Способы приведения показателей в сопоставимый вид

В процессе анализа необходимо обеспечить сопоставимость показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины. Несопоставимость показателей может быть вызвана различными причинами: разным уровнем цен, объемов деятельности, структурными изменениями, неодинаковыми календарными периодами.

Если несопоставимость вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора их уровень выражают в одних и тех же ценах. н\р: для обеспечения сопоставимости ВП ее физический объем в отчетном и базисном периоде выражают в ценах базисного периода:

ВП = ∑Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru P Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru \ Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru P Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru , где Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru , Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru - физический объем производства i-го вида продукции в отчетном и базисном году, P Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru - цена i-го вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели несопоставимы из-за объемного фактора. Если сраdнить сумму затрат отчетного года ∑(Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru С Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru ), с затратами базисного года ∑(Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru С Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru ), то разность этих показателей обусловлена не только изменением себестоимости отдельных видов продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы показатели имели сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного года надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного года ∑(Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru С Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru ), и после этого сравнить с фактической суммой затрат: I Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru =∑(Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru С Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru )\∑(Q Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru С Способы приведения показателей в сопоставимый вид - student2.ru ).

3. Использование относительных и средних величин. Абсолютные показатели показывают количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений и единицах меры. Веса, объема, продолжительности, площади, стоимости и т.д. Относительные показатели получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения. Это могут быть данные плана, базисного года, другого предприятия.

4.Способы группировки информации в ЭА.Группировка информации- деление массы изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам. В зависимости от цели анализа используются типологические, структурные, и аналитические группировки.

Примером типологических группировок могут быть группы населения по роду деятельности, группы предприятий по формам собственности.

Структурные группировки позволяют изучать внутреннее строение показателей, соотношения в нем отдельных частей. С их помощью изучают состав рабочих по профессиям, стажу работы, возрасту; выполнению норм выработки.

Аналитические группировки используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями.

5.Балансовый метод.Балансовый методслужит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными. н\р: определяя обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, составляют баланс, в котором, с одной стороны, показываются потребность в трудовых ресурсах, а с другой- их фактическое наличие.

Эвристические методы. Эвристические методы относятся к неформальным методам решения экономических задач. Они используются для прогнозирования состояния объекта в условиях частичной или полной неопределенности, когда основным источником получения необходимых сведений является научная интуиция ученых и специалистов.

Из них более распространен метод экспертных оценок. Сущность его заключается в организованном сборе суждений и предложений специалистов (экспертов) по исследуемой проблеме с последующей обработкой полученных ответов. Основными разновидностями метода экспертных оценок являются: метод «мозговой атаки», или конференций идей, где генерирование идей происходит в творческом споре и личном контакте специалистов;

Метод «мозгового штурма», когда одна группа экспертов выдвигает, а другая их анализирует;

Синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других областей знаний или фантастики;

Метод Дельфи предусматривает анонимный опрос специалистов по заранее подготовленным вопросам с последующей статистической обработкой информации. После обобщения результатов запрашивается повторно мнение специалистов по спорным вопросам. В итоге обеспечивается переход от интуитивных форм мышления к дискуссионным.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сущность приема сравнения и какие типы сравнений применяют в анализе?

2. Охарактеризуйте основные виды относительных величин?

3. Каково сущность и виды средних величин?

4. Назовите основные способы приведения показателей в сопоставимый вид

Основная учебная литература

12. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа учебник- издание 5-ое переработанное. М: Финансы и статистика,2002

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, М: 2007

14. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дъякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов. Пол редакцией проф. Н.П. Любушина.-М:ЮНИТИ-Д, 2006.

15. Фирстова С.Ю. Экономический анализ в вопросах и ответах. Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2006.

16. Налетова И.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебно-методическое пособие.- М.: ИНФРА-ФОРУМ, 2006

Дополнительная учебная литература

17. Чучалов Е.А., Бессонов Н.И. Приемы экономического анализа, 1988г.

18. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. А, 1999г.

19. Друри к. Введение в управленческий и производственный учет. М,1998г.

20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры, М: Финансы и статистика, 2001г.

21. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.-М: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001г.

22. ЖуравлевВ.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. Конспект лекций.- СПБ. Политехника,2001.

23. Герасименко Г.П. и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ: Практикум,- Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2002.

24. Ковалев В.В. Сборник задач по финансовому анализу: Учебное пособие.- М: Финансы и статистка, 2000.

25. Баканов М. И., Шеремет В.Д. Теория экономического анализа.- М: Финансы и статистика, 2001.

Тема 3. Организация и информационное обеспечение экономического анализа

Цель лекции: рассмотреть и объяснить студентам порядок проведения аналитической работы

1. Основные принципы организации анализа хозяйственной деятельности организации.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности организации.

4. Документальное оформление результатов анализа. Организация автоматизированного рабочего места аналитика.

Наши рекомендации