Точка безубыточности, использование графиков и их интерпретация
Важнейшим этапом планирования производственной деятель-ности является рассмотрение вариантов возможных изменений рыночной ситуации. В процессе составления планов руководству предприятия предстоит ответить на множество вопросов:
1. Каков должен быть объем производства продукции, чтобы предприятие не только смогло покрыть свои затраты, но и получить желаемый уровень прибыли?
2. Какова должна быть цена реализуемой произведенной продукции?
3. Какой уровень затрат позволит предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке?
На все эти вопросы позволяет ответить анализ безубыточности. В литературе встречаются и другие названия, например, метод критического объема продаж или метод определения «мертвой точки». Суть его заключается в определении для каждой конкретной ситуации объема выпуска, обеспечивающего безубыточную деятельность.
Самым простым является анализ безубыточности однопродуктового производства, т. е. производства, выпускающего лишь один вид продукции. В общем случае прибыль предприятия формируется так:
П = В – СЗ – ПЗ,
где П – прибыль за отчетный период; В – выручка предприятия за период в денежных единицах:
,
где Р – цена реализации единицы продукции; К – объем реализации в натуральном выражении; СЗ – постоянные затраты в денежных единицах; ПЗ – полные переменные затраты в денежных единицах:
,
где У – удельные переменные затраты ( на единицу продукции), в денежных единицах.
Таким образом:
.
Точка безубыточности (Кб) – это такой объем реализации продукции, который позволит предприятию покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли. Точку безубыточности можно найти из уравнения:
.
Следовательно:
.
Модель зависимости рассматриваемых показателей может быть построена графически (рис. 3), где 1 – зона убытка, 2 – зона прибыли,
Кб – точка критического объема.
Рис. 3. Взаимосвязь объема продукции, затрат и прибыли
Кроме того, на основании приведенных выше данных могут быть рассчитаны следующие показатели:
Ø критический объем выручки (продаж);
Ø критический уровень постоянных затрат;
Ø критическая цена продаж;
Ø уровень минимального маржинального дохода;
Ø величина планового объема для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли;
Ø объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологии, цен, структуры затрат и пр.).
Для однопродуктового производства точку безубыточности и уровень чувствительности финансовых результатов к изменению наиболее важных факторов производства рассчитать достаточно легко.
В случае многопродуктового производства (а большинство предприятий именно такие) анализ безубыточности гораздо сложнее. Помимо вопроса о том, как достичь желаемого уровня прибыли, руководителям таких компаний приходится решать и проблему выбора оптимальных (с точки зрения прибыльности и по каким-то другим критериям) видов производимых товаров с учетом множества производственных ограничений.