Стратегия регионального развития. Федеральные программы регионального развития

Стратеги регионального развития представляет собой научно обоснованную траекторию развития регионов, чётко сориентированную по целям, срокам, ресурсам и средствам приведения их в действие. В процессе её реализации будут разрешаться региональные проблемы и сглаживаться «острые углы» их проявления.

Для обеспечения устойчивого развития необходимо осуществить структурную перестройку хозяйства, межотраслевую и территориальную сбалансированность региональной экономики, поступательный рост производства, создание условий для повышения уровня жизни и благополучия населения на основе минимального использования природных ресурсов при соблюдении экологических ограничений.

Региональная стратегия должна учитывать политические аспекты развития Российской Федерации. В ней должны быть заложены принципы сохранения единого политического пространства и целостности страны, равноправия всех регионов – субъектов Российской Федерации. Ключевым принципом федерализма останется оптимальное разделение полномочий между федеральной, региональной и муниципальной властями. Соотношение полномочий по вертикали должно быть согласовано с политическими решениями по горизонтали. В региональной стратегии необходимо предусмотреть согласованность действий по линии «центр – регионы – муниципальные образования» и по линии межрегиональных отношений. Они должны строиться на основе научно аргументированного социально-экономического районирования и административного устройства.

Деятельность властей на всех территориальных уровнях должна происходить согласно Конституции РФ, Конституций республик, уставов областей, краёв и округов. Равноправие всех субъектов РФ может послужить определённым стимулом сохранения страны, сглаживания социальной напряжённости и устранения территориальной несправедливости.

Одним из инструментов регионального развития должны стать федеральные целевые программы. Федеральные целевые программы регионального развития должны быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий). В отношении двух видов программ должны быть выработаны требования эффективности в соответствии с типологией регионов и спецификой решаемых задач. При этом необходимо обеспечить переход от поддержки конкретных регионов к решению системных проблем.

Федеральные программы регионального развития строятся на следующих принципах:

1. Принцип взаимосвязи и преемственности программ.

2. Принцип наращивания усилий.

3. Принцип экономии ресурсов.

4.Принцип «средового воздействия».

5. Принцип инфраструктурного обеспечения.

В 2013 г. в РФ действовали следующие федеральные программы регионального развития: Программа "Юг России (2008 - 2013 годы)", Программа развития Калининградской области на период до 2015 года, Программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы". Программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы"

Территориальное планирование и прогнозирование. Региональные отраслевые и комплексные программы.

Работу по прогнозированию территориального социально-экономического развития в стране организует и направляет Министерство экономического развития и торговли РФ.

Этапы территориального прогнозирования:

1. Разработка сценариев социально-экономического развития соответствующих территорий на основе анализа ситуации и тенденций в регионах за предыдущий период, долгосрочных прогнозов, концепций и стратегических планов развития РФна перспективу.

2. Разработка предварительного варианта основных показателей прогнозов субъектов Федерации. При этом осуществляются анализ тенденций развития основных показателей, оценка степени их обоснованности и достоверности.

3. Разработка уточненных показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Федерации. Данная работа в регионах проводится с учетом результатов рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза развития страны и оценки текущей социально-экономической ситуации в отраслях экономики и регионах, а также на базе доведенных Минэкономразвития РФ до исполнительных органов субъектов Федерации уточненных сценарных условий функционирования экономики.

4. Разработка (или уточнение) долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития региона как базы индикативных среднесрочных и годовых планов. Формирование новых и уточнение существующих региональных и межрегиональных целевых программ.

На завершающей стадии в Минэкономразвития осуществляются комплексная оценка социально-экономической динамики регионов и подготовка сводного аналитического доклада о прогнозе территориального социально-экономического развития Российской Федерации. Подобный алгоритм осуществляется на каждой стадии прогнозирования и при формировании индикативных планов.

Индикативное планирование социально-экономического развития в регионах должно строиться на базе методов, соответствующих методологии общегосударственного индикативного планирования, и одновременно оно должно учитывать реалии рыночной среды в отношениях между предприятиями и органами государственного, регионального и муниципального управления. Важное место во всей этой работе занимает этап выдвижения, обоснования и формирования региональных целевых программ. Они возникают как по инициативе региональных и муниципальных властей, так и в результате консолидированных усилий групп хозяйствующих субъектов на территориях.

Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и региональные.

Региональные программы бывают узкоспециализированные (отраслевые) и комплексные. Узкоспециализированные программы разрабатываются в составе целевых федеральных программ и могут касаться одной отрасли производственного или социального развития в регионе. В комплексные программы социально-экономического развития региона включаются все узкоспециализированные программы. Комплексные программы по соответствующему региону позволяют произвести увязку всех узкоспециализированных программ по потребности во всех видах ресурсов и определить приоритетность их решения по срокам.

Наши рекомендации