Сравнение. Приведение показателей в сопоставимый вид

Сравнение – важнейший прием экономического анализа. Базой для сравнения могут быть: показатели бизнес-плана, проектные данные, нормативы, показатели предыдущих отчетных периодов времени, показатели аналогичных объектов.

Наиболее распространенными в экономическом анализе являются следующие виды сравнений:

1) сравнение отчетных показателей с плановыми. Бизнес-план является важным критерием для оценки результатов хозяйственной деятельности коммерческой организации;

2) сравнение плановых показателей с плановыми и отчетными показателями предыдущего периода позволяет определить напряженность (оптимальность) плановых заданий, качество бизнес-плана;

3) сравнение отчетных показателей с показателями предыдущих отчетных периодов позволяет наблюдать за динамикой экономических показателей, определять тенденции развития коммерческой организации;

4) сравнение фактически достигнутых показателей отчетного периода с нормативами обеспечивает возможность объективной оценки результатов хозяйственной деятельности организации;

5) сравнение между собой показателей работы внутренних структурных подразделений коммерческой организации;

6) сравнение с показателями аналогичных российских и зарубежных организаций в развитых странах.

Результаты сравнений оформляются в виде абсолютных отклонений, отклонений в процентах к базисным показателям и в виде индексов. Чтобы результаты сравнения обеспечили объективные выводы, необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости.

Основные способы приведения показателей к сопоставимости:

1. устранение влияния изменения цен. Для этого сравниваемые объемные показатели выражаются в одинаковых ценах. Например, фактический объем продаж предыдущего и отчетного периодов выражается в единой оценке, допустим, в продажных ценах отчетного периода;

2. устранение влияния различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей. Это достигается путем пересчета последних на одинаковый объем и ассортимент продукции. Например, при сравнении себестоимости базовая себестоимость пересчитывается на фактический объем и ассортимент продукции, работ, услуг;

3. приведение сравниваемых показателей к единой методике их исчисления;

4. периоды времени, за которые производятся сравнения, должны быть тождественными.

Детализации и группировки

Показатели, представленные в учетных регистрах и в отчетности коммерческих организаций, являются, как правило, результатом группировки и обобщения единичных хозяйственных фактов и факторов. При экономическом анализе возникает необходимость их детализации по многим признакам, в различных разрезах. Такая детализация обеспечивает глубину исследования, его всесторонний характер, конкретность познания изучаемых процессов, дает возможность выявить причины, повлиявшие на конечные результаты.

Детализация изучаемых показателей может быть осуществлена по многим направлениям: по времени совершения операций, по месту их совершения, по составным частям, а также возможна детализация по факторам, обусловившим достигнутые результаты.

Детализация по времени, например, годовых показателей, осуществляется по кварталам, квартальных – по месяцам, месячных – по декадам или пятидневкам, внутри декад или пятидневок – по рабочим дням, сменам, часам и т.п. Такая детализация позволяет проследить равномерность отдельных процессов, например, равномерность выпуска и отгрузки продукции, равномерность поступления сырья и материалов, а также выявить тенденции в динамике процессов.

Детализация по месту совершения хозяйственных процессов, например, разделение отраслевых показателей по организациям (предприятиям), внутри предприятий – по отдельным структурным подразделениям. Эта детализация позволяет выявить ведущие и отстающие подразделения, сосредоточить внимание на изучении их деятельности.

Детализация показателей по их составным частям необходима для изучения структуры совокупностей с целью выявления роли отдельных частей в формировании сложных показателей и в их изменении. Так, себестоимость проданной продукции может детализироваться в разрезе калькуляционных статей, в разрезе экономических элементов, по группам освоенной и новой продукции, в разрезе важнейших видов продукции; и т.д.

Наши рекомендации