Основы экономического анализа деятельности аптечной организации

Основы экономического анализа деятельности аптечной организации

Экономический анализ как функция системы управления

Систему управления любой организации можно рассматривать как совокупность следующих функций:

- планирование;

- учет;

- экономический анализ;

- принятие управленческих решений.

Связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений является экономический анализ.

Экономический анализ – это наука, изучающая взаимосвязь экономических процессов, их чувствительность к изменению факторов внешней и внутренней среды, управленческим воздействиям и выявляющая неиспользованные внутренние резервы для повышения экономической эффективности деятельности любой организации.

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы организаций, а также причинно-следственные связи образования и изменения результатов деятельности.

Объекты экономического анализа – экономические результаты хозяйственной деятельности организации (например, для аптечной организации: объем рецептуры, товарооборот, издержки обращения и др.)

Объектами анализа могут быть все стороны деятельности: производственная, торговая, финансовая, снабженческо-сбытовая, заготовительная, информационная, маркетинговая, управленческая, или только отдельные из них.

Цель экономического анализа – изучить хозяйственные процессы за отчетный период, сравнить достигнутые результаты с плановыми показателями, с данными за прошлые периоды, с показателями других организаций, определить влияние разнообразных факторов и дальнейшие перспективы развития, выявить резервы повышения эффективности деятельности, а также подготовить информацию для дальнейшего планирования.

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности дает возможность быстро выявить недостатки в работе, причины их возникновения и оперативно принять меры по исправлению недостатков и достижению лучших результатов. При проведении анализа необходимо вскрывать всякого рода искажения учетно-отчетных данных, проявления бесхозяйственности, расточительства, способствовать сохранности имущества, повышению рентабельности.

Экономический анализ связан с рядом экономических и других дисциплин. Так теоретической основой экономического анализа является экономическая теория, изучающая объективно действующие законы рыночных отношений и содержание следующих экономических категорий: хозрасчет, себестоимость, цена, издержки обращения и т.д. Экономический анализ тесно связан с бухгалтерским учетом, аудитом, финансовым менеджментом, статистикой, планированием и управлением, математикой и др. Таким образом, экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась путем объединения отдельных элементов целого ряда наук.

Виды экономического анализа

Экономический анализ можно классифицировать по различным признакам.

1). В зависимости от уровня экономической формации различают:

- общетеоретический экономический анализ (изучает экономические явления на макроуровне – уровне мировой и национальной экономики и отдельных ее отраслей);

- конкретно-экономический анализ (изучает явления на микроуровне – уровне отдельных субъектов хозяйствования).

2). По степени охвата изучаемых объектов (в зависимости от объема и глубины анализируемых показателей) экономический анализ может быть:

- полный (сплошной), охватывает все стадии хозяйственно-финансовой деятельности

- частичный (выборочный), при котором анализу подвергаются отдельные показатели или стороны деятельности.

3). По отраслевому признаку различают:

- отраслевой -учитывает специфику деятельности отдельных отраслей

- межотраслевой - является теоретической и методологической основой анализа для любой отрасли.

Основы экономического анализа деятельности аптечной организации - student2.ru
4). По содержанию процесса управления:

- предварительный (перспективный) –необходим для обоснования планов и управленческих решений. Перспективный анализ в зависимости от времени делится на краткосрочный и долгосрочный.

- последующий (ретроспективный) -используют для диагностики состояния и контроля за выполнением принятых планов (текущий)

Ретроспективный анализ является основой перспективного анализа.

Ретроспективный анализ делится на:

- оперативный – проводится сразу после хозяйственной операции. Его цель – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

- итоговый– проводится за отчетный период.

Кроме этого экономический анализ может быть:

5). По периодичности проведения: периодический и разовый.

6). По объектам управления:

- финансовый

- управленческий

- логистический

- производственный

- социально-экономический и др.

7). По субъектам анализа:

- внутренний- непосредственно на предприятии

- внешний -проводится органами хозяйственного управления и другими контролирующими органами.

Й этап – подготовительный.

Составление плана работы, отбор и подготовка материалов для экономического анализа. Определение предварительных результатов работы по основным показателям (товарооборот, рецептура, издержки обращения и др.) (предварительная ориентировка)

Й этап – последующий.

На втором этапе анализ углубляется, детализируется. Для аналитической обработки показателей используются различные рабочие приемы анализа (группировка, сравнение, цепная подстановка). Выявляются тенденции и закономерности.

Й этап – заключительный.

Обобщение результатов, формулировка соответствующих выводов и предложений, мероприятий по устранению выявленных недочетов, составление докладной записки.

Особенности экономики аптек

При экономическом анализе и планировании деятельности аптечной организации необходимо учитывать следующие особенности:

1. Хозяйственный расчет аптеки строят, в основном, исходя из торговых функций.

2. Реализация лекарственных средств имеет социальную значимость, состоящую в охране здоровья населения.

3. Спрос на лекарственные средства зависит от состояния здоровья населения и, в большинстве своем, определяется врачом.

4. В аптеках должны быть лекарственные средства обязательного ассортимента, а также пользующиеся ограниченным спросом: сыворотки, вакцины и т.п. Это отличает аптеки от предприятий торговли.

5. Аптеки, особенно выполняющие производственные функции, имеют высокий уровень издержек обращения.

Предварительная ориентировка

Это начальный этап анализа. На данном этапе возможно округление отдельных показателей, группировка однородных данных в сводные таблицы, исчисление средних и относительных величин. После предварительного сравнения плановых и отчетных данных можно сделать предварительные выводы о выполнении плановых заданий по основным показателям и определить наиболее уязвимые места в выполнении производственных планов. Предварительная ориентировка способствует более целенаправленному проведению исследования в дальнейшем, определив, на какие моменты в работе организации следует обратить больше внимания. Предварительная ориентировка в итогах работы организации должна охватывать все важнейшие показатели: товарооборот, рецептуру, фонд заработной платы, среднесписочную численность аптечных работников, уровень рентабельности.

Относительные величины получают путем деления абсолютных величин, относящихся к различным периодам времени. Полученный результат может быть выражен в виде коэффициента или процентов. Относительные величины используются чаще, чем абсолютные, так как выражают степень выполнения того или иного показателя, позволяют сравнивать результаты работы различных организаций.

К относительным величинам относят темпы роста –отношение показателя данного периода к предыдущему, выраженное в процентах. Темпы роста могут быть базисные, если все показатели исчисляют к уровню одного периода (начальному или базисному) и цепные, когда показатель каждого последующего периода соотносят с предыдущим. Например, в нашем случае:

Определение темпов прироста

Год Объем т/о, млн. Абсолютный прирост т/о, млн. Темпы прироста, %
19,52 - -
21,31 21,31 – 19,52 = 1,79 (1,79 : 19,52) х 100 = 9,1
23,50 23,5 – 21,31 = 2,19 (2,19 : 21,31) х 100 = 10,2
23,85 23,85 – 23,50 = 0,35 (0,35 : 23,50) х 100 = 1,4
25,79 25,79 – 23,85 = 1,94 (1,94 : 23,85) х 100 = 8,1
Средний темп прироста,% = (9,1 + 10,2 + 1,4 + 8,1) : 4 = 7,2

Таким образом, темпы прироста показывают на сколько изменился изучаемый показатель.

Часто при экономическом анализе возникает необходимость вычисления средних величин. Средняя величина является обобщающей характеристикой совокупности однородных явлений и процессов. Например, необходимо рассчитать среднюю стоимость одной лекарственной формы, среднюю производительность труда работников и т.д. Различают средние арифметические, геометрические и гармонические. Чаще в анализе применяется средняя арифметическая.

Прием сравнения –занимает одно из основных мест в экономическом анализе. Этот прием может использоваться по следующим направлениям:

- сравнение отчетных данных с плановыми, что позволяет дать всестороннюю оценку выполнения плановых заданий. Выявленные отклонения от плана являются объектами дальнейшего анализа.

- сравнение отчетных данных с данными соответствующих прошлых отчетных периодов. Это более сложный элемент сравнения, так как требует дополнительной корректировки сравниваемых показателей из-за изменения оптовых и розничных цен, т.е. приведения их в сопоставимый вид. В результате такого сравнения выявляется динамика развития изучаемых показателей, необходимая для дальнейшего планирования.

- сравнение отчетных показателей работы одной организации с данными наиболее передовых организаций.Цель такого приема сравнения – повышение экономической эффективности, распространение передового опыта работы организаций.

- сравнение показателей работы организации со средними статистическими данными по району, области, республике, что позволяет определить передовые и отстающие организации.

Прием группировки –прием анализа, при котором группируются тождественные плановые и отчетные показатели. В отдельной аптеке применение метода ограничено, а на уровне ЦРА, ТПУП «Фармация» анализируют выполнение плана по важнейшим показателям: товарообороту, рецептуре, прибыли, издержкам обращения и т.д. Обязательным условием способа группировки является однородность и экономическая обоснованность всех группировок.

Прием цепной подстановки –используют, если необходимо изучить влияние отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Прием можно использовать только в том случае, если зависимость между изучаемыми факторами и явлениями носит строго математический характер, т.е. выражена в виде прямой или обратной связи. В таких случаях показатели должны быть изображены в форме алгебраической суммы, произведенияили частного от деления одних показателей на другие. Сущность приема цепной подстановки состоит в том, что из всей массы факторов, действующих на изучаемую совокупность, выделяют основные, обусловливающие отклонения от плана. если откланения от плана зависят от двух и более факторов, то их влияние устанавливается в определенной строгой последовательности, так как ее произвольное изменение может свести данные анализа к недостоверному результату. В первую очередь в анализе общепринято установить влияние количественных, а затем качественных показателей. Поэтому прежде чем приступить к определению степени влияния соответствующих факторов на изучаемый показатель, необходимо:

а) четко представить взаимосвязь между изучаемыми показателями;

б) установить количественные и качественные показатели;

в) правильно определить последовательность подстановки, когда одновременно изучается влияние нескольких количественных и качественных показателей.

Следует иметь в виду, что на совокупный экономический показатель отдельные факторы могут оказывать влияние не только в разной степени, но и в различных направлениях.

Использование приема цепных подстановок предусматривает составление разработочных таблиц, по даннным которых и определяются все необходимые показатели. Например, проанализируем выполнение аптекой плана по стационарной рецептуре:

Выполнение аптекой плана по стационарной рецептуре

Показатели По плану Фактически Отклонение Процент выполнения
Оборот по рецептуре, млн.руб. 25,0 21,0 - 4,0 84,0
Средняя стоимость рецепта, тыс.руб. 2,5 3,23 + 0,73 129,2
Кол-во рецептов, ед. 10 000 - 3500 65,0

По данным таблицы можно предположить, что невыполнение плана по рецептуре связано со снижением оборота по стационарной рецептуре (на 4 млн.) и увеличением средней стоимости одной ЛФ (на 0,73 тыс. руб.). Чтобы определить степень влияния каждого из этих факторов в отдельности, сделаем перерасчет плановых заданий и получим скорректированный (условный) показатель. При пересчете соответствующий плановый элемент расчетной формулы заменим на фактический элемент в той же формуле и установим цепную связь исследуемых факторов:

1) плановый объем рецептуры: 25,0 млн. : 2,5 тыс. руб. = 10 000 рецептов;

2) условный объем рецептуры: 25,0 млн. : 3,23 тыс. руб. = 7740 рецептов;

3) фактический объем рецептуры: 21 млн. : 3,23 тыс. руб. = 6500 рецептов.

Если теперь попарно сравнить ряды (первый со вторым, второй с третьим), то можно заметить, что в каждой паре рядов один расчетный элемент постоянный, а другой – переменный. Образующаяся за счет переменного фактора разница и указывает на степень его влияния.

Из данных таблицы видно, что невыполнение плана по рецептуре вызвано следующими причинами:

а) увеличение средней стоимости одной ЛФ уменьшило объем рецептуры на (10 000 - 7740) = 2260 рецептов;

б) снижение объема товарооборота по стационарной рецептуре уменьшило ее объем на (7740 – 6500) = 1240 рецептов.

Суммарное влияние этих факторов равно 3500 рецептов, т.е. сумме отклонения фактического объема рецептуры от запланированного.

Таким образом, способ цепной подстановки состоит в последовательной замене плановой величины каждого фактора фактической его величиной. Все остальные показатели при этом считаются неизменными.

Прием балансовой увязки –позволяет выявить соотношение между наличием и поступлением товаров с их реализацией и остатками, используя формулу товарного баланса:

Он. + П = Р + В + Ок.,

где Он. – остаток товаров на начало изучаемого периода;

П – поступление товаров за этот период;

Р – объем реализации товаров;

В – выбытие товаров, не связанное с реализацией;

Ок. – остоток товаров на конец изучаемого периода.

Из этого равенства можно определить любой из показателей.

Он = Р + В + Ок – П П = Р + В + Ок - Он Р = Он + П – В - Ок

В = Он + П – Р - Ок Ок = Он + П – Р - В

Экономико-математические методы анализа.

Графический метод предусматривает геометрическое отображение функциональной зависимости. Этот метод находит довольно широкое применение в статистике и экономическом анализе. В экономическом анализе наиболее широко распространены диаграммы сравнения, которые используются для сравнения отчетных показателей с плановыми, о показателями лучших учреждений и т, д. Для наглядного, изображения динамики экономических явлений применяются диаграммы временных рядов. В анализе находят применение и другие виды графиков: кривые распределения, статистические картограммы и т.д. Для построения многих графиков используется система осей координат (например, для определения зависимости уровня издержек обращения от объема товарооборота).

Метод корреляционного анализа используется для выявления тесноты связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости. Непременными условиями корреляционного анализа являются обеспечение репрезентативности статистических данных и обоснованность применения к изучаемому явлению соответствующей вероятной схемы, т.е. выбор уравнения соответствующей кривой - параболы, гиперболы и др. Теснота связи между изучаемыми явлениями при прямолинейной зависимости измеряется коэффициентом корреляции, а при криволинейной зависимости - корреляционным отношением. Теснота связи, коэффициент корреляции и корреляционное отношение выражаются числами от 0 до 1. Если корреляционное отношение равно 0, то связь между изучаемыми экономическими данными отсутствует, а если отношение равно 1, то связь полная, т, в. функциональная. Чем ближе корреляционное отношение к 1, тем теснее связь между анализируемыми явлениями.

Метод линейного программирования основан на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональная. Линейное программирование можно применить только в тех случаях, когда изучаемые переменные величины и факторы имеют математическую определенность и количественную ограниченность. Экономические задачи, решаемые с помощью линейного программирования, отличаются альтернативностью решения и определенными ограничивающими условиями. Решить такую задачу - значит выбрать из всех допустимо возможных вариантов оптимальный. В аптечной системе методом линейного программирования можно решать задачи, связанные о рациональным размещением сельской аптечной сети с формированием оптимальных зон лекарственного обслуживания в сельской местности с распределением товарных фондов и прикреплением ОПП к заводам-поставщикам и т.д. Однако, большое количество расчетных действий, вызываемых многообразием факторов и их возможных комбинаций, требует обязательного применения счетно-вычислительной техники, в связи с чем область применения линейного программирования остается ограниченной.

Теория массового обслуживания и математическая теория игр являются довольно сложными методами количественной оценки процессов массового обслуживания, оценки наивыгоднейших производственных решений и разработки системы хозяйственных экспериментов. В аптечной системе эти методы пока не нашли применения, хотя теория массового обслуживания представляет значительный интерес для разработки оптимальных вариантов организации торговли медицинскими товарами и снабжения ими лечебных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Русак, Е.Г. Экономический анализ / Е.Г. Русак. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 92 с.

2. Гацан, В.В. Менеджмент фармацевтического предприятия / В.В. Гацан. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.

3. Гореньков, В.Ф. Экономика фармации / В.Ф. Гореньков. – Минск: Выш. шк., 1982. – 302 с.

Основы экономического анализа деятельности аптечной организации

Наши рекомендации