Особенности развития современной мировой философии.Основные проблемы и направления

Современные философия характеризуется наличием различных школ Наиболее известны следующие: герменевтика, экзистенциализм, неопозитивизм, неофрейдизм, неотомизм, персонализм, прагматизм, структурализм м, феноменология, философская антропология, марксизм и др. Однако это отнюдь не означает ее космополитизации. Наоборот, современная философия приобрела общечеловеческого, планетарного характера. Дело в том что XX в - это время становления нового уровня целостности человечества, которое начинает активно определять себя как субъект общечеловеческой практики . ее ведущие школы получают статус мировых тенденций планетарности философской мысли новых тенденций планетарности философской мысли. Современная философия, как правило, отказывается от рационализма: становится на позиции иррационализма.Большинство современных философских систем имеет антропологический характер Они объединяются общей особенностью: наличием общего подхода к определению главной философской проблемы, а именно проблемы человека .

45. Категория «бытие», ее содержание. Основные формы бытия. Специфика бытия человека.

Бытие, как вневременное пребывающее начало, некая субстанциальная материя, в принципе не меняющаяся или меняющаяся во внешних свойствах, волнует философов, начиная с Древней Греции. В поисках абсолютного вечного бытия объединяет их усилия.Христианские философы усмотрели в бытие силу, создающую творящую из небытия весь мир. Категория бытия в философии приложима к глубинным уровням философского осмысления мира, материи, человека.Общественноисторический смысл этой категории человек осмысляет в минуты высочайшего напряжения духовных и нравственных сил (в минуты экстремальных ситуаций).Философское понимание бытия несет в себе смысл вечности мира и существование в нем отдельных вещей.Философия изучает всеобщие законы, стороны объектов реальности,универсальные принципы осмысления всего наличествующего в этом мире.Наличествование определяет целостность и единство всего существующего.Бытие всегда связано с осознанием всего окружающего.

Все категории в философии взаимосвязаны друг с другом и бытие

автоматически предполагает наличествование небытия.Категория бытия отражает нечто, что осуществляется в качестве многообразия конкурирующих и приходящих ситуаций. Небытие, как и бытие неповторимо, ибо время необратимо. Нечто, которое присутствует в бытие неустойчиво. Выражением неустойчивости является становление, развитие, борьба противоположностей, как моменты складывающейся системы. Развитие соотносится с его интенсивностью, и чем бытие интенсивней, тем оно более хрупко.Бытие существует в следующих формах:Бытие вещей (относительно к природным примерам, явлениям и предметам второй природы). Реальность бытия вещей объективная. Она является первичной. Явления второй природы зависят от бытия первой природы. Явления второй природы социально-экономические, связанные с пространством и временем человеческого существования. Бытие человека. Человек, как биологическое существо представляет собой вещь в мире биологических вещей и он подвластен в нем принципам биологической жизни и силам природы. Но человек уникален, так как обладает духом мышления, что обуславливает другую сущность человека по сравнению с животным и вещами. Специфика человеческого бытия состоит в том, что люди способны влиять на мир и самих себя. Сознание и духовность– высший тип бытия. Бытие духовное включает в себя, с одной стороны,индивидуализированное, с другой стороны объективированное духовное, что составляет духовное как целостное бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний, транспонирование в индивидуальные или социальные формы. Индивидуальное духовное – невидимый, необратимый поток побуждений, впечатлений, переживаний.Особенность бытия человека – то, что оно отягощено сознанием собственной смертности, что создает, с одной стороны, неустойчивость, с другой стороны – бесконечность общего бытия, создавая противоречия между быть или не быть. На этом противоречии возникает религия. Человек в стремлении сделать бытие более устойчивым зацепляется за бытие чужое и порождает, таким образом, такой феномен, как любовь.В 20 веке стала проблема не в бытие, а в философском плане. Для философов получается дихотомия (существование не существующего).Небытие не только не существует, но и первично и абсолютно. Бытие не относительно и вторично по отношению к небытию. Небытие абсолют бытия в той мере, в какой субстанция абсолют своих состояний. Обосновать это исходя из посылки: коль скоро время не динамично, а существующее свойство небытия, коль скоро все приходящее то небытие абсолютно, а бытие относительно. Категория бытия, таким образом, имеет право на существование как категория бытия, но абсолютность и относительность небытия характеризует единство этих философских понятий. Абсолютность небытия характеризуется полной памятью и весь трагизм человека в том, что он не осознает свое небытие и тем самым отягощает состояние небытия своего духа и связи с диалектическим воображением, что формирует конкретный образ небытия для любых индивидов. Преодолеть чувство смертности человек может благодаря своей воле, но если только человек свое бытие связывает с существованием, то он превращается в раба своего небытия. Это подчеркивает и Гегель.Базой состояния хозяина над небытием является духовное равновесие.Его потеря делает страдальцем (страх перед небытием, который в экстремальных ситуациях способен порождать гениальные поступки и решения).


Наши рекомендации