Реструктуризация предприятий

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует ее структурной перестройки, которая тесно взаимосвязана с реструктуризацией предприятий, особенно при их приватизации.

Реструктуризация — это структурная организация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Для этого необходимо обеспечить улучшение управления на предприятиях, стимулирование их деятельности для повышения эффективности производства, увеличения выпуска конкурентоспособной продукции, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов их деятельности.

Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности, без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация осуществляется в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной практике применяются различные варианты реструктуризации:

• реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;

• реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;

• реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Базисные условия и механизмы для проведения реструктуризации определены Указом Президента Республики Беларусь № 526 от 30 декабря 1995 г. «Об утверждении Программы разгосударствления и приватизации государственных объектов, находящихся в республиканской собственности на 1996 год», в постановлениях Правительства Республики Беларусь № 64 от 14 сентября 1994 г. «Об утверждении положения о порядке создания предприятия на базе структурного подразделения, выделяемого в процессе приватизации из состава действующего предприятия, находящегося в республиканской собственности», № 310 от 6 мая 1996 г. «О порядке создания открытых акционерных обществ в процессе приватизации государственной собственности».

Повышение эффективности проведения реструктуризации предусматривается Положением о холдингах, создаваемых в процессе приватизации (утвержденное Постановлением Совета Министров № 250 от 20 апреля 1993 г.).

Важнейшими задачами реструктуризации белорусских предприятий являются снижение энерго- и материалоемкости производств и уменьшение их зависимости от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Реструктуризацию важно проводить в процессе разгосударствления при преобразовании предприятия в открытое акционерное общество, что позволяет передать функции непосредственного управления субъектами хозяйствования от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью, в том числе посредством приватизации. При этом наиболее тщательно должны быть проработаны вопросы санации и банкротства во избежание социальной напряженности в обществе.

Банкротство и ликвидация неплатежеспособных предприятий не могут быть признаны в качестве массовой стратегии реструктуризации, так как на основе результатов деятельности прошлых лет нельзя судить о неплатежеспособности предприятий. Многие из них лишь неправильно управлялись или их руководству не хватало мотивации для улучшения деятельности предприятия. Последнее может стать рентабельным при обеспечении менеджеров и работников необходимым набором стимулов, тогда возрастет ликвидность активов, появится положительная стоимость предприятия. При ликвидации объекта хозяйствования эта потенциальная стоимость будет потеряна навсегда. Ликвидация нанесет урон не только предприятию и его работникам, но и кредиторам, и государству, которое несет затраты на устранение социальных последствий от сокращения рабочих мест.

Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.

В Республике Беларусь финансово-промышленные группы формируются на основе Указа Президента Республики Беларусь № 482 «О создании и деятельности в республике хозяйственных групп» (декабрь 1995 г.), Закона Республики Беларусь «О финансово-промышленных группах» (1999 г.).

На базе межправительственных соглашений с участием предприятий и организаций Российской Федерации и Республики Беларусь зарегистрированы МФПГ: «Гранит», «Белрусавто», «Межгосметиз», «Формат», «Электронные технологии», «Интерагроинвест», «Оборонительные системы».

Эффективность деятельности ФПГ обусловливается высоким экономическим потенциалом, заложенным в такого рода объединения. Это прежде всего интеграция промышленного и финансового (банковского) капиталов на экономической основе, что позволяет решать задачи их развития без ущерба для интересов каждого из партнеров. Результативность работы таких объединений напрямую зависит от правильно налаженных отношений, принятых корпоративных норм и правил.

Осуществление реструктуризации промышленных предприятий, в том числе на основе создания интегрированных объединений внутри страны и межгосударственных корпоративных структур, позволит активизировать процесс модернизации промышленного производства и обеспечит устойчивое его развитие.

Основным принципом реструктуризации предприятий должна быть рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Используемые при этом инструменты государственного воздействия следует ориентировать на поддержку инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционно-инновационную активность предприятий. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, проводить соответствующие институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Формирование программ модернизации производства и реструктуризации предприятий должно осуществляться на основе конкурсного отбора, а при их реализации следует использовать принцип совместного финансирования как за счет собственных средств предприятий, так и за счет республиканского и местных бюджетов, средств инновационных фондов соответствующих министерств и концернов.

Наши рекомендации