Строительный комплекс как объект государственного регулирования: особенности, основные характеристики, состояние, направления и проблемы развития
Строительный комплекс традиционно является важнейшим компонентом реального сектора экономики, выполняющим функцию расширенного воспроизводства посредством создания и обновления основного капитала. Комплекс представляет собой межотраслевую систему, включающую совокупность предприятий, объединений и организаций, деятельность которых направлена на создание, ремонт и реконструкцию объектов производственного и непроизводственного назначения. Стройкомплекс представлен двумя взаимосвязанными совокупностями видов деятельности —строительство и промышленность строительных материалов и конструкций.
Строительный комплекс объединяет подрядные и специализированные строительные организации, предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии, механизации и транспорта, проектно-изыскательские, конструкторско-технологические и научно-исследовательские организации, строительные фирмы, биржи и другие формирования, специализирующиеся в области строительства (независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности), а также учреждения по подготовке кадров и отраслевые органы управления.
Строительный комплекс Беларуси включает 6853 организации (на конец 2010 г.), в том числе 6344 (92,6 %) частных, входящих в состав или находящихся в подчинении более чем 20 органов государственного управления, концернов и объединений. Наиболее значимыми субъектами строительной деятельности республики являются Министерство архитектуры и строительства, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство промышленности, Министерство связи и информатизации, Министерство энергетики.
Координацию и методологическое руководство деятельностью всех организаций строительного комплекса осуществляет Министерство архитектуры и строительства РБ. Правовой основой функционирования отрасли являются Гражданский кодекс, Инвестиционный кодекс, Жилищный кодекс, Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства РБ.
Строительный комплекс составляет основу инвестиционного потенциала страны. Строительство рассматривается как вид экономической деятельности по созданию новых, реконструкции и техническому перевооружению уже действующих основных средств. В соответствии с назначением и особенностями возведения отдельных объектов различают следующие виды строительства: промышленное, жилищно-коммунальное, транспортное, энергетическое, сельскохозяйственное и др.
Сегодня строительство в национальной экономике производит 11,0 % ВВП, приносит 7,8 % прибыли, оказывает 32,2 % бытовых услуг населению; в нем работает 9,5 % от общей численности занятых, используется 3,2 % основных средств, на долю отрасли приходится 3,9 % инвестиций в основной капитал.
Строительные организации осваивают примерно половину объема инвестиций в основной капитал (промышленность строительных материалов и конструкций — 25,5 % , жилищное строительство — 21,6 %).
Жилищное строительство относится к одному из приоритетных направлений социально-экономического развития. Динамика жилищного строительства в конце периода 1996—2010 гг. характеризуется ростом ввода в действие жилых домов как в городах, так и в сельской местности при некотором замедлении темпов в 1996 -2005 гг.
Сложной проблемой остается незавершенное строительство.
Промышленность строительных материалов и конструкций является важнейшей структурной составляющей строительного комплекса. Ее ядро образуют 525 предприятий по производству строительных материалов, а также стекольной и фарфоро-фаянсовой продукции.
Основными отраслями промышленности строительных материалов являются: цементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, промышленность стеновых материалов, производство облицовочных материалов, производство мягких кровельных материалов, производство известковых и гипсовых материалов, производство нерудных строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, производство оборудования и оснастки для выпуска стройматериалов.
В 2006—2010 гг. на предприятиях отрасли реализовано свыше 100 инвестиционных проектов в 1,5—3,0 раза увеличены объемы выпуска основных строительных материалов. Проведена работа по прямому введению международных (ISO) и европейских (EN) стандартов в качестве государственных стандартов Республики Беларусь.
Перспективы развития строительного комплекса. Развитие строительной деятельности и промышленности строительных материалов и конструкций осуществляется в соответствии с Концепцией развития строительного комплекса Республики Беларусь на 2011—2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.2010 г. № 1589, а также в соответствии с НСУР— 2020 и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—-2015 годы.
Основной целью дальнейшего развития строительного комплекса является создание современных энергоэффективных и ресурсоэкономичных, экологически безопасных зданий и сооружений, новых конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках строительных материалов, не уступающих по своему качеству европейским. Опережающее развитие получит производство строительных материалов и конструкций на основе использования местных сырьевых ресурсов для строительства жилых домов с невысокой стоимостью, отвечающих требованиям стандартов и эксплуатируемых на базе возобновляемых источников энергии. К 2015 г. намечено довести объемы строительства энергоэффективного жилья до 60 % общей площади вводимых домов.
Выпуск цемента к 2013 г. планируется увеличить на 5,4 млн т, производственные мощности по выпуску гранитного щебня — на 3 млн т в год; мощности по производству гнутого автомобильного и архитектурного стекла — до 1,8, зеркального стекла — 3, ламинированного — 3, энергосберегающего — 4 млн м2 в год. Мощности по производству теплоизоляционных изделий из стекловаты (рулоны, маты и иная продукция) в 2012 г. составят 15 тыс. т в год, что должно полностью обеспечить потребность внутреннего рынка в указанных видах продукции и позволит нарастить экспортный потенциал.
В сфере международного сотрудничества предполагается осуществить: гармонизацию нормативной и сертификационной баз с законодательством государств — участников СНГ и стран Европейского Союза; заимствование европейского опыта организации строительства и освоение новых перспективных технологий; привлечение иностранных инвестиций для создания инновационных технологических мощностей.
Прогнозируется поэтапное с учетом выхода на рынки Средней Азии, России и Южной Америки увеличение экспорта строительных услуг с последующим достижением положительного сальдо внешней торговли.
Реализация Концепции—2020 должна обеспечить достижение следующих показателей устойчивого развития строительного комплекса: рост производительности труда в 1,7—1,9 раза, снижение материалоемкости на 5 %, ввод в эксплуатацию 1 м2 общей площади жилых домов на одного жителя республики в год, достижение рентабельности реализованной продукции 14—15 %, увеличение экспорта работ (услуг) в 1,8—2,0 раза.
30.Социальная политика и содержание государственного регулирования социального развития Республики Беларусь.
Социальная политика -проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.
основные направления социальной политики:
I. Политика доходов населения
П. Политика в сфере труда и трудовых отношений
III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения
IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы
V. Политика в области современной инфраструктуры
VI. Миграционная политика
VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан
Механизм реализации социальной политики включает инструменты: законодательные, административные, организационные, экономические, социальные нормативы и стандарты.
Законодательные инструменты: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения вРеспублике Беларусь», «О правах ребенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной защите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здравоохранении», «Об образовании», «О санитарно-эиидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О демографической безопасности Республики Беларусь» и др.
Правовые, экономические и организационные вопросы жизнедеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента Республики Беларусь, постановлениях Совета Министров Республики Беларусь, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполкомов и Минского горисполкома.
К организационным относятся разработка и осуществление программ: программы социально-экономического развития Республики Беларусь на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011—2015 годы», Государственная программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь», Государственная миграционная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.
Административные механизмы включают меры разрешительного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в области социального обслуживания населения.
Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов.
Инструментами реализации социальной политики являются такие социальные нормы и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др.
В качестве субъектов социальной политики выступают различные социальные группы населения, государственные структуры и негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативные группы, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
В конце 1980-х начале 1990-х гг. финансирование по «остаточному принципу. Был провозглашен курс на переход от патерналистской модели к рыночной модели, основанной на социальной ответственности членов общества и адресной социальной защите малообеспеченных граждан.
В середине 1990-х гг. социальная политика была направлена на формирование рыночной социальной инфраструктуры, увеличение доходов населения и создание системы социальной защиты социально уязвимых категорий граждан.
В период 2001- 2010 гг. стратегия государства строилась на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования при расширении прав субъектов хозяйствования. К сфере государственного воздействия отнесены обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
Важным направлением социальной политики становится снижение уровня малообеспеченности (бедности).
В области пенсионного обеспечения предусматривалось: последовательное повышение уровня жизни граждан пенсионного возраста, создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы; развитие государственного пенсионного страхования; установление более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка; введение системы обязательного пенсионного страхования для лиц, работающих в неблагоприятных условиях труда или занятых определенными видами профессиональной деятельности.
Государственная политика в социально-трудовой сфере была направлена на повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства, обеспечение социальной поддержки временно незанятых граждан.
Основными принципами социальной защиты являлись повышение ее эффективности, надежности и доступности на основе государственных социальных гарантий и стандартов, а также применении дифференцированного и адресного подходов к социальной поддержке различных групп населения. Были поставлены задачи обеспечения государственной поддержки нуждающихся категорий граждан, повышения уровня минимальных социальных гарантий, оптимизации программ предоставления социальной помощи. В центре особого внимания находились вопросы совершенствования государственной поддержки семей при рождении и воспитании детей.
Реформирование системы социальной защиты ставило целью усиление ее адресности, дальнейшее совершенствование системы социальных пособий, выплат и льгот (большая часть льгот была постепенно заменена адресными формами социальной помощи), механизмов защиты доходов населения от инфляции. Важнейшим условием стали координация различных видов государственной социальной поддержки граждан и создание единой системы государственной социальной помощи (ГАСП).
Дальнейшее развитие получило социальное обслуживание в части создания комплексных территориальных центров, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям граждан.
Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизнинаселения позволила увеличить егореальные денежные доходы за 2006 - 2010гг. в 1,75раза. Реальная заработная плата возросла на 59 % , реальная пенсия по возрасту - на 58 %. Значительно уменьшилась численность малообеспеченных лиц — с 12,7 % в 2005 г. до 5,4 % в 2010 г. Регистрируемая безработица удерживалась в социально допустимых пределах — 0,8 - 0,9% к экономически активному населению.
В результате проводимой государством политики в области социального развития замедлились темпы снижения численности и увеличилась ожидаемая продолжительность жизнис 68,8 года в 2005 г. до 71 года в 2010 г. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 г. сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ.
Главными задачами социальной защиты населения определены усиление поддержки наиболее нуждающихся граждан и создание условий для повышения уровня их жизни, обеспечение доступности социальной помощи, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах. Предусматривается достижение эффективности социальной поддержки населения путем:
• выработки действенных мер социальной поддержки семей всвязи с рождением и воспитанием детей, в том числе увеличения размера пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
• усиления адресности оказания социальной помощи;
• внедрения новых социальных технологий, расширения перечня и повышения доступности социальных услуг;
• создания условий для трудовой и социальной реабилитации инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития;
• улучшения условий проживания граждан в стационарных учреяедениях социального обслуживания (создание домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе).
Совершенствование механизма государственной адресной социальной помощи будет нацелено на обеспечение четкости и прозрачности функционирования, дебюрократизации административных процедур, рационального расходования бюджетных средств. Формирование единой системы поддержки малообеспеченных категорий граждан, включение в систему ГАСП пособий на детей старше трех лет и бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, назначаемых с учетом доходов семьи, упростит процедуру получения социальной помощи, повысит ее доступность и значимость.
Дальнейшее развитие получит система социального обслуживания населения, предоставляющая широкий спектр социальных услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, прежде всего тем, кто в повседневной жизни не может обходиться без посторонней помощи. В целях повышения качества жизни, трудовой и социальной реабилитации инвалидов предусматривается создание безбарьерной среды их жизнедеятельности. Будет расширен перечень учреждений (специальностей), обеспечивающих получение инвалидами профессионально-технического и высшего образования. Намечены меры по внедрению новых технологий и методик социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, расширению производства необходимых для них технических средств с использованием современного оборудования, комплектующих и материалов. Особое внимание будет уделено ветеранам войны, лицам, пострадавшим от последствий боевых действий, а также одиноким и одиноко проживающим людям, которые в силу объективных причин не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. Акцент будет сделан на усиление их социальной поддержки, дальнейшее развитие стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания. Планируется разработка правового механизма, регламентирующего взаимодействие государства с негосударственными коммерческими организациями при оказании социальных услуг в рамках государственного социального заказа.
На современном этапе приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства их достижения в области социальной политики и социальной сферы определены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 2015 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года.
Главная цель социальной политики — обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. В соответствии с поставленной целью приоритетными направлениями социальной политики являются:
• укрепление здоровья, увеличение рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
• обеспечение эффективной занятости населения, в том числе путем модернизации существующих и ввода новых высокопроизводительных рабочих мест;
• повышение реальной заработной платы как основного источника денежных доходов граждан, обеспечение ее более тесной увязки с конечными результатами производства и ростом производительности труда;
• формирование стабильной, финансовоустойчивой пенсионной системы, способной противостоять будущим демографическим изменениям;
• совершенствование социальной защиты населения за счет усиления адресности оказания социальной помощи, развития системы поддержки семей с детьми, повышения эффективности и доступности социального обслуживания;
• дальнейшее развитие интеллектуального и культурного потенциала нации.