Система муниципальных финансов

Финансовые ресурсы местного самоуправления и их классификация

В настоящем разделе рассматриваются вопросы формирования и расходования финансовых ресурсов местного самоуправления, будут рассмотрены технологии и инструменты управления муниципальными финансами.

Финансовые ресурсы местного самоуправления классифицируются по различным признакам:

· налоговые и неналоговые (к неналоговым относятся доходы от использования муниципального имущества и предоставления муниципальных услуг);

· собранные на территории муниципального образования и полученные от других уровней бюджетной системы в порядке бюджетного регулирования;

· законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства целевым назначением (субвенции) для выполнения отдельных государственных полномочий;

· принадлежащие муниципальному образованию и заемные;

· входящие в состав муниципальной казны и принадлежащие муниципальным предприятиям и учреждениям.

Для обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней в Российской федерации введена единая бюджетная классификация, установленная Федеральным законом «О бюджетной классификации РФ». Органы местного самоуправления (как и органы представительной власти субъектов РФ) вправе производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Федеральный закон 2003 г. разграничил источники доходов и расходные полномочия между муниципальными образованиями разных типов (поселениями, муниципальными районами и городскими округами), установил принципы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и процедуры финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

Доходы местных бюджетов

К имущественным доходам местных бюджетов относятся доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, платежи в местные бюджеты за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами (схема 60).

Источниками увеличения доходов местных бюджетов могут быть:

· увеличение налогооблагаемой базы (налогового контингента) за счет поддержки развития промышленности и малого бизнеса на территории муниципального образования;

· повышение эффективности использования муниципального имущества, включая землю. В качестве регуляторов могут выступать ставки арендной платы за землю, жилые помещения и другое имущество, их умелая дифференциация в зависимости от местоположения, инфраструктурной обеспеченности, вида деятельности;

· использование в отдельных случаях заемных средств.

 
  Система муниципальных финансов - student2.ru

       
  Система муниципальных финансов - student2.ru   Система муниципальных финансов - student2.ru
 

Схема 60. Доходы местных бюджетов (согласно Федеральному закону 2003 г.)

Серьезной проблемой для обеспечения доходов местных бюджетов является собираемость налогов. Для ее повышения органы местного самоуправления взаимодействуют с территориальными налоговыми органами, оказывают содействие в их работе, осуществляют взаимообмен информацией.

Расходы местных бюджетов

Федеральный закон 2003 г. в сравнении с Федеральным законом 1995г. предоставляет органам местного самоуправления значительно большую самостоятельность в определении направлений расходов местных бюджетов, в пределах, имеющихся у них финансовых средств и с учетом закрепленных за каждым типом муниципального образования вопросов местного значения. В частности, органы местного самоуправления могут устанавливать муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение отдельных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления муниципальных образований, не получающих дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления должны вести реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.

Структура расходов местных бюджетов приведена на схеме 61.

Система муниципальных финансов - student2.ru

Схема 61. Расходы местных бюджетов

Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов

Муниципальные образования должны стремиться к построению сбалансированных бюджетов, в которых размеры доходов и расходов совпадают. Бюджетный кодекс РФ допускает размер дефицита местного бюджета, утвержденного представительным органом местного самоуправления на очередной финансовый год, не более 10 % объема доходов бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней). Одновременно должны быть утверждены источники покрытия этого дефицита, в числе которых могут быть муниципальные займы, кредиты, ссуды, поступления от продажи муниципального имущества и другие источники, установленные законодательством.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает принципиально иной механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и четко определяет порядок финансирования передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий, исключая возможность появления «нефинансируемых мандатов». Эти вопросы относятся к вопросам политики государства по отношению к местному самоуправлению.

Наши рекомендации