Реструктуризация организационно-правового устройства предприятий и ее влияние на качество хозяйствования

По своей сути термин «реструктуризация»означает измене­ние (рационализацию) производственной, организационной, со­циальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятий в целях сохранения или восстановления их платежеспособнос­ти, рентабельной работы и повышения конкурентоспособности. В таком своем качестве реструктуризация вполне справедливо рассматривается как инструмент финансового оздоровления от­дельных предприятий и экономики всего государства.

В переходный период наибольшее распространение получи­ла реструктуризация организационно-правовых форм хозяй­ствования предприятий. В начале экономических реформ имен­но это мероприятие позволило без дополнительных капиталь­ных вложений и в короткие сроки изменить статус многих предприятий, условия их функционирования и финансирова­ния. Эти перемены повлекли за собой включение у работников трансформируемых организаций новых мотиваций к более эф­фективному, рациональному, экономному хозяйствованию.

Основные трансформационные процессы в сфере организа­ционно-правового устройства предприятий в Республике Бела­русь сводятся преимущественно к развитию крупных корпора­тивных формирований.

Требования к эффективности производства, конкурентоспо­собности производимой продукции постоянно повышаются. Чтобы им соответствовать, необходимо объединять технологи­ческие, финансовые и материальные усилия нескольких пред­приятий. Именно интеграцияобеспечивает предприятиям вы­годы и преимущества: увеличение объемов производства про­дукции; суммирование накопленного опыта; снижение затрат на развитие; усиление позиций на рынке товаров; доступ к тех­нологиям и патентам участников объединения и т.д.

Из всех известных видов интеграционных формирований в Республике Беларусь наибольшее распространение получили концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, пред­приятия с иностранными инвестициями. Трансформационные процессы, завершившиеся созданием таких формирований, в наибольшей степени оправдали себя и проиллюстрировали возможности реструктуризации как инструмента финансового оздоровления национальной экономики.

♦ Концерн— это крупное объединение предприятий, осу­ществляющих совместную деятельность на основе доброволь­ной централизации функций научно-технического и производ­ственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэко­номической и другой деятельности. Структура концерна пред­ставляет собой единый хозяйственный комплекс с централизо­ванной системой управления. Централизация достигается воз­ложением функций управления: а) на обособленный аппарат управления; б) на головную организацию, вокруг которой осу­ществляется кооперация.

Концерн обеспечивает защиту прав и интересов всех участ­ников в отношениях с партнерами по бизнесу, институтами фи­нансовой системы государства и органами власти. В задачу кон­церна входит также создание благоприятных условий для эф­фективной инвестиционной, финансовой, внешнеэкономичес­кой деятельности своих субъектов.

В современных условиях хозяйствования концерны чаще всего приходят на смену ранее действовавшим министерствам и ведомствам. В отдельных случаях (по решению участников) концерн может входить в систему действующего министерства или ведомства, и тогда отношения между сторонами строятся на договорной основе.

Внутренние взаимоотношения в концерне также обусловле­ны взаимными договорами, а не иерархической подчиненно­стью. Благодаря этому все участники сохраняют свою экономи­ческую и юридическую самостоятельность. Субъекты хозяй­ствования, входящие в концерн, формируют свои доходы и прибыль, определяют направления их использования. Они вы­страивают спектр финансовых отношений со всеми института­ми финансовой системы государства и выступают в роли нало­гоплательщиков, заемщиков, страхователей и т.п.

Предприятия — участники концерна самостоятельно опре­деляют свои цели, задачи и приоритетные направления финан­сирования. Однако следует отметить, что формулировка их це­лей, организация финансовых отношений и финансовых пото­ков осуществляются в контексте финансовой стратегии и так­тики всего концерна.

Чтобы финансово обеспечить решение стратегических и так­тических задач концерна, в его границах создаются консолиди­рованные финансовые потоки как результат дополнительных распределительных отношений между участниками концерна. Благодаря этому часть доходов предприятий — участников концерна аккумулируется в головной организации или обособленном аппарате управления. Данные финансовые ресурсы подлежат дальнейшему перераспределению в границах концер­на для финансирования приоритетных направлений его разви­тия, оказания финансовой поддержки отдельным подразделе­ниям и участникам. За счет консолидированных источников концерн может создавать учреждения, фирмы, центры, служ­бы по оказанию коммерческих, научно-исследовательских, про­ектных, информационных и иных услуг своим участникам.

В Республике Беларусь наибольшую известность получили следующие концерны: Белтопгаз, Белэнерго, Беллегпром, Беллесбумпром, Белнефтехим, Белгоспищепром, Белбиофарм, Белресурсы, Белместпром, Белмелиоводхоз. Сфера деятельности каждого из них связана с функционированием определенной подотрасли промышленности.

Так, Беллегпром — Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности — был создан в 1992 г. на базе Минис­терства легкой промышленности Республики Беларусь. В его состав входят 104 субъ­екта хозяйствования, представляющих текстильную, трикотажную, швейную, ко­жевенную, обувную и меховую отрасли легкой промышленности. Среди участников такие известные в Республике Беларусь предприятия, как брестский чулочный ком­бинат, барановичское производственное объединение «Камволь», гомельское обув­ное предприятие «Труд», акционерное общество «Витебские ковры» и др.

Продукция Беллегпрома — это хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные ткани, пряжа, ковры, швейные, трикотажные, чулочно-носочные изделия, искусственные меха и т.п. В общем объеме продукции легкой промышленности Бе­ларуси более 80 % приходится на долю данного концерна. Около 90 % всех тканей в республике, свыше 70 % обуви, 100 % кожевенных товаров производят его предпри­ятия. Значительная часть продукции (около 46 %) поставляется на экспорт. В струк­туре Беллегпрома организован Республиканский торговый дом «Легпром», который насчитывает более 160 магазинов, 400 торговых секций, 22 торговых представи­тельства за рубежом.

При высоком уровне хозяйственной и финансовой самостоятельности каждого предприятия, входящего в концерн, все они функционируют в тесном взаимодей­ствии. Интеграция является основой, на которой строится финансовое благополучие концерна в целом и любого его участника в отдельности. За счет консолидирован­ных финансовых ресурсов Беллегпром финансирует различные инновационные про­екты, осуществляет модернизацию материально-технической базы своих предприя­тий, координирует научные, технологические, экономические и маркетинговые ис­следования, поддерживает сотрудничество с ведущими европейскими дизайнерски­ми компаниями.

♦ Холдинги— это специфические объединения предприя­тий, являющиеся звеньями технологической или более высокой по уровню развития бизнес-вертикали, объективно возни­кающей при осуществлении предпринимательской деятельнос­ти. Основное предназначение холдинга — концентрировать ка­питал и за счет его централизации направлять деятельность всей вертикали и каждого ее звена в отдельности, добиваясь оптимизации прибыли.

Холдинговая система основана на акционировании и, в част­ности, концентрации в одних руках контрольного пакета ак­ций предприятий и фирм, входящих в объединение. Контроль­ный пакет акций и является тем инструментом, который позво­ляет холдингу реализовать на практике свое целевое предназ­начение. В итоге без прямого слияния капиталов предприятий осуществляется их функциональное взаимодействие. В зависи­мости от формы собственности держателя контрольного пакета акций холдинги делятся на частные и государственные.

Эффект кооперации, в полную силу эксплуатируемый в хол­динговой системе, позволяет реализовать цели, труднодости­жимые для отдельно взятого субъекта. Речь идет о создании бо­лее рациональной производственной структуры фирм и компа­ний, внедрении и применении перспективных технологий, опе­ративном использовании благоприятно складывающейся ры­ночной конъюнктуры, осуществлении в значительных объемах капитальных вложений, организации новых внешнеэкономи­ческих связей, обеспечении приемлемого режима кредитова­ния и т.п.

Благодаря руководству из единого центра холдинговая сис­тема позволяет принимать стратегические решения для ряда предприятий, значительно отличающихся по интересам и сфе­рам деятельности.

В реальной жизни холдинги используются как: а) инстру­мент объединения имущества и капитала предприятий (про­изводственные холдинги); б) способ управления активами раз­личных предприятий и фирм (финансовые холдинги).

Производственные холдинги — это результат объединения предприятий в границах технологической вертикали. Их созда­ние наиболее оправданно в производствах с длительным про­изводственным циклом и высоким уровнем кооперации. Все предприятия, организации, учреждения, задействованные в производстве конечной продукции, находятся в единой техно­логической цепочке. Наличие общей цели деятельности — про­изводство конечной продукции — требует объединения усилий всех ее производителей.

Производственный холдинг обеспечивает технологическое и финансово-экономическое единство всех его участников и эф­фективно балансирует их интересы. Он позволяет устранить или минимизировать основную финансовую несправедливость всех технологических цепочек — высокую окупаемость затрат, прибыльность предприятий и отраслей, стоящих в конце техно­логической цепочки (сборка готовой продукции, торговля), на фоне хронической убыточности предприятий и производств, находящихся в самом ее начале (заготовка сырья, первичная обработка, создание полуфабрикатов).

В качестве головных предприятий-интеграторов, как прави­ло, выступают предприятия, осуществляющие сборку готовой продукции. Именно они являются центральным звеном общей технологической цепи и определяют финансовые результаты деятельности всего объединения.

В холдингах такого типа все участники интеграции продол­жают выполнять свои технологические функции, связанные с производством продукции, но практически полностью теряют хозяйственную и финансовую самостоятельность. В этом каче­стве производственные холдинги отличаются от концернов и являются разновидностью наиболее жестких форм внутриот­раслевой интеграции.

Идею производственного холдинга удобнее всего иллюстри­ровать на примере взаимодействия предприятий в границах любого народнохозяйственного комплекса государства: воен­но-промышленного, аграрно-промышленного и т.п. Все они построены по холдинговому типу и включают набор отраслей и организаций, обеспечивающих полный технологический цикл производства определенного вида продукции.

Например, аграрно-промышленный комплекс Республики Беларусь включает все отрасли, связанные с получением продуктов питания и доведением их до потре­бителей. При этом звеньями одной технологической цепочки являются:

• промышленные предприятия, которые производят тракторы, сельскохозяйственные машины, удобрения;

• сельскохозяйственные предприятия, производящие продукцию растениеводства и животноводства;

• агросервисные предприятия, отвечающие за техническое обслуживание и материальное обеспечение сельского хозяйства;

• заводы, комбинаты и другие предприятия перерабатывающей промышленности, выпускающие из сельскохозяйственного сырья конкретные виды продуктов питания — муку, крупу, сахар, сыры;

• торговые и заготовительные предприятия, обеспечивающие доведение продукции до потребителей.

Технологическое единство названных предприятий и производств делает воз­можным и целесообразным их объединение в структуру холдингового типа.

Следует отметить, что перспективы финансового оздоровле­ния важнейших хозяйственных комплексов Республики Бела­русь напрямую связаны с их реорганизацией, в частности по­средством создания на их основе структур холдингового типа.

Производственные холдинги могут иметь статус междуна­родных и объединять технологически родственные предприя­тия нескольких государств. Примером является международ­ный холдинг «Атлант-М» — одна из крупнейших автомобильных компаний в СНГ, специализирующаяся на продаже, гаран­тийном и сервисном обслуживании автомобилей, а также про­даже запасных частей к ним.

Холдинг «Атлант-М» объединяет три самых крупных рынка автомобилей в СНГ: России, Украины и Беларуси. Его деятельность связана с 12 автомобильными марками, отечественными и зарубежными. Холдинг имеет 31 самостоятельное отде­ление, 6 современных автоцентров, 8 официальных дилеров известных автомобиль­ных марок. В нашей стране наиболее известными предприятиями холдинга являют­ся «Атлант Моторс» —официальный дилер фирмы «Volkswagen» в Беларуси; «Сити-кар» — предприятие, осуществляющее автомобильные грузоперевозки; «Холпи» — официальный дилер фирмы «Mazda» в Беларуси; «Конел» — официальный дис­трибьютор смазочных материалов «Mobil»; «Траянда» — представитель россий­ского автомобилестроения и т.п.

«Атлант-М» — это полноценный холдинг, состоящий из самостоятельных под­разделений и головной организации. Все его отделения согласовывают финансовую стратегию и тактику с политикой холдинга в целом.

Финансовые (чистые) холдинги могут существовать в эко­номике с достаточно высоким уровнем развития рыночных ин­ститутов и, в частности, рынка ценных бумаг. По своей сути финансовый холдинг — это компания, владеющая пакетом ак­ций других компаний (предприятий, фирм) с целью управле­ния их деятельностью и контроля. Эффективное управление, как известно, обеспечивается контрольным пакетом акций. Од­нако кроме контрольных пакетов холдинги могут владеть пари­тетными (50 %) и неконтрольными пакетами акций, так назы­ваемыми пакетами участия в других обществах.

Финансовый (чистый) холдинг представляет собой, как пра­вило, головную компанию какой-либо значительной финансо­вой группировки, монополии, владеющую контрольным паке­том акций ее предприятий и специализирующуюся на управле­нии. При этом сама холдинговая компания такого вида не зани­мается непосредственно производством и реализацией продук­ции (работ, услуг).

Финансовый холдинг может иметь многоступенчатую струк­туру, состоящую из материнской и дочерних компаний. Мате­ринская холдинговая компания контролирует через систему участий (т.е. владение акциями) дочерние холдинги, являющи­еся, в свою очередь, держателями акций других фирм. Появле­ние чистых холдингов связано прежде всего с высоким уровнем развития акционерной собственности, позволяющим без пря­мого слияния капиталов компаний осуществлять их функцио­нальное взаимодействие.

Свой доход холдинговая компания получает в виде дивиден­дов на акции, держателем которых она выступает. В финансо­вом холдинге сохраняется конкуренция между членами, и в этом состоит главное его отличие от производственного холдин­га и концерна.

Холдинги позволяют относительно быстро формировать ре­альные институты рынка, ускоряют движение капитала в от­раслях. Кроме этого, они создают предпосылки для дальнейше­го углубления интеграционных процессов, способствуют выхо­ду на качественно иной уровень, связанный с функционирова­нием финансово-промышленных групп.

¨Финансово-промышленные группы (ФПГ)— это продукт более развитой формы интеграции предприятий, организаций, учреждений. В них объединены субъекты хозяйствования, относящиеся к разным отраслям экономики: промышленные, торговые и транспортные предприятия, банки, кредитные учреждения, страховые компании и т.п. ФПГ основываются на объективной технологической связи, пронизывающей различные отрасли по вертикали. Членов ФПГ объединяют общие интересы и единые экономические стимулы.

Концентрация капитала всех участников финансово-про­мышленной группы служит базой, на которой растет их финан­совый потенциал и проявляются основные преимущества.

Главными предпосылками создания ФПГ в государстве яв­ляются:

• исчерпанность внутриотраслевых инвестиционных возможностей предприятий и потребность в новой системе инвестирования;

• формирование торгового и банковского капитала, достаточного для ликвидации инвестиционного кризиса в национальной экономике;

• возрастание объемов финансовых активов различных внебанковских кредитно-финансовых учреждений и страховых компаний; возможность использовать последние в роли инвесторов.

Основной целью объединения независимых фирм, компаний, предприятий является необходимость привлечь в националь­ную экономику дополнительный капитал, необходимый для ос­воения новых технологий, повышения конкурентоспособности производимой продукции и выхода на мировые рынки.

В этой связи финансово-промышленные группы следует рас­сматривать как: а) корпоративные структуры, обеспечиваю­щие интеграцию финансового и промышленного капитала, которая позволяет осуществлять широкомасштабную инвести­ционную деятельность; б) новые организационно-хозяйствен­ные структуры, объединяющие предприятия той или иной

степени технологической сопряженности; в) предприниматель­ские объединения, целью создания которых является деятель­ность, направленная на извлечение прибыли.

Во главе финансово-промышленной группы стоит централь­ная компания — юридическое лицо, учрежденное всеми участ­никами договора с целью ведения дел ФПГ. Как правило, это инвестиционный институт, создающийся в форме хозяйствен­ного общества, ассоциации или союза, который выполняет сле­дующие функции:

• выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью группы;

• ведет консолидированный учет, отчетность и баланс ФПГ;

• выполняет в интересах участников отдельные финансовые операции.

Создание финансово-промышленных групп в Республике Беларусь явилось следствием рыночной трансформации нацио­нальной экономики и результатом совпадения интересов субъ­ектов хозяйствования и государства. Интерес субъектов хозяй­ствования (предприятий, банков, других кредитно-финансовых учреждений) заключался в стремлении упрочить свое финансо­вое состояние, имидж, место и роль в национальной экономике. Государство увидело в ФПГ возможность преодолеть негатив­ные тенденции в развитии национальной экономики, объеди­нив производственный, банковский и торговый капитал.

Общие подходы к образованию, государственной регистра­ции и функционированию белорусских ФПГ определил Закон Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах». Итак, формирование ФПГ начинается с заключения всеми по­тенциальными участниками договора о создании группы. В нем отражаются наименование ФПГ и цель ее создания, органы уп­равления и объемы их полномочий, порядок изменения состава группы, распределения прибыли и уплаты налогов, условия объединения активов и т.п.

Высшим органом управления ФПГ в Республике Беларусь является совет управляющих, в который входят представители всех участников группы. Для оперативного управления ФПГ, координации деятельности участники учреждают центральную компанию (или наделяют полномочиями одного из членов груп­пы, как правило, банк, который координирует все сферы дея­тельности ФПГ и управляет консолидированным капиталом).

Следует отметить, что далеко не каждое образование, в орга­низационной структуре которого есть банк, может быть отнесе­но к финансово-промышленной группе. Банк обязательно должен быть функционально включен в реализацию задач группы, а его кредитная политика — всецело подчинена ее экономичес­ким интересам. При этом счета всех участников должны нахо­диться именно в данном банке, а вклады на них — являться ос­новным источником банковских ресурсов и доходов.

Участники ФПГ сохраняют независимость, они самостоя­тельно действуют на внутреннем рынке, вступают в междуна­родные торговые сделки. Центральной компании передаются только функции стратегического управления инвестициями, финансами, производством и сбытом продукции.

Финансовые аспекты создания и функционирования ФПГ связаны с определением механизма объединения капитала участников, формированием и использованием прибыли, нало­гообложением ФПГ, установлением системы ответственности участников по обязательствам, осуществлением реорганизаци­онных и ликвидационных процедур.

Под прибылью ФПГ понимается консолидированная при­быль ее участников. При ведении сводного консолидированного баланса ФПГ прибыль отражается на балансе центральной ком­пании. Порядок и направления ее расходования определяются решением совета управляющих.

По обязательствам финансово-промышленной группы ее участники несут солидарную ответственность, что устанавли­вается договором о создании ФПГ. Если деятельность ФПГ пре­кращается в связи с истечением срока действия договора о ее со­здании, расторжением договора по решению всех ее участников или в результате обнаружения противоправности ее функцио­нирования, имущественные и хозяйственно-правовые вопросы решаются в соответствии с законодательством государства.

Существенное влияние на организацию финансов ФПГ, ка­чество финансовых отношений и финансовых потоков оказыва­ет государство. По решению Правительства Республики Бела­русь для поддержки ФПГ осуществляются следующие меро­приятия:

• участникам ФПГ предоставлено право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и начисления амортизационных отчислений;

• центральным компаниям ФПГ в доверительное управление переданы временно закрепленные за государством пакеты акций участников этих ФПГ;

• для привлечения различного рода инвестиций обеспечиваются государственные гарантии;

• для реализации проектов и программ ФПГ предоставляются инвестиционные государственные кредиты.

В результате объединения промышленного, банковского и торгового капитала в распоряжении ФПГ оказывается ми­ни-рынок капиталов, таким образом обеспечивается единство управления этим рынком и рынками труда и материальных ре­сурсов. Кругооборот капитала ФПГ приобретает специфичес­кие формы, резко меняются сроки его оборачиваемости, возрас­тают отдача и нормы приращения за счет увеличения и стаби­лизации объемов получаемой прибыли. Эти обстоятельства в конечном итоге и определяют более высокую финансовую ус­тойчивость ФПГ, возможность динамичного реагирования на изменения финансовых отношений и финансовых потоков в го­сударстве.

На постсоветском пространстве финансово-промышленные группы получили широкое распространение только в России. Они являются преобладающей формой хозяйствования в российском топливно-энергетическом и военном комплексах. Из­вестнейшие российские компании РАО «Газпром», «Лук’ойл», «ЕЭС России», «КБ имени Сухого» являются официальными финансово-промышленными группами.

В Республике Беларусь создание ФПГ сдерживается неразвитостью отечествен­ного фондового рынка. В то же время Беларусь наряду с Россией, Молдовой, Казах­станом, Литвой и Украиной активно задействована в международных ФПГ. Извест­на белорусско-российская компания «Славнефть»; белорусское ПО «Азот» участ­вует в РАО «Газпром», а белорусские МАЗ, БелАЗ, Минский завод колесных тяго-чей — в БелРосАвто.

В межгосударственной ФПГ «Аэрофин» среди 20 участников (17 предприятий и 3 кредитно-финансовых учреждения) 4 представляют нашу страну: Национальная авиакомпания «Белавиа», государственное предприятие «Аэропорт Гомельавиа», ЗАО «Авиакомпания Техавиасервис», государственное предприятие «Минскавиа».

В деятельности межгосударственной ФПГ «Нижегородские автомобили» участ­вуют борисовский «Автогидроусилитель» и ОАО «БАТЭ».

Участие белорусских предприятий в ФПГ приобщает их к мировому сообществу, способствует созданию в Республике Бе­ларусь условий и предпосылок для развития международной интеграции.

¨Совместные и иностранные предприятия — продукт международной межфирменной интеграции. Их использование существенно повышает потенциал корпоративных формирований, усиливает их позитивное воздействие на национальную экономику.

Развитие международной интеграции позволяет:

• производить, распределять, потреблять товары и услуги, используя материальными нематериальные активы, расположенные в различных частях мира;

• завоевывать мировые рынки, большая часть которых регулируется мировыми техническими стандартами и нормами;

• использовать наднациональные организационные структуры экономического содержания (ЕС, МВФ, ВТО и т.п.).

Основным финансовым инструментом международной ин­теграции являются иностранные инвестиции в национальную экономику. Очевидна выгода для национальной экономики. Интерес иностранного инвестора состоит в получении прибыли или достижении иных важных для него экономических, соци­альных, природоохранных эффектов.

Правовые основы привлечения иностранных инвестиций в экономику нашей страны определены Законом «Об иностран­ных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14.11.1991 г. № 1242-ХII с изменениями от 05.12.1997 г. № 99-3, который устанавливает две основные формы распространения иностранных инвестиций на ее территории: а) долевое участие иностранных партнеров в создании предприятий совместно с белорусскими юридическими лицами, ведущее к образованию совместных предприятий (СП); б) единоличное формирование иностранным инвестором капитала и имущества предприятия, в результате которого образуется иностранное предприятие (ИП).

Уставный фонд предприятий с иностранными инвестиция­ми (СП, ИП) определяется государством, принимающим инвес­тиции, и объявляется в долларах США. В Республике Беларусь минимальный размер иностранных инвестиций в уставный фонд совместного или иностранного предприятия эквивалентен 20 000 дол. США.

В основу создания совместного предприятия положены следующие правила:

1) каждый из партнеров вносит свой вклад в создание СП, отчего возникает собственность, находящаяся в совместном владении и управлении;

2) каждый из партнеров имеет право участвовать в прибылях СП пропорционально их вкладу в уставный фонд;

3) каждый из партнеров несет риски от совместной предпринимательской деятельности пропорционально вкладу в совместное имущество;

4) совместная работа рассчитана на продолжительное время и опирается на договорную основу и регулирование важнейших аспектов совместной деятельности.

При этом основными мотивами создания СП могут быть:

• ограничения или запрет на импорт в стране базирования совместного предприятия;

• стремление к минимизации риска по сравнению с созданием полностью иностранного предприятия;

• стремление иностранного инвестора заявить о себе на местном рынке товаров;

• получение конкурентных преимуществ благодаря соеди­нению представленных иностранным инвестором технических, маркетинговых, управленческих ноу-хау со знанием отечест­венным партнером местного рынка и его дешевой высококвали­фицированной рабочей силой.

В зависимости от организационно-правовой формы совмест­ные предприятия могут создаваться в виде ООО, ОДО, АО, ОАО. При группировке совместных предприятий по сферам деятель­ности среди них различают: сбытовые, производственные, на­учно-исследовательские и конструкторские.

Иностранное предприятие создается в национальной эко­номике исключительно за счет иностранного инвестора. Основ­ными его мотивами при организации производства за рубежом могут быть:

1) возможность экономить на затратах за счет использования местных производственных ресурсов, сырья, дешевой рабочей силы;

2) возрастающая конкуренция со стороны местных и зарубежных предприятий на рынке страны, сотрудничество с которой ранее осуществлялось в форме экспорта;

3) преимущества сбыта благодаря близости покупателей;

4) возможность для иностранного предприятия использовать различные налоговые и таможенные льготы, действующие в стране, принимающей иностранные инвестиции.

Иностранные предприятия специализируются, как прави­ло: а) на изготовлении отдельных деталей и комплектующих изделий; б) осуществлении монтажа деталей в готовые изде­лия; в) выполнении финансовых операций; г) переработке сырья и т.п. Согласно белорусскому законодательству предприятия с иностранными инвестициями могут вкладывать средства в сов­местные банки, страховые компании, другие кредитно-финан­совые учреждения, однако доля иностранного инвестора в ус­тавном фонде таких учреждений не может превышать 49 %.

Все предприятия с иностранными инвестициями (СП, ИП) должны пройти государственную регистрацию — таково обяза­тельное условие их законного функционирования. Объявлен­ный в учредительных документах уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года регистрации и в пол­ном объеме — до истечения двух лет со дня их государственной регистрации. Факт формирования уставного фонда СП или ИП подтверждается специальным свидетельством, выдаваемым за­регистрировавшим их органом.

Важнейшим финансовым аспектом эффективного функцио­нирования в национальной экономике совместных и иностран­ных предприятий является наличие в государстве, принимаю­щем иностранные инвестиции, определенных льгот и гарантий иностранным инвесторам.

В Республике Беларусь, например, предприятия с долей иностранного инвестора в уставном фонде более 30 % могут рас­считывать на следующие финансовые льготы:

• без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства;

• без лицензий импортировать продукцию для собственной хозяйственной деятельности;

• оставлять в своем распоряжении валютную выручку (за исключением суммы налоговых платежей из этой выручки);

• не уплачивать налог на прибыль в течение трех лет с момента объявления ими прибыли, включая первый прибыльный год.

Наряду с названными адресными льготами на предприятия с иностранными инвестициями распространяются многие дру­гие льготы, предусмотренные для отечественных предприятий.

К инструментам улучшения инвестиционного климата сле­дует отнести также получившее распространение в Беларуси правило о беспошлинном ввозе иностранным инвестором сырья и материалов, необходимых для формирования уставного фон­да совместного или иностранного предприятия.

Созданию и распространению совместных и иностранных предприятий способствуют гарантии, предусмотренные Пра­вительством Республики Беларусь:

• гарантии от принудительных отчуждений, которые исключают возможность национализации, реквизиции, изъятия, захвата, принудительной купли и иных действий, ведущих к лишению иностранного инвестора его права собственности и контроля в отношении его инвестиций, если это происходит не по приговору суда или по мотивам общественной необходимости (в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер). При этом государство уточняет, что инфляция, экономические нужды государства, дефицит государственного бюджета и его иностранный долг не считаются мотивами общественной необходимости;

• гарантии от незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, не допускающие вмешательство последних в хозяйственную и иную деятельность предприятия с иностранными инвестициями, за исключением случаев, обусловленных государственным контролем и надзором за деятель­ностью всех предприятий;

• гарантии по использованию доходов совместных и иност­ранных предприятий, дающие инвестору возможность после уплаты налогов свободно расходовать его доходы на цели инвес­тирования, реинвестирования, покупку товаров и валюты на внутреннем рынке Республики Беларусь, беспрепятственно пе­реводить доходы в валюте в страну происхождения инвестиций или в любую другую страну.

Таким образом, совершенно очевидно позитивное воздей­ствие реструктуризации организационно-правовых форм совре­менных предприятий на качество их хозяйствования и роль го­сударства в организации этих процессов.

Наши рекомендации