Реформы региональных и муниципальных финансов
На территориальном уровне совершенствование управления общественными финансами связаны с принятием программ реформирования региональных и муниципальных финансов, финансируемых из специального фонда. Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ) является правопреемником действовавшего в 2002-2004г.г. Фонда реформирования региональных финансов. Использование средств Фонда направлено на реализацию программ реформирования региональных и муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов. Распределение субсидий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации и на основании конкурса. С 2005 г. Правительство РФ не использует в этом Фонде средства Международного банка реконструкции и развития, и объём субсидий был увеличен с 2006 г. в 2,5 раза.
Из этого Фонда получают средства регионы и муниципальные образования, отобранные по результатам конкурса. Задачи ФРРМФ - осуществление расширенного мониторинга региональных финансов на основе использования так называемых дисквалификационные критериев (минимальных стандартов) для текущей оценки их состояния в субъекте РФ, либо муниципалитете. Затем - разработка и реализация Программ реформирования общественных финансов региона или муниципалитета – на два года с ежегодной оценкой прогресса. Условием реализации программ реформирования общественных финансов является их стимулирование: получение субсидии. Участниками программ могут быть субъекты РФ и муниципалитеты, программы которых стали победителями ежегодно объявляемого конкурса.
Ключевые блоки Программ реформирования общественного сектора региона[156]:
• Реформа бюджетного процесса и управления расходами;
• Бюджетирование, ориентированное на результат;
• Административная реформа;
• Реформирование отраслей государственного и муниципального секторов экономики;
• Совершенствование системы инвестиций;
• Создание условий для развития доходной базы;
• Повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества;
• Совершенствование долговой политики;
• Межбюджетные отношения;
• Повышение открытости управления региональными и муниципальными финансами.
Очевидно, что пять уровней сложности по каждому из перечисленных направлений, включающих от трех до семи мероприятий, предъявляет весьма высокие требования к качеству менеджмента общественными финансами, выводя его на уровень наилучших мировых стандартов. Естественно, что ключевым условием успеха осуществления реформирования региональных финансов становятся: обязательна политическая поддержка реализации программы; реалистичность принимаемых обязательств и их неукоснительное исполнение; конкретные результаты преобразований; четкая координация всех административных структур администрации – экономических, финансовых, отраслевых и т.п.
Результатом реализации Программы реформирования общественных финансов становится не только получение дополнительных финансовых ресурсов федерального бюджета. Главное – разработка и внедрение стратегических рычагов и механизмов управления регионом, муниципалитетом по ключевым его параметрам, обеспечение стабильности региональной бюджетной системы и входящих в ее состав местных бюджетов, эффективное аккумулирование и распределение финансовых ресурсов, предоставление тех бюджетных услуг, в которых в наибольшей степени нуждается население территории.
На первых этапах в реализации программ реформирования принимали участие: республики Карелия, Чувашия, Краснодарский и Хабаровский края, Астраханская, Вологодская, Самарская, Саратовская, Челябинская области, г.Санкт-Петербург, затем к ним присоединились республика Саха(Якутия), целый ряд других субъектов РФ.
Вопросы для повторения и задания:
1. Охарактеризуйте роль финансов общественного сектора в современной экономике России.
2. Подготовьте сообщения на тему:
· Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат – зарубежный опыт и российские реалии.
· Федеральный и региональный опыт разработки государственных программ.
· Роль автономных некоммерческих организаций в реструктуризации бюджетной сети.
· Программы реформирования региональных финансов – проблемы и опыт.
· Реформирование муниципальных финансов в контексте реформы местного самоуправления.
· Формирование доходного потенциала бюджета региона для повышения самостоятельности региональной бюджетно-налоговой политики.
· Управление общественными финансами региона на основе международных стандартов.