Организация финансов предприятий в рыночных условиях, роль финансового менеджмента. Финансовый механизм предприятия.

Организационно-правовые формы предприятий в РФ. Порядок организации и регистрации предприятия, лицензирования его деятельности.

Порядок организации предприятия, регистрации и лицензирования его деятельности.

1.Разработка учредительных документов предполагает подписание договора в отдельных ОПФ и разработку устава.

2.Подписание договора о создании и деятельности хозяйствующего субъекта – протокол о намерениях, которые подписывают соучредители. Правильный выбор декларируемых целей и правильный выбор контрагента.

3.Первое собрание учредителей:

- Подписание устава всеми учредителями.

- Оформление протокола №1, закрепляет предпринимательскую инициативу, работа по созданию предприятия, возможность прибыльной деятельности.

4.Открытие временного счёта в банке.

5.Подача документов на регистрацию: устав, протокол, счёт в банке.

Регистрация происходит в том порядке, который определён для данной ОПФ или отрасли.

1).Обычная регистрация, которую осуществляет регистрационная палата – орган исполнительной власти соответствующего уровня.

2).Упрощённая регистрация, регистрация «в одно окно», предлагается ИП, малым предприятиям, налоговая система упрощена.

«Одно окно» - налоговый орган.

Документы могут подать лично в трехдневный срок, если подаются по почте – официальный срок ответа 1 месяц.

6.Включение фирмы в государственный реестр, присвоение кодов и личных номеров, которые должны присутствовать в его отчётности и т.д.

7.Внесение добавочного капитала в уставный.

8.Открытие постоянного расчётного счёта в банке, организация должна предоставить сведения о лицах, имеющих право первой подписи.

9.Регистрация хозяйствующего субъекта в налоговой и во внебюджетных фондах. Печать, угловой штамп, логотип, количество круглых печатей.

10.Необходимость оплаты госпошлины за использование символики.

11.После завершения гос-ной регистрации хозяйствующий субъект на основе уставных документов подаёт в лицензирующий орган заявление на выдачу лицензии.

Лицензируемы виды деятельности, осуществление которых возможно в силу федерального закона. Если организация соответствует требованиям, то лицензирующий орган имеет право рассматривать заявление до 3-х месяцев.

Лицензии могут быть:

*Генеральные – в исполнении всех видов определённых соответствующим законом.

*Лицензии на отдельные виды деятельности, на отдельные операции.

Лицензия является бланком строгой отчётности, в силу этого не может быть подарена, не может быть передана в качестве вклада в уставный капитал, не может быть продана.

Используется только в течение срока на который выдана.

Может выдаваться на запрашиваемый срок, если этот срок меньше предельного срока действия лицензии, может выдаваться на предельный срок (3-5 лет).

Бессрочная лицензия выдаётся в тех случаях, когда речь идёт о сроке жизни предприятия, обозначенном в уставных документах.

Если первое лицо не может выполнить свои обязательства, оно делегирует это право по доверенности.

Доверенности:

*Генеральная доверенность (руководителю филиала от руководителя компании.)

*Специальная доверенность (определённые виды действий однородных или идентичных). Имеют юристы компаний.

*Разовые (на совершение определённой операции, определённой сделки).

Доверенности, выданные без указания даты совершения ничтожны.

Право передоверия должно быть нотариально заверено.

Материальные расходы

1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты:

1) на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг);

2) на приобретение материалов, используемых:

- для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

- на другие производственные и хоз-ые нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию ОС и иные подобные цели);

3) на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Ст-ть такого им-ва включается в состав мат расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию;

4) на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся доп обработке у налогоплат-ка;

5) на приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в том числе самим налогоплательщиком для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на производство и (или) приобретение мощности, расходы на трансформацию и передачу энергии;

6) на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.

7) связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения

Затраты на оплату труда.

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Амортизация имущества.

Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемым им-ом признаются кап вложения в предоставленные в аренду объекты ОС в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Прочие затраты.

Планирование затрат. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

Существует несколько методов планирования. Некоторые основаны на сложных математических моделях (7-8 тыс. долл.). Поэтому многие предприниматели стремятся к снижению затрат и использованию более дешевых методов.

Метод прямого счета.

Основой метода прямого счета является калькуляция себестоимости, которая была достигнута в ходе составления сметы затрат. Полная себестоимость продукции как итог сметы различается по годам работы предприятия вследствие наличия объективных факторов (инф. изм цен и т.д.) и субъективных (изм цели работы предприятия)

Основой метода прямого счета является величина себетоимости реализованной продукции. Данная величина имеет подвижку между плановым и отчетным показателями вследствие наличия остатков нереализованной продукции: ост. На начало периода и остатков на конец периода. На основании этого рассчитывают объем реализованной продукции.

РП = Онач + ТП – Окон

Реализованная продукция учитывается исходя из полной себестоимости реализованной продукции, планируемой на предстоящий период. Остатки на начало учитываются по фактической производственной себестоимости готовой продукции, нереализованной на конец предыдущего периода. Товарная продукция учитывается по плановой, полной себестоимости исходя из итога сметы. Остатки на конец периода берутся по плановой производственной себестоимости.

При кассовом методе признания выручки (по оплате)

Остатки на начало включают:

1. Готовая продукция на складе

2. Товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил (предоплата, отгруженные на реализацию)

3. Товары отгруженные, но неоплаченные в срок (нарушение хоз-договорной дисциплины)

4. Товары на ответственном хранении – группа товаров, переданных на ответственное хранение.

5. Товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк (может сложиться на начало периода)

Состав остатков на конец года:

1. Г. Продукция на складе

2. товары отгруженные. Срок оплаты которых не наступил

все остальные виды остатков не планируются

Чтобы спланировать остатки на конец периода необходимо:

1. Смета должна иметь минимум поквартальную разбивку, каждый квартал должен иметь свое плановое задание. На 4 квартал выпадает от 28 до 35% планового годового задания предприятий промышленности.

2. Далее предприятие должно определить число дней работы в квартале, если предприятие имеет непрерывный график работы, то берется фактически слжившеея число дней работы (92,93 дн.). Если график прерывный и ведется контроль рабочего времени, то берется количество отработанных дней. Если график времени не ведется, то берется среднестатистическое число дней в квартале (90)

3. Определить норму днях – индивидуальный плановый показатель хозяйствующего субъекта

В норму включаются следующие составляющие:

· Время отгрузки готовой продукции: накопление партии, подсортировка, лабораторный анализ

· Время документооборота

· Время на доставку (если один населенный пункт, то не планируется) между городами 3-7 дней, международные до 2 недель

Окон = ( ТП 4 квартал : 90) * N N –норма в днях.

Норма может быть выражена в днях, а также в процентах. Процент берется от товарооборота или от объема производства.

Метод начисления:

Предусматривает, что все вышедшее за границу предприятия – реализовано. И в остатках на начало и конец года планируется только готовая продукция на складе. Расчеты ведутся аналогично кассовому методу.

Это метод прямого счета. Также могут использоваться методы аналитические, методы расчета от достигнутого и т.д

Смета затрат –обобщающий плановый документ, представляющий собой полный перечень затрат на планируемую к выпуску продукцию.

Смета составляется сроком на 1 год с поквартальной разбивкой.

Строится по экономически однородным элементам и каждый элемент включает всю сумму расходов данного вида вне зависимости от места их возникновения. На предприятии может составляться производственная смета и расширенная.

1. Материальные затраты, за вычетом возвратных отходов

2. Затраты на оплату труда, с учетом оплаты по договорам гражданско-правового характера

3. Единый социальный налог

4. Амортизационные отчисления

5. Прочие затраты

6. Итого затрат на производство (сумма 1-5)

7. Списано на непроизводственные счета: суммы, которые ошибочно были включены в себестоимость и т.д.

8. Прирост или уменьшение остатков незавершенного производства

9. Прирост или уменьшение остатков расходов будущих периодов

10. Производственная себестоимость (6-7±(8,9))

11. Непроизводственные расходы

12. Полная себестоимость товарной продукции (10+11)

Смета как производственная так и расширенная является основой для формирования финансового плана.

На основании сметы проводятся аналитические процедуры:

1. Анализ совокупных затрат отчетного периода и темпы изменения по отношению к плановым заданиям (анализ CVP)

2. Оценка стр-ры затрат производится на основании верт-го анализа

3. сравнение факторов производства и полной себестоимости по основным видам продукции и по их совокупности по отношению к плановому заданию. (осн. явл. факторный анализ)

4. исследование динамики пост-ых и перем-ых затрат (т. безубыточности)

5. исследование показателей вкладов на покрытие (фин. прочность предприятия) важно правильно определить детализацию затрат по подразделениям в непосредственной связи затрат с увеличением объема выпуска и реализации

6. Оценка непроизводственных затрат и тенденции их изменения по сравнению с предыдущими периодам

7. Определение обоснованности выбора базы распределения затрат

На основании аналитических процедур выявляются источники снижения себестоимости. Они делятся на 4 группы:

1. мат затраты

2. резервы в имуществе

3. резервы в оплате труда

4. административно-управленческие расходы

И также делятся на производственные и непроизводственные

Планирование выручки. Состав и структура остатков нереализованной продукции.

Выручка от реализации продукции – это денежные средства, поступающие на предприятие за отгруженную контрагентом продукцию, выполненной работы или предоставленной услуги. В процессе свой деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки в расчете на год, квартал, месяц. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выполнения работ промышленного и непромышленного характера. Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализуемой продукции исходя из действующих цен без НДС и акцизов в торговых и сбытовых скидок. Выручку от реализации продукции можно определить двумя способами: кассовым методом и по отгрузке продукции. Традиционным кассовым методом выручка рассчитывается на основе оплаты отгруженной продукции (работ, услуг) и поступлений денежных средств на расчетный счет или в кассу предприятия. Выручка может определяться и по отгрузке продукции: пересылке покупателям расчетных документов на отгруженную продукцию (работы, услуги). Кассовый метод укрепляет финансовые позиции предприятия, но усиливает степень расхождения между моментом осуществления, учета и начисления затрат, с одной стороны, и получением, учетом выручки - с другой, что искажает показатель прибыли. При определении выручки от реализации вторым способом предприятие, формально имея выручку, реально не имеет ее денежного эквивалента. Это увеличивает кредиторскую задолженность предприятия. Определение выручки по отгрузке продукции широко практикуется в условиях стабильной, равновесной экономики. Выручка от реализации продукции может быть рассчитана как сальдо переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец периода плюс планируемый объем выпуска продукции. Методы, используемые при планировании выручки должны совпадать с методами планирования затрат.

Метод прямого счета.

ВРП = О нач + ТП – О кон

Остатки на начало периода учитываются в фактических ценах реализации отчетного периода, а ТП и Окон в плановых ценах реализации.

В том случае, если отсутствуют данные о фактических ценах реализации, то в расчет принимаются предполагаемые цены с учетом коэффициента пересчета:

К перес = Q продукции (цена)/производственную себестоимость продукции

Остатки на конец года рассчитываются по той же формуле:

О кон = ( ТП 4 квар : 90 )* N

В состав неплановых остатков включается элемент: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк.

Планирование помимо исчисления остатков связано с условиями поставок и формами расчетов.

Чтобы поступление выручки было равномерным, используют:

1. Фьючерсы

2. Варранты (складские долговые расписки)

3. Векселя

4. Бартер: чистый, с частичным использованием денег, рамочный, револьверный

Формы расчетов и качество планирования выручки дает возможность предприятию формировать финансовый результат, определять платежеспособность и ликвидность, размер необходимых оборотных средств и потребность в привлеченных средствах.

Остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода в действующих ценах на предприятии не учитываются, кроме того, в момент планирования точные данные об этих остатках могут отсутствовать. Поэтому в расчет принимается ожидаемая величина остатков нереализованной продукции так же, как и при планировании затрат на реализуемую продукцию, а стоимость остатков в ценах реализации определяется с помощью коэффициента пересчета. Он равен частному от деления объема продукции в ценах периода, предшествующего планируемому, на производственную себестоимость продукции того же периода. Стоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода в действующих ценах рассчитывается аналогично производственной себестоимости этих остатков, т. е. исходя из однодневного выпуска продукции в действующих ценах и соответствующей нормы запаса в днях. Стоимость однодневного выпуска в ценах реализации определяется при годовом планировании по данным IV квартала, при квартальном -- по данным соответствующего квартала.

Состав остатков нереализованной продукции при планировании выручки по поступлению денег на расчетный счет (в кассу предприятия) на начало года включает готовую продукцию на складе, в том числе: товары отгруженные, документы по которым не переданы в банк, товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателем, товары на ответственном хранении у покупателя.

На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

При планировании выручки по отгрузке нереализованной продукции является только готовая продукция на складе предприятия. Отгруженная продукция считается реализованной, а следовательно, оплаченной в ближайшее время. На практике, к сожалению, более вероятна другая ситуация -- длительный период осуществления расчетов или непоступление платежа от покупателя продукции. На случай непоступления платежей от потребителей предусматривается создание фонда риска, или, иначе говоря, резерва по сомнительным долгам предприятия. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, но обеспечена гарантиями. На стадии планирования выручки это учесть невозможно, поэтому предприятия, определяющие выручку по отгрузке, имеют право образовывать резерв по сомнительным долгам, средства которого учитываются на отдельном счете (сч. 82), и относить не поступающие от дебиторов долги в течение года на счет резерва.

Источник образования резерва -- прибыль до ее налогообложения. Резерв можно образовать в конце года за счет отчетной прибыли после проведения тщательной инвентаризации по расчетам для выявления всех сомнительных дебиторов, которые не в состоянии погасить задолженность. Величину резерва определяют по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. В следующем году отчисления в резерв могут происходить ежеквартально. Если до конца года, следующего за годом создания резерва, он не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяют к прибыли соответствующего года. Другой способ исчисления резерва сомнительных долгов -- определение процента сомнительных долгов в общей сумме дебиторской задолженности покупателей (заказчиков) по наблюдениям за несколько лет. Этот процент служит основой для расчета первоначальной суммы резерва. В конце отчетного года в резерв осуществляют доначисления по проценту сомнительных долгов и установленной суммы дебиторской задолженности.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле:

П = (О × Ц) - (О × С), где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С — полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

Птп = Цтп - Стп, где Цтп — ст-ть товарного выпуска планир периода в дейст-вующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торг-ых и сбытовых скидок);

Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемого периода.

Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:

Прп = Врп - Срп,где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

Срп — полная с/с реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется по формуле:

Прп = Пон + Птп - Пок,где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода;

Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде;

Пок — прибыль от остатков нереализ продукции в конце планового периода.

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментногопланированияприбыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.

Аналитический метод

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли, как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет.

После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Получение определенной массы прибыли определяет эффективность производства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективно работает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить» на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

Рентабельность — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности компании.

Основные фонды, как часть имущества (включая НМА).

Имущество предприятия характеризуется тремя группами активов:

ü основные средства

ü оборотные средства

ü финансовые активы

Основные средства – часть внеоборотных активов предприятия. Они могут быть в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданные в аренду

Внеоборотные активы:

1) основные фонды

2) нематериальные активы

3) средства в незавершенном капитальном строительстве

4) долгосрочные вложения в уставный капитал

Основные средства – денежная оценка основных производственных фондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.

Существует несколько классификаций основных средств:

I классификация: - основные средства производственного назначения

- основные средства непроизводственного назначения

II классификация: отраслевая

III классификация: технологическая (здания, машины, оборудование и т.д.)

Основные средства совершают постоянный кругооборот в деятельнгости предприятия

В ходе своего функционирования основные средства совершают оборот:

1. Начисление амортизации (перенос стоимости)

2. Накопление амортизационных отчислений в целевом денежном фонде

3. Подготовка и осуществление капитальных вложений

4. Ввод в эксплуатацию основных фондов

5. Износ (нач. начисления амортизации)

Основные средства накапливают износ под влиянием физических, технологических и экономических факторов, в результате чего постепенно утрачивают свои свойства вплоть до невозможности выполнения функций. С бухгалтерской (физический и моральный) и финансовой точки зрения (физический, моральный и внешний) износ не совпадает. Физический – потеря физических свойств, моральный – устаревание под воздействием НТП и внешний – устаревание под воздействием внешней среды. Все виды износа делятся на устранимый и неустранимый.

Устранимый – последствия которого можно нивелировать путем простого воспроизводства (в рамках амортизации), неустранимый – не может быть устранен без изменения качественных характеристик объекта (кап. вложения). После определения уровня износа предприятие может определить срок жизни объекта и его возраст. Срок жизни может быть нормативный (закр. в документах на объект) и действительный (срок который объект проработает без изменения объема и качества затрат). Возраст может быть эффективный (на который объект вышел после ремонтов) и действительный (объект проработал).

Для восстановления основных средств могут быть использованы следующие методы: ремонт, реконструкция, модернизация, реновация (при физическом износе). Моральный или внешний износ практически не восстанавливаются.

Объем работ по восстановлению основных фондов в пределах простого воспроизводства осуществляется за счет накопленных амортизационных отчислений и простое воспроизводство возможно только для тех основных фондов, которые амортизируются. Простое воспроизводство предусматривает использование средств амортизационного фонда и собственных средств предприятия для доведения основных фондов до их первоначального функционального состояния.

Для начисления амортизации по объекту необходимо обладать полной информацией о стоимости объекта и путях его приобретения. 3 пути:

1. Кап вложения (строительство и приобретение), т.е. стоимость объекта определяется по фактическим затратам с учетом доставки, монтажа и НДС

2. В счет вклада в УК. Может быть принята: стоимость последнего владельца, по соглашению сторон, в ходе независимой оценки

3. Безвозмездно: с 2001г. По ним амортизация не начисляется, но стоимость д. быть определена. Безвозм от гос-ва (целевое использование бюджетных средств и от 3 лиц (дарение, наследование и юр. лица).

Среднегодовая стоимость имущества предприятия должна определяться с учетом начисления амортизации а так же ввода и выбытия основных фондов. Амортизация для целей исчисления среднегодовой стоимости начисляется т. в пределах нормативного срока службы объекта. Если нормативный срок службы и действительный не совпадают, то возникает ситуация неполного списания стоимости объекта на себестоимость продукции. Это ведет к снижению финансовых ресурсов предприятия и капитала.

Методы оценки

ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД: PV = РР + (PS – Фи).

где: PV – рыночная стоимость объекта оценки; РР – стоимость земельного участка; PS – стоимость улучшений, находящихся на земельном участке;

Фи – стоимость всех видов износа.

Затратный подход может быть успешно применен при переоценке ОФ п/п, оценке недвижимости и движимого имущества не приносящей дохода (частная собственность граждан), собственности РФ, субъекта РФ, МО, предназначенные для обеспечения жизнедеятельности соответствующих органов власти, связи, управления и обороны, НМА и интеллектуальной собственности, собственность религиозных образований, и т. п.

РЫНОЧНЫЙ ПОДХОД: PV = S + ADI.где: PV – стоимость объекта оценки;

S – цена продажи сопоставимого объекта; ADI – денежное выражение совокупной поправки к цене продажи, отражающей колич-ые и качествен-ные различия между харак-ми оцениваемого объекта и его аналога.

Рыночный подход предполагает, что имеется развитый рынок купли-продажи аналогичных объектов оценки и может быть успешно применен для оценки недвижимости и движимого имущества не приносящей дохода.

ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА ДИСКОНТИРОВАНИИ И КАПИТАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ

Указанный подход базируется на двух методах:

- метод дисконтирования будущих доходов.

- метод капитализации доходов;

Метод дисконтирования будущих доходов: PV= FV/(1+r)

где: PV – рыночная стоимость объекта оценки; FV – денежный поток i-го периода; r – ставка дисконтирования i-го периода; n – количество периодов.

Расчет стоимости осуществляется в следующей последовательности:

1. сбор и анализ данных (финансовой отчетности, как правило за пять лет, экономической, отраслевой и рыночной информации, корректировка финансовой отчетности, анализ финансовых показателей и другое);

2. прогнозирование годовых денежных потоков;

3. определение ставки дисконтир-ния для прогнозируемого потока доходов;

4. определение стоимости объекта оценки.

Метода капитализации: PV= Y/R.

где: PV – рыночная стоимость предприятия; Y – будущий доход;

R – коэффициент капитализации будущего (прошедшего) года.

Расчет стоимости осуществляется в следующей последовательности:

1. сбор и анализ данных (финансовой отчетности, как правило за пять лет, экономической, отраслевой и рыночной информации, корректировка финансовой отчетности, анализ финансовых показателей и другое);

2. прогнозирование будущего дохода (прибыли);

3. определение коэффициента капитализации;

4. определение стоимости объекта оценки.

ПОДХОД, ОСНОВАННЫЙ НА ИНФОРМАЦИИ О КОМПАНИИ-АНАЛОГЕ

Оценка стоимости объекта оценки, основанной на информации о компании-аналоге заключается в следующем. Выбранный оценочный мультипликатор компании-аналога перемножается на результат деятельности объекта оценки.

В зависимости от выбора оценочного мультипликатора, можно выделить следующие методы оценки:

метод P/E – отношение цена/прибыль;

метод P/GCF – отношение цена/валовой денежный поток;

метод P/D – отношение цена/дивиденды;

метод P/R – отношение цена/выручка (валовой доход);

метод P/BV – отношение цена/балансовая стоимость;

метод P/NAV – отношение цена/чистые активы (нетто-активы).

Подход, основанный на анализе информации о компании-аналоге наиболее пригоден для объектов оценки, у которых имеются сопоставимые аналогичные компании, например, энергодобывающие и энергосбытовые п/п, нефтеперерабатывающие п/п, п/п промышленности и т. д.

Подход, основанный на сравнении оцениваемого объекта оценки с компанией-аналогом, применяют тогда, когда есть сопоставимые компании.

Расчет стоимости осуществляется в следующей последовательности:

1. сбор и анализ данных об оцениваемом объекте оценке (финансовой отчетности, как правило, за пять лет, экономической, отраслевой и рыночной информации, корректировка финансовой отчетности, анализ финансовых показателей и другое);

2. подбор компаний-аналогов и финансовых отчетов по ним (балансов);

3. выбор оценочных мультипликаторов (цена/прибыль, цена/валовой доход, денежный поток и т. д.);

4. определение временного периода, за который рассматривается деятельность объекта оценки (как правило, - последний финансовый

Наши рекомендации