои потребности, цели и интересы.

Здесь на арену выходит региональный компонент. Впервые он был упомянут в уже упомянутом законе РФ «Об образовании» в статье 7 «Государственные образовательные стандарты». В этой статье в общем виде определялась сущность государственных образовательных стандартов, включающие этот компонент, структурные составляющие и также его функции. В редакции Федерального закона «Об образовании» № 71-Ф3 от 25.06.2002 г. были введены понятия региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.[6] Российская Федерация в лице федеральных (центральных) органов государственной власти и управления устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, а субъекты РФ определяют национально-региональные компоненты стандартов. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (статья 29, п. 8. в редакции Федерального закона № 71-ФЗ от 25.06.2002 г.) к компетенции субъектов РФ в области образования среди других полномочий отнесено «установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов».[7]

Переходим к определению понятия региональный компонент. Методист и профессор С. И. Козленко под региональным компонентом понимает, во-первых, результат деятельности субъекта Российской Федерации в определении структурно-организационных сторон школьного образования (часть базисного учебного плана школ региона, представляющая собой группу обязательных для изучения в школах региона учебных предметов с соответствующим распределением учебных часов); во-вторых, региональный компонент — это часть содержания предметов базисного учебного плана, включающая материалы о регионе (региональные компоненты дисциплин, входящих в федеральный компонент базисного учебного плана); региональные учебные дисциплины, в которые входит местный материал.[8]

Помимо этих определений существуют и другие, например, М. В. Полонский определяет национально-региональный компонент, как «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации».[9]

В исследовательской литературе наибольшую популярность имеют два подхода к сущности национально-регионального компонента:

Первый – под региональным компонентом понимается результат деятельности субъекта Российской Федерации в определении структурно-организационных сторон школьного образования. Имеется в виду изучение в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ учебных курсов национально-регионального характера, которые обеспечивают реализацию интересов и потребностей участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные. Изучение этих курсов планируется за счет части базисного образовательного плана, формируемой участниками образовательного процесса. В качестве примера таких курсов можно назвать историю, географию субъектов РФ.

Второй – к определению сущности регионального компонента содержания образования подразумевает расширение, конкретизацию содержания учебных предметов базисного учебного плана за счет материалов о регионе и материалов местного краеведческого характера.[10]

Обобщая изложенное выше, следует сказать, что сущность регионального компонента заключается в том, что он призван отразить национальные и региональные особенности субъектов Российской Федерации. Смысл компонента – воспитание гражданской ответственности перед своим краем и устройство жизни в нем. Также национально-региональный компонент устанавливает обязательный минимум содержания основной общеобразовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы конкретного субъекта РФ.

Однако внедрения компонента выявило множество разнообразных проблем, одна из которых состоит в том, что «условиях неоднородной поликультурности России и многообразия её культурно-ценностных систем, самостоятельной политической субъектности крупных этносов компонентный принцип структурирования содержания образования не в состоянии обеспечить задачи единства образовательного пространства страны, функции консолидации российской системы образования»[11]. Эти проблемы возникли в связи с определением правого статуса и разработкой структуры национально-регионального компонента. Сложности разработки и внедрения компонента связаны с особенностями Российской федерации – многонациональностью государства и поликультурным обществом. В настоящее время научные идеи ФК ГОС, закрепленные в 2004 году, переосмыслены. Руководство Министерства образования и науки РФ разработали стандарт второго поколения, где предусмотрена возможность изучения вопросов региональной истории. В законе «Об Образовании» в редакции от 1 января 2011 года отсутствует понятие региональный компонент. Тем не менее, в трактовке «Единство образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства»[12], просматривается тенденция развития национально-регионального компонента в сфере образования.

Как отмечалось выше, условия для регионально компонента были подготовлены постсоветской Россией. В советское время, подобное внедрение было невозможно. Так как, во-первых, существовала идеология сверхцентрализованного государства, задачей которого была идейная мобилизация граждан и борьба за ведущую роль на мировой арене. Во-вторых, действовала логика о всемирном единстве истории. В таких условиях считалось, что уроки по локальной истории не могут быть самостоятельными дисциплинами. Достаточно выделить около 5 уроков в год и проводить внеурочные экскурсии.

В новой России изменился взгляд на региональную историю. Однако в практике разработки регионального компонента возникли некоторые различия в понимании объекта изучения. Ф. С. Кузнецова в работе «Роль национально-регионального компонента…»[13] отмечала, например, то, что по-разному трактуется понятие «регион». В одном случае его соотносят с существующими административно-территориальными единицами (Красноярский край), в другом – регион более крупная, своеобразная в экономическом, социокультурном, историческом отношении территория, нередко сочетающаяся с определенным национальным составом (Сибирь).

Разобравшись с понятием национально-регионального компонента, перейдем к целям его введения. Главная цель, как отмечает Ф. С. Кузнецова - социализация личности по месту проживания. Она же пишет о том, что «именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой»[14]. Изучение региональной истории является условием трансляции ценностей и традиций местного общества. Введение регионального компонента создает благоприятные условия для повышения уровня гуманитарного образования.

Что касается функций компонента, то академик РАО М. В. Рыжаков выделяет следующие:

· формирование и закрепление «регионального содержания» как компонента государственной политики и практики работы системы образования и образовательных учреждений региона;

· определение оптимального объема содержания, подлежащего обязательному усвоению учащимися региона;

· установление единых научно-методических подходов к наполнению регионального компонента стандарта и создание, таким образом, базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов и др.

· обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений региона и преемственности обучения на различных ступенях

Задачами обучения региональной истории являются:

· развитие интереса к истории не только как школьному предмету, но как явлению, охватывающему все стороны человеческой деятельности в прошлом;

· развитие критического и творческого мышления;

· формирование собственной исторической позиции и умения аргументировать и отстаивать ее в ходе дискуссий;

· обучение способам поиска и сбора информации по интересующему вопросу, ее систематизации, проверки достоверности фактов на основе сравнения с другими данными;

· обучение культуре оформления собственных учебных изысканий;

· развитие умения работать с дополнительной учебной литературой (учебные пособия по истории Сибири и родного края, хрестоматии, научно-популярные издания и т. п.)[15]

[1] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России). – Центр гуманитарного образования, 2000 г.

[2] Стрелова О. Ю. Теоретические основы национально-регионального компонента общего гуманитарного образования. – Хабаровск, 2002 г.

[3] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Национально-региональный компонент исторического образования. – Просвещение, 2008.

[4] Еремина Т. Ю. Особенности преподавания регионального компонента в образовательных учреждениях Кировской области//Преподавание истории в школе. 2014г. № 6. С. 47 – 50.

[5] Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России). – Центр гуманитарного образования, 2000 г. С. 21

[6] Федеральный закон «Об образовании» с изменениями. — М., 2004.

[7] Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции 2005 г.

[8] Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания. — М., 2000. — С. 26.

[9] Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике/ В. М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. С.76

[10] Козленко С. И. Региональный компонент обществознания: Вопросы теории и методики преподавания. — М., 2000.

[11] Вяземский Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской федерации: дискуссионные подходы [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. – Режим доступа: http://pmedu.ru/res/2012_4_2.pdf

[12] Там же.

[13] Кузнецова Ф. С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся //ПИОШ. 2006. №5. С. 52 – 56.

[14] Кузнецова Ф. С. Роль национально-регионального компонента в формировании этнокультурной компетентности учащихся //ПИОШ. 2006. №5. С. 53

[15] Там же.

Наши рекомендации