Способы приведения показателей в сопоставимый вид.

Сравнивать можно только качественно однородные величины, при этом учитываются следующие требования:

- единство объемных стоимостных, качественных, структурных факторов;

- промежутков или моментов времени, за которые, были исчислены сравниваемые показатели;

- сопоставимость исходных условий производства (техничес­ких, природных, климатических и т.д.);

- единство методики исчисления показателей и их состава.

Рассмотрим конкретные примеры. Несоответствие объемного фактора мажет значительно ухудшить оценку деятельности предприятия по снижению издержек на производство валовой продукции (Кз). Если сравнить фактическую сумму затрат ∑(V1i · C1i) с плановой ∑(V0i · С0i), то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для этого плановую сумму затрат надо пересчитать на фактический объем производства продукции ∑(V1i · С0i) и затем сравнить с фактической суммой затрат (таблица 7).

Таблица 7 – Нейтрализация влияния объемного фактора на сумму затрат предприятия

Вид продукции Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Фактический объем производства продукции, шт. Сумма затрат на фактический объем производства, тыс. руб.
план факт по плановой себестоимости по фактической себестоимости
А 12 000 300 000 264 000
Б 6 000 198 000 180 000
Итого - - - 498 000 444 000

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru , (4)

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru .

Такая проблема возникает и при оценке изменений в объеме валовой продукции. Здесь из-за возможности использования различных стоимостных измерителей (сопоставимые цены, плановые цены, действующие цены в отчетном периоде и др.) объем производства продукции может оказаться несопоставимым.

Для нейтрализации влияния стоимостного факторанеобходимо фактические объемы выпуска продукции выразить в плановой оценке ∑(V1i · Ц0i) и сопоставить с плановым объемом валовой продукции в той же оценке ∑(V0i · Ц0i) (таблица 8) .

Таблица 8 – Нейтрализация влияния стоимостного фактора на объем производства продукции

Вид продукции План Факт Фактический объем по плановым ценам
количество, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн руб. количество, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн руб. количество, шт. цена, тыс. руб. сумма, млн руб.
А 10 000 27,25 272,5 12 000 12 000 27,25
Б 5 000 37,5 187,5 6 000 6 000 37,5
В 20 000 25,5 20 000 20 000 25,5
Итого 35 000 - 38 000 - 38 000 -

В нашем случае действительный прирост объема производства валовой продукции равен:

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru

Если же определить его, не обращая внимание на разную стоимостную оценку, то получаем завышенный показатель прироста:

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество. Когда отсутствует базисный показатель качества, и оно определяется распределением полученной продукции по сортам, то проблема нейтрализации качественных отличий может быть решена как нейтрализация структурного фактора.

Рассмотрим методику решения этой задачи. Когда учитывают структуру, то формула валовой продукции имеет вид (формула 5):

∆V =∑(Vобщ · УДi · Цi), (5)

где УД – удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме, %;

Vобщ – общий объемпроизводства продукции.

Для достижения сопоставимости следует использовать одинаковые цены, например плановые (Ц0). Затемобъем продукции, как по плану, так и фактически нужно определить в одинаковом составе, который получается путем распределения фактического общего объема продукции по видам соответственно плановой структуре.

Сопоставление полученных таким образом показателей валовой продукции после исключения влияния структурного и стоимостного факторов позволяет правильно оценить прирост объема продукции (таблица 9).

Таблица 9 – Нейтрализация влияния структурного фактора

Показатель Вид продукции Итого
А Б
Цена, тыс. руб. -
Объем производства, шт.: - по плану
- фактически
Структура производства, %: - по плану  
- фактически
Фактический объем при плановой структуре, шт.
Плановый объем по плановым ценам и при плановой структуре, млн руб.
Фактический объем по плановым ценам и структуре: - плановой, млн руб.
- фактической, млн руб.

Если не обращать внимания на изменения в составе полученной продукции, то прирост объема производства составит:

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru

На самом деле он равен:

Способы приведения показателей в сопоставимый вид. - student2.ru

Сопоставимость показателей может быть достигнута, если вместо абсолютных величин взять средние или относительные. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели разных хозяйств, как объем производства продукции, стоимость основных средств; сумму прибыли и т.д. без учета их земельной площади. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на 100 га сельскохозяйственной площади, то их можно сопоставлять.

Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к едино­му базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Наши рекомендации