Совершенствование управления финансами
На современном этапе совершенствование управления финансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестройки органов управления финансами, совершенствования методов организации работы финансовых органов; б) развития автоматизированных систем управления финансами.
После распада СССР на многих предприятиях Беларуси были созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, финансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).
Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов.
Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем.
В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автоматизированных систем в управлении финансами.
Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.
Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.
В настоящее время актуальной задачей является автоматизация финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам.
Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера деятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректировку и осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, используя данные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.
АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой.
В управлении финансами большую роль играет финансовый менеджмент— специфическая система управления финансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, методы, инструменты, а также работников, принимающих управленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономического роста.
Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансовой системы и выступает важнейшей составной частью структуры управления в условиях рынка.
В экономической литературе финансовый менеджмент обычно рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.
С институциональной точки зрения финансовый менеджмент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С организационно-правовой точки зрения финансовый менеджмент — это вид предпринимательской деятельности. С функциональной точки зрения финансовый менеджмент — это система экономического управления и одновременно — часть финансового механизма. В системе экономического управления имеются две подсистемы — субъект и объект управления, связанные потоком информации (информационные связи).
Субъект управления — это управляющая подсистема, которую образует специальная группа людей, посредством различных форм управляющего воздействия обеспечивающая целенаправленное функционирование объекта. Субъектом управления может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.
Объект управления — это управляемая подсистема, представляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, источники финансовых ресурсов и финансовые отношения, возникающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.
Воздействие субъекта на объект управления составляет процесс управления; для его осуществления необходимо циркулирование определенной информации между субъектом и объектом управления.
Процесс управления финансами (независимо от его конкретного содержания) предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.
Различают информацию двух видов:
• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;
• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.
От субъекта к объекту управления поступает командная информация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).
Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:
1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации
Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, стимулирование и контроль.
Функциями объекта управления являются организация денежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвестиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.
Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финансового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с драгоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денежном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.
Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями, через него реализуются выбранные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:
• финансовую оценку проекта вложения капитала;
• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;
• поиск оптимального варианта вложения капитала;
• определение источников финансирования.
Все инвестиции осуществляются во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние фактора времени. Известно, что ценность денег со временем снижается, к тому же чем продолжительнее инвестиционный период, тем выше степень финансового риска.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено на обеспечение суммы наличных денег, достаточной для выполнения финансовых обязательств, а также на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.
Существуют три цели управления денежной наличностью:
• увеличение скорости поступления наличных денег;
• снижение скорости денежных выплат;
• обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.
Финансовый менеджмент как орган управления — это аппарат управления, часть руководства хозяйствующих субъектов. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция включает ряд подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия и т.д.), состав которых определяется высшим органом управления хозяйствующего субъекта.
Основными функциями финансовой дирекции являются следующие:
• определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;
• разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;
• определение инвестиционной политики;
• установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;
• разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;
• участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;
• осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;
• ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта и др.
В управлении финансовой деятельностью главной фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и в акционерных обществах создаются группы финансовых менеджеров с ведущим финансовым менеджером во главе. Обязанности финансового менеджера регламентируются должностной инструкцией, включающей и квалификационную характеристику данного работника.
Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности способствует тому, что управление финансовой сферой перестает быть чисто бюрократическим, административным актом, приобретая черты творческой деятельности, активно реагирующей на изменения, происходящие в окружающей среде. Финансовый менеджмент предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа, он открыт для нововведений (инноваций).
Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют профессиональные менеджеры и финансовые институты (например, холдинговые и трастовые компании). Его сущность схематически выражается в следующем обмене:
Деньги ß àУслуги финансового менеджмента ß à Деньги с приростом.
Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Здесь проявляются экономические отношения между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между стоимостью этих ресурсов и потребительской стоимостью. Функционирование финансового рынка создает основу для предпринимательства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.
Любое управление осуществляется с помощью ряда приемов, т.е. способов управляющего воздействия на объект управления, предназначенных для достижения конкретной цели в конкретной хозяйственной ситуации в конкретный срок.
В практике финансового менеджмента используются различные приемы управления финансами: перевод денежных средств, помещение капитала в банки с целью его прироста, получение дохода за счет спекулятивной сделки и др. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является управляющее воздействие денежных отношений на конкретный актив и денежный поток в целом.
Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования
Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике они тесно связаны между собой.
Финансовое планированиеследует рассматривать как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планирование — это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение требуемого объема финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и эффективное использование. Необходимость финансового планирования обусловлена относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.
Благодаря финансовому планированию можно свести к минимуму последствия влияния отрицательных внешних факторов, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы производства и продажи продукции и товаров, своевременно принять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств.
В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — рынок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или
иного периода времени. Финансовое планирование является также одним из инструментов регулирования финансового рынка, действующим в сфере экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов, — на валютном рынке, рынке ценных бумаг, денежном рынке (ссудных капиталов) и рынке золота.
В рыночной экономике особое значение приобретает внутрифирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование— это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Государственный орган управления, каждая организация выбирают свои цели и задачи, а также средства их достижения. Финансовое планирование — важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяйствования.
Основным назначением внутрифирменного финансового планирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективности выполняемых операций и ожидаемых итогов работы предприятия. Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Материалы финансового планирования субъектов хозяйствования используются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.
Содержание финансового планирования раскрывается в представлении данного понятия как процесса обоснования движения финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.
При финансовом планировании определяются движение денежных средств, опосредующее их финансовые отношения и различные стоимостные пропорции. Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непосредственно финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном распределительные и перераспределительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денежных средств, доходов и капитала. Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.
Посредством финансового планирования происходит конкретизация экономических и финансовых прогнозов, определяются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению поставленных задач.
Сказанное позволяет сделать следующие обобщения. Финансовое планирование следует рассматривать как целенаправленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйствования по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намечаемых затрат и положительных конечных результатов.
Финансовое планирование как субъективная деятельность людей только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, изучении исходной базы, результативности ранее проводившихся мероприятий и финансовых операций.
Исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня финансового планирования должны быть финансовые прогнозы.
Финансовое прогнозированиерассматривается в литературе с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прогнозом), как метод вероятного планирования (предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего) или как оценка наиболее вероятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожидаемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов).
Суть прогнозирования заключается в предвидении неопределенного будущего, в то время как планирование предполагает осуществление расчетов при определенных, заданных условиях.
Финансовый прогноз — это научная предпосылка управления финансами. Он отличается от простого предсказывания будущей ситуации тем, что базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если ... ?». Прогнозирование выступает органической частью бюджетных посланий президентов США, РФ и других стран. В России работу по финансовому прогнозированию выполняют Институт прогнозирования РАН, отдел сводного финансового прогнозирования Министерства экономики РФ, другие организации. В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь.
Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тенденций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной экономикой финансовый прогноз используется как метод реализации финансовой политики.
Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов.
В условиях рынка возрастает риск хозяйственных операций. Внешняя среда, в которой работают предприятия, меняется настолько быстро, что изменчивость становится неотъемлемым признаком действительности. Это требует корректировки финансовых задач и методов их решения. Роль прогнозирования очевидна — это необходимость разработки финансовых прогнозов на длительный срок.
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. В ходе финансового планирования конкретизируются и корректируются прогнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается последовательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.
Финансовое планирование следует рассматривать как первоначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. Он занимает важное место в системе мер стабилизации денежного хозяйства предприятий и государства в целом.
В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:
• принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;
• принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия. По отношению к финансам хозяйствующих субъектов этот принцип означает, что любые изменения в планах закупок, производства, маркетинга должны учитываться в финансовых планах путем корректировки соответствующих показателей;
• принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования. Ряд экономистов считают оптимальным составление пятилетних планов: первый год — текущий бюджетный; второй — год, на который формируется очередной бюджет государства; следующие три года — это собственно плановый период оптимального размера. Считается, что более короткий срок не позволяет определить перспективу, а более длительный — усиливает факторы неопределенности. Финансовое планирование является «скользящим»: финансовый план каждый год составляется заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Благодаря этому существует возможность быстро реагировать на изменение экономических условий.
Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифирменном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:
• принцип соотношения сроков («золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки. Именно поэтому инвестиции с длительными сроками окупаемости должны финансироваться в основном за счет долгосрочных заемных средств;
• принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств;
• принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций. Другими
словами, привлекать заемный капитал выгодно лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;
• принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);
• принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;
• принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;
• принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях, но не являются их пассивным выражением. В процессе обоснования финансовых заданий не просто производится пересчет натуральных показателей в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, осуществляются выбор рациональных форм мобилизации доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из целесообразности и конечных результатов.
В финансовом планировании и прогнозировании используются различные методы. Показатели финансовых планов могут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэффициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.
Расчетно-аналитический метод основан на анализе движения финансовых ресурсов за истекший период. Анализ производится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фактических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе данных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Его часто используют при определении плановой потребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.
Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В качестве коэффициентов используют темпы роста объемов производства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов и др.
Оба вышеуказанных метода дают приближенные результаты. Реальность финансовых расчетов повышается с применением нормативного метода планирования. В этом случае потребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными органами управления, другие — субъектами хозяйствования. Примерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчислений в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др. Достоинством нормативного метода планирования является простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую величину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако для широкого применения этого метода требуется мощная, экономически обоснованная нормативная база, создание которой затруднено частыми изменениями законодательных актов.
Метод оптимизации плановых решений предполагает составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.
Основным способом согласования отдельных разделов финансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С помощью балансового метода достигается некоторая синхронность в движении материальных и финансовых ресурсов, предупреждаются возможные диспропорции между расходами и поступлением денежных средств в определенные отрезки времени. Методы сбалансирования финансовых планов должны базироваться на рациональных формах движения финансовых ресурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.
Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов программно-целевого и экономико-математических моделей движения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обеспечения проекта, объема и структуры расходов по нему в разных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволяет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о выполнении предлагаемой программы, но и о конечных результатах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).
В финансовом планировании широко применяются современные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.
Реальность и обоснованность финансовых заданий отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.
Активное воздействие финансового планирования на результаты деятельности предприятий во многом зависит от соблюдения вышеназванных принципов при разработке финансовых планов и от используемых методов обоснования и взаимной увязки финансовых заданий.
7.2. Современная система финансовых планов
Результатом финансового планирования являются различные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.
Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду параметров.
По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близкие к прогнозам.
По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.
По способу разработки и исполнения: твердые планы (действительны на данный период и пересматриваются лишь в случае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватываемого прогнозом. Например, план на 2000—2005 гг. через год станет планом на 2001—2006 гг. и т.д.).
По географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являются индикативными и охватывают некоторые стратегические показатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внешняя торговля).
Внутри страны финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего подразделения (звена) финансовой системы. Так, например, органы государственной власти формируют бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме расчетного баланса доходов и расходов. Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а страховые компании, общественные объединения, кооперативные организации и банки — финансовые планы (бюджеты).
При разработке финансовых планов на государственном, региональном, отраслевом уровнях учитываются требования финансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.
По своей значимости и объемам перераспределяемых ресурсов государственный бюджет является важнейшим централизованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюджет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего продукта.
В Республике Беларусь в 2004 г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госимущества) в валовом внутреннем продукте предусматривалась в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов).
В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» бюджет страны определен как «основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц».
Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий период планируются в соответствии с программой экономического и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, рационального распределения и экономного использования бюджетных средств, сбалансированности бюджета, удержания дефицита бюджета в пределах законодательных норм, определения источников финансирования дефицита бюджета.
Финансовые планы целевых бюджетных фондов(Фонд социальной защиты населения, Государственный фонд содействия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расходов. Государство в законодательном порядке устанавливает источники и порядок формирования доходов и направления использования средств таких фондов.
Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом соответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.
Корпоративное (внутрифирменное)финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кредитной, политики государства.
В корпоративном (внутрифирменном) планировании существует определенная иерархия, отражающая различные плановые установки, уровень разработки и ширину охвата планированием. Так, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки даются им на длительный срок и действуют в масштабах всего предприятия. Проработка путей достижения стратегических целей и постановка задач перед отделами — дело среднего руководства. Сроки таких плановых заданий могут уточняться, сами планы содержат тактические подходы для выполнения поставленных задач. Конкретные процедуры и методы достижения целей находят отражение в детализированных планах подразделений предприятия и <