Информационная база анализа. Способы приведения информации в сопоставимый вид.

Значение информации в современной жизни трудно переоценить. Слово «информация» происходит от латинского «informatio», что означает разъяснение, осведомление, изложение. Результаты анализа хозяйственной деятельности определяются помимо других факторов качеством и полнотой исходной информации.

Поскольку анализ хозяйственной деятельности является функцией управления и выступает промежуточным звеном между этапом сбора информации и этапом принятия решения, исходная информация, используемая для проведения аналитического исследования значительно уже информации используемой для обоснования и выработки управленческих решений, планов.

Вся информация, которая может быть использована в анализе хозяйственной деятельности, представлена в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Информационное обеспечение анализа

Группы информации по форме представления Группы информации по источнику получения Виды информации Краткая характеристика видов информации
Количествен-ная Учетная Оперативно-учетная Первичные и оперативные документы, отражающие отдельные факты хозяйственной деятельности организации
Бухгалтерская Регистры бухгалтерского учета, отражающие в обобщенном виде деятельность организации
Налоговая Регистры налогового учета и налоговые декларации
Статистическая Статистическая отчетность организации
Внеучетная Нормативно-справочная Нормы и нормативы расхода ресурсов
Плановая Долгосрочные, краткосрочные планы развития и оперативные планы - графики
Техническая Техническая информация об объектах основных средств, технологии, организации производства и т.д.
Хозяйственно-правовая Нормативно – правовая документация Республики Беларусь, локальные и внутренние нормативно-правовые документы
Специальная Специальная информация, полученная на основе специальных исследований, статистические данные по экономике, отрасли, региону в целом и т.п.
Качественная Информация, полученная из средств массовой информации (газеты, журналы, интенет и т.п.), беседы, представленная в виде слов, впечатлений

Информацию, которая может быть полезна при проведении анализа хозяйственной деятельности по способу представления можно условно подразделить на качественную и количественную.

Качественная информация выражается в виде слов, впечатлений, без количественных оценок. Источником являются средства массвой информации, такие как газеты, журналы, интернет,а также беседы, интервью.

Количественная информация представляется в виде чисел, цифр, показателей. Составляющими учетной информации выступают учетная и внеучетная информация..

Внеучётная информация включает нормативно-справочную, плановую, техническую, хозяйственно-правовую, специальную.

Учётная информация включает оперативную, бухгалтерскую и статистическую.

Оперативная информация включает данные, полученные на основе первичных документов, заявок, нарядов, отчётов.

Бухгалтерская информация включает информацию финансового учёта (журналы, ордера, ведомости, налоговые отчёты, годовую бухгалтерскую отчётность) и управленческую информацию, полученную на основе документов управленческого учёта (плановые и отчётные калькуляции, регистр по учёту затрат и определению себестоимости в разрезе видов продукции, процессов, центров ответственности.

Исходная информация, принятая для анализа, должна соответствовать требованиям достоверности, уместности, своевременности и сопоставимости. Сопоставимость должна быть обеспечена по следующим направлениям: единицы измерения, продолжительность анализируемого периода, методике расчёта показателей, составу изучаемого объекта, с учётом инфляции.

Методика расчёта показателей связана как с методами их расчёта, так и с методами бухгалтерского учёта. В первом случае необходимо выполнить перерасчёт одного из показателей на методику другого, а во втором -определить показатели, полученные из бухгалтерского учёта на основе методов, принятых за основу.

Для обеспечения сопоставимости по составу объекта, также выполняется перерасчёт на коэффициент изменения производственных мощностей, площадей и т. п.

При наличии фактора инфляции лучше проводить сравнение не абсолютных, а относительных показателей (не выручка, а рентабельность). Сравнение абсолютных величин возможно при помощи следующих способов:

1. Путём перевода стоимостных показателей в более стабильную валюту;

2. На основе индексного метода. При этом могут быть использованы индексы, определяемые статистическим органом (индекс потребительских цен (для торговли), индекс цен на промышленную продукцию, индексы строительно-монтажных работ), а также критические индексы цен, определённые по конкретному предприятию, выступающему объектом анализа.

Наши рекомендации