Базовые концепции финансового менеджмента.
1. Концепция идеальных рынков капитала.
Большинство ранних теорий финансов основано на допущении существования идеальных рынков капитала (perfect capital markets). Идеальный рынок капитала – это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег совершается легко и не сопряжен с какими-либо затратами. Идеальный рынок капитала имеет следующие характеристики: отсутствуют трансакционные затраты;
отсутствуют налоги; имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может повлиять на рыночную цену фин активов;
существует равный доступ на рынок для всех инвесторов; все субъекты рынка имеют одинаковый объем информации; все субъекты рынка имеют одинаковые ожидания; отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями (угроза банкротства).
2. Концепция учета фактора инфляции.
Концепция заключается в необходимости реального отражения стоимости активов и денежных потоков и обеспечения возмещения потерь доходов, вызываемых инфляционными процессами, при осуществлении долговременных финансовых операций.
Номинальная процентная ставка — это ставка, устанавливаемая без учета изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
Реальная процентная ставка — это ставка, устанавливаемая с учетом изменения покупательной стоимости денег в связи с инфляцией.
Инфляционная премия — это дополнительный доход, выплачиваемый (или предусмотренный к выплате) кредитору или инвестору с целью возмещения потерь от обесценения денег, связанного с инфляцией.
Модель Фишера имеет вид:
I = i + а + i * а, Где: I – реальная процентная премия; i – номинальная процентная ставка; а – темп инфляции.
Эта модель предполагает, что для оценки целесообразности инвестиций в условиях инфляции недостаточно просто сложить номинальную процентную ставку и прогнозируемый темп инфляции, необходимо к ним добавить сумму, представляющую собой их произведение i * а.
Необходимо отметить, что прогнозирование темпов инфляции является достаточно сложным и трудоемким процессом, результаты которого имеют вероятностный характер и подвержены существенному влиянию субъективных факторов. На практике для упрощения расчетов и избегания необходимости учета инфляции расчеты выполняются в твердых валютах.
3. Гипотеза эффективности рынка.
Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Насколько быстро информация отражается на ценах, характеризуется уровнем эффективности рынка.
Согласно этой гипотезе при полном и свободном доступе участников рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее реальной стоимости. В условиях эффективного рынка любая новая информация немедленно отражается на ценах финансовых активов. Более того, эта информация поступает на рынок случайным образом. Эффективность рынка обеспечивается выполнением 4 условий:
1. информация становится доступной всем субъектам рынка одновременно, и ее получение не связано с какими-либо затратами;
2. отсутствуют транзакционные затраты, налоги и другие факторы, препятствующие заключению сделок;
3. сделки, совершаемые отдельным физическим или юридическим лицом, не могут повлиять на общий уровень цен;
4. все субъекты рынка действуют рационально, стремясь максимизировать ожидаемую выгоду.
Очевидно, что все эти 4 условия не соблюдаются ни на одном реальном рынке. Поэтому в теорию вводятся более слабые предпосылки об информационной эффективности. Выделяют 3 формы эффективности: слабую, умеренную и сильную.
В целом имеющиеся доказательства указывают на то, что рынки ценных бумаг являются эффективными, но не идеально эффективными.
4. Анализ дисконтированного денежного потока.
Процесс оценки будущих денежных потоков называется анализом дисконтированного денежного потока (Discounted Cash Flow). Концепция анализа DCF была разработана Джоном Бэрром Уильямсом.
Временная ценность денег является объективно существующей характеристикой денежных ресурсов, смысл ее состоит в том, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через какое-то время не равноценны. Эта неравноценность объясняется действием 3 основных причин:
- инфляцией,
- риском неполучения ожидаемой суммы,
- оборачиваемостью капитала.
5. Соотношение между риском и доходностью
Получение любого дохода сопряжено с риском, причем связь прямо пропорциональная: чем выше ожидаемая доходность, тем выше степень риска, связанная с возможным неполучением этой доходности. Категория риска в финансовом менеджменте рассматривается в различных аспектах: при оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала, обосновании дивидендной политики.
Теория портфеля. Автором этой теории является Гарри Марковиц.
Основные выводы теории Марковица:
1. для минимизации риска инвесторам следует объединять рисковые активы в портфель;
2. уровень риска по каждому отдельному виду активов следует измерять не изолированно от остальных активов, а с точки зрения его влияния на общий уровень риска диверсифицированного портфеля инвестиций.
6. Теория структуры капитала Модильяни-Миллера.
Стоимость любой фирмы определяется исключительно ее будущими доходами и не зависит от структуры капитала. При доказательстве теоремы они исходили из наличия идеального рынка капитала. Существо доказательства состоит в следующем: если финансирование деятельности фирмы более выгодно за счет заемного капитала, то владельцы акций финансово независимой фирмы предпочтут продать свои акции, использовав вырученные средства на покупку акций и облигаций финансово зависимой компании в той же пропорции, что и структура капитала этой фирмы. И наоборот. Арбитражные операции с заменой цб более дорогой фирмы ценными бумагами более дешевой принесут дополнительный доход частным инвесторам, что приведет в конечном счете к выравниванию стоимости всех фирм одного класса с одинаковым доходом.
7. Теория дивидендов Модильяни-Миллера
Доказывает, что политика выплаты дивидендов не влияет на стоимость.
Также как и предыдущая она базируется на ряде предпосылок. Суть теории в том, что каждый доллар, выплаченный сегодня в виде дивидендов, уменьшает нераспределенную прибыль, которая могла бы быть инвестирована в новые активы, и данное уменьшение должно быть компенсировано за счет эмиссии акций. Новым акционерам необходимо будет выплачивать дивиденды, и эти выплаты снижают текущую ст-ть ожидаемых дивидендов для предыдущих акционеров на величину, равную сумме дивидендов, полученных в текущем году.
ТО, каждый доллар полученных дивидендов, лишает акционеров будущих дивидендов на эквивалентную величину. Поэтому акционерам будет безразлично: получить дивиденд на сумму 1 доллар сегодня или получить дивиденд в будущем, текущая стоимость которого составляет 1 доллар. Следовательно, политика выплаты дивидендов не влияет на цену акций.
8. Теория ценообразования опционов
Опцион представляет собой право купить или продать определенные активы по заранее установленной цене в течение заданного периода времени. Формализованная модель ценообразования опционов появилась в 1973 г., когда Фишер Блэк и Майрон Скоулз опубликовали работу, в которой излагалась получившая широкую известность модель ценообразования опционов Блэка-Скоулза (OPM).
9. Теория агентских отношений
Известно, что целью фирмы является максимизация богатства ее акционеров, что сводится к максимизации стоимости фирмы. Однако интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут не совпадать. Цели управленческого персонала – максимизация жалованья, приобретение связей, максимизация привилегий. Тот факт, что владельцы фирмы предоставляют менеджерам право принятия решений, создает потенциальный конфликт интересов, который рассматривается в рамках теории агентских отношений (Agency theory).
В контексте финансового менеджмента различают агентские отношения между: акционерами и менеджерами; кредиторами и акционерами.
10. Концепция асимметричной информации
Теория асимметричности информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной другим участникам рынка. В этом случае говорят о наличии асимметричной информации.
Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компании. Существуют различные степени асимметрии. Слабая асимметрия, когда разница в информированности руководства фирмы и посторонних наблюдателей о деятельности компании слишком мала, чтобы дать преимущества менеджерам. Сильная асимметрия имеет место, когда менеджеры компании обладают конфиденциальной информацией, которая после ее обнародования значительно изменит котировку ценных бумаг фирмы. В большинстве случаев степень асимметрии находится посередине между двумя этими крайностями. Джордж Акерлоф.
3. Постановка налогового менеджмента на предприятии.Эк-ка эффективна, если в ней применяются все рычаги – Карибским кризис.Начало 70-х гг. во многих странах было инициировано применение универсальных налоговых рычагов для частного предпринимательства. Унитар., казенные – сфера реализации гос-ных ?амогеций? (в довоенное время льготы для преференций государственного бизнеса).
Рычаги: льготы (необязательный элемент налога).
В 70-е гг не по видам бизнеса,а по отраслям. Добывающие п/п (энергоресурсы сменяют один другой ®технологии ® более безопасные продукты); угольнодобывающие отрасли сильные; транспорт (электрификация ж/д, отказ от устаревшего варианта передвижения); автостроение (дорогая отрасль); формирование интегрированной формв бизнеса; экспорт-импорт (возврат таможенного НДС в 70-х был заложен.).
2000-е гг гос-во пытается через реформирование налоговой системы сформировать благоприятное инвестиционное эк-кое поле с последующим выбором направления интеграции.
ВТО предполагает выравнивание, гармонизацию, нужно дотянуться тем странам у которых не все благоприятно (потребители ощутят повышение цен). «Ущемление», реформирование налогового законодательства. Основу для гармонизации налоговой системы заложили учёные Гарварда – мировой налоговый кодекс – 590 статей. Его использование яв-ся рекомендательным.
С 2005 ЕС озаботился вопросом в рамках гармонизации: оффшорный бизнес «золотое дно».
2005 год директива ЕС «об инвестициях»: страны обязались извещать друг друга о доходах, которые получают резиденты (сколько получают, сколько тратят). Снизить проблему оффшорного бизнеса в рамках территорий подконтрольных
Органы на противоофшорном фронте:
- Форум фин стабильности ФФС, FSF,
- рабочая группа по фин действию FATF,
- организация эк. содействия и развития OESD.
Организации ежегодно обмениваются информацией, публикуют черные списки оффшорных зон.
Требования к компаниям: 1. обязательная гос регистрация.
2. финансирование всех операций на территории страны только за счёт извне привлекаемых ресурсов (капитал, который пытается отмыть). 3. своевременное предоставление отчетности.
4. отказ от совершения производственных операций на территории страны (содержание офиса). 5. отказ от привлечения местных компаний в качестве инвесторов оффшорного бизнеса.
Разновидности: 1. торговый посредник (компания регистрируется в оффшоре, имеет продавцов и покупателей в разных странах – минимизация налогообложения). 2. подрядчик (консолидация ст-ти, формирование с/с, налогооблагаемая база по сделке может сократиться). 3.владелец имущества (используется если собственник им-ва желает сохранить в тайне факт приобретения им-ва), расчет га золотовалютные ценности (скрыть, сохранить) сделка через 3-е лицо). 4. лицензиар (владелец торгового знака). Раскроет если: 1)нестабильная эк. ситуация, вывод за пределы страны – позволяет сохранить в будущем; 2) ликвидация компании с последующим предоставлением НМА в пользование через 3-их лиц.
5. владелец авторских прав (зарегистрированные авторские права на смежной территории вне юрисдикции).
6. компания держатель («холдинги»), избирательно относятся к объекту ведения, заполучить право пользования держателя банковского счета, получение единой корпоративной банковской карты, контролировать кассирование счета.
7. залогодержатель (многоуровневый. В сделке задействовано 15 субъектов, схемы по залогу чаще используют если есть высокая доля долговых обязательств). 8. компания инвестор 9. компания судовладелец 10. компания исполнитель. Работает на территории РФ, основная задача добиться статуса резидента без определения постоянного представительства (дифференциация налогообложения через представительство и без гл 25 НК РФ).
Белые оффшорные зоны преимущественно не идущие в разрез с законодательством.
Черные оффшорные зоны препятствуют сбору информации, отсутствует фин надзор, практика налогового планирования называется вредоносная налоговая конкуренция.
Уровень корпоративного налогового менеджмента должен быть высокий, соответствовать внутренним функциям управления компанией, нал менеджмент должен быть базовым рычагом. Обеспечение прогноза, налогового плана п/п, нал регулирование, в рамках п/п должен быть нал контроль.
Принципы уменьшения налогов.
Для планирования разных объектов налогообложения не могут быть использованы одни и те же способы (инвариантность).
Снижать налоги нужно до тех пор, пока расходы не превышают выгоды.
Внутренний нал контроль основан на знании и понимании принципов налогообложения внутри компании. Использовать возможности учетной политики п/п (подвижная, креативная область), активно изучать договорную базу, следить за возможностью спец методов минимизации налогов (замена отношений; разделение отношений – вывод за пределы сделки часть сделки).