Финансовый менеджмент и финансовый механизм предприятия.
Эффективное формирование, размещение и использование финансовых ресурсов предприятий невозможны без грамотного управления финансами. В негосударственном секторе экономики эти процессы регулируются государством лишь косвенно — с помощью налоговых и денежно-кредитных методов. Государственные унитарные предприятия получают больше преференций и льгот, но они менее свободны в распоряжении имуществом, формировании и распределении доходов (прибыли).
Однако на любых предприятиях в современных условиях большая часть финансовых решений принимается персоналом самостоятельно. Рыночная среда и расширение финансовой самостоятельности предприятий привели к резкому повышению значимости их финансового менеджмента.
Финансовый менеджментпредставляет собой часть общего менеджмента на предприятии. Как наука финансовый менеджмент изучает методологию, принципы, способы, методику разработки и реализации финансовых решений. Он необходим во всех сферах хозяйственной деятельности и направлен на выполнение стратегических и тактических целей функционирования предприятия и его поведения на рынке.
Стратегические и тактические цели, как правило, индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Интересы предприятий в вопросах учетной политики, объемов реализации, регулирования размеров прибыли, выплаты дивидендов и в других сферах различаются.
Финансовый менеджмент предприятий в самом общем виде — это управление финансами. Как вид специфической управленческой деятельности он связан со следующими процессами: организацией финансовых отношений предприятий; формированием, использованием и оптимизацией финансовых ресурсов; формированием, размещением и функционированием капитала; формированием и использованием денежных доходов и фондов; организацией и анализом денежных потоков.
Финансовый менеджмент как система управления состоит из объекта и субъекта управления. Объектом управления является то, что составляет содержание финансов предприятий (денежные потоки, финансовые ресурсы, капитал, доходы, денежные фонды), субъектом управления — финансовые менеджеры. К уровню их подготовки и квалификации предъявляются высокие требования.
Цель финансового менеджмента состоит в принятии оптимальных финансовых решений по организации финансовых отношений и движению денежных потоков с учетом требований экономических законов.
Основные задачи финансового менеджмента предприятий следующие:
• избежание банкротства и крупных финансовых потерь;
• обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;
• увеличение прибыли и повышение рентабельности;
• закрепление на рынке или расширение сегмента рынка.
Финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм предприятия, включающий инструменты и методы, с помощью которых осуществляется управление финансовыми отношениями, денежными потоками, фондами денежных средств, капиталом предприятия.
Финансовый механизм предприятия— это система управления финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений, денежных потоков и фондов денежных средств предприятий в соответствии с требованиями экономических законов, на основе законодательных актов и нормативной базы государства, путем использования финансовых категорий и инструментов.
Как можно заметить, понятия «финансовый менеджмент» и «финансовый механизм» неразрывно связаны между собой. Они используются в управлении финансами на всех уровнях — государства, региона, предприятия. При этом на каждом уровне решаются свои задачи. Ведущая роль в достижении поставленных целей принадлежит финансовому менеджменту.
Располагая одинаковыми исходными элементами финансового механизма, конкретные предприятия в конкретной ситуации могут получать различные результаты. Объясняется это тем, что финансовый менеджмент индивидуален, он не имеет готовых ответов. Успех в организации и управлении финансами предприятия во многом зависит от умения использовать методы, приемы, способы решения финансовых вопросов, оценивать и анализировать хозяйственные ситуации, прогнозировать влияние внешних факторов, определять оптимальные размеры капитала и денежных фондов, минимизировать риски. Иначе говоря, жизнеспособность предприятия, его финансовое благополучие напрямую зависят от уровня финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент как научная система управления финансами требует соблюдения определенной технологии принятия и выполнения решения. Можно назвать следующие этапы:
• постановка цели, определение проблемы;
• разработка альтернативных решений;
• сопоставление альтернативных решений с избранными целями;
• выбор одного из решений по установленным критериям;
• контроль за выполнением принятого решения;
• оценка эффективности выполненного решения.
На организацию финансов предприятий оказывают влияние различные факторы: отраслевые особенности, организационно-правовая форма, размер предприятия, форма собственности. Они должны учитываться менеджментом при построении финансового механизма конкретного предприятия.
Основными элементами финансового механизма предприятий являются: финансовые отношения как объект финансового управления, финансовые методы, финансовые инструменты, правовое и информационное обеспечение финансового управления.
Финансовый метод можно определить как способ воздействия на хозяйственный процесс, включающий производственную (текущую), инвестиционную и финансовую деятельность. Финансовый метод отвечает на вопрос «Как воздействовать?».
В литературных источниках финансовыми методами называют планирование и прогнозирование, самофинансирование, инвестирование, кредитование, налогообложение, страхование, расчеты и др. Некоторые экономисты к ним относят финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование, финансовое регулирование, финансовый контроль.
Оба подхода правомерны, они дополняют друг друга.
В современной учебной литературе весьма неоднозначно трактуется понятие финансовых инструментов (финансовых рычагов).
Финансовые рычаги представляют собой приемы действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, арендная плата, процентные ставки, цена, формы расчетов, дивиденды, виды и формы кредита, санкции, льготы. Финансовый рычаг отвечает на вопрос «Чем воздействовать?». Можно согласиться с авторами, считающими, что в самом общем виде финансовым инструментом является любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение активов одной фирмы и финансовых обязательств — другой.
Предприятия в современных условиях самостоятельно строят свой финансовый механизм и осуществляют управление финансами, при этом оставаясь в рамках, установленных законодательными и нормативными актами государства. На эффективность финансового менеджмента и финансового механизма предприятия влияют квалификация специалистов финансовых служб (финансовых менеджеров) и те «правила игры», которые устанавливает государство. Иными словами, финансовый механизм, функционирующий в обществе на макроуровне, оказывает воздействие на финансовый механизм предприятий. Задачей государственного финансового механизма является обеспечение логической связи между общегосударственными и децентрализованными финансами с сохранением условий функционирования последних. В ходе становления рыночной экономики в Беларуси важно сочетать самостоятельность предприятий с государственным регулированием экономики и финансов.
Работа по управлению финансами предприятия осуществляется его финансовой службой. В отечественной практике еще не сложилась модель финансовой службы, приближенная к международным стандартам.
Функции финансового менеджера разнообразны, в частности:
• планирование, в том числе стратегическое и текущее финансовое планирование, составление различных финансовых планов, бюджетов и смет, налоговое планирование, учет факторов риска;
• участие в формировании ценовой политики, прогнозировании продаж, выборе учетной политики;
• формирование структуры капитала, расчет его цены, определение (и обеспечение) внутренних и внешних долго- и краткосрочных источников финансирования, а также их оптимального сочетания;
• управление финансовыми ресурсами и капиталом, включая управление денежными средствами, регулирование денежных операций, оценку и анализ денежных потоков, управление инвестициями, портфелями ценных бумаг, основным и оборотным капиталом;
• управление рисками, предусматривающее анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков, разработку мероприятий по их снижению, страхование рисков;
• финансовый и управленческий учет, анализ и аудит, особое внимание обращающие на показатели общей прибыли и ее составляющих, переменные и постоянные издержки и их структуру, чистые поступления средств.
Последняя функция предусматривает обработку и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Поскольку финансовая отчетность может предназначаться для внешних пользователей, перед финансовым менеджером стоит задача отразить финансовое положение предприятия настолько, насколько это необходимо или желательно, но не приукрашивать его по сравнению с реальным. В рамках этой функции данные отчетности сопоставляются с планами и стандартами, осуществляется внутрифирменный финансовый контроль (внутренний аудит).
Конкретные формы и способы реализации функций финансового менеджера определяются составляющими элементами финансовой политики предприятия: учетной, кредитной, инвестиционной и дивидендной политикой, политикой управления денежными средствами и издержками.
Учетная политика предприятия осуществляется в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета.
В сферу кредитной политики входят формирование и оптимизация источников оборотных средств предприятия.
Инвестиционная политика отвечает за выбор объектов инвестиций, составление соответствующего бюджета, диверсификацию направлений вложения капитала и источников финансирования инвестиций.
Дивидендная политика предполагает выбор между выплатой дивидендов держателям акций и реинвестированием получаемой прибыли в производство, в ее задачу входит сглаживание противоречий между интересами акционеров и руководства предприятий. Дивидендная политика в конечном счете направлена на поддержание оптимальной структуры капитала и привлекательной цены акций. От варианта дивидендной политики зависит размер выплаты дивидендов, который может составлять:
• постоянный процент от прибыли;
• постоянную, фиксированную сумму на акцию;
• гарантированный минимум.
Кроме того, выплата может производиться в форме акций и товаров (при финансовых затруднениях).
Политика управления денежными средствами связана с инкассацией дебиторской задолженности и оптимизацией денежных средств на счетах предприятий.
Политика управления издержками реализуется путем разработки различных бюджетов и смет расходов, а также как осуществление контроля за их исполнением. Финансовый менеджер должен стремиться к минимизации издержек.
Финансовый менеджмент как наука и как управленческая деятельность не существует без других экономических и финансовых дисциплин: макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета, статистики, финансов предприятий, маркетинга, налогообложения.
37.Содержание и особенности финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Содержание и специфика финансов непроизводственной сферы
В данном случае критерием разграничения отраслей экономики на две сферы является их отношение к процессу создания материальных благ, результат труда. Основным признаком материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. К сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах, остальные же принадлежат к непроизводственной сфере.
Особенности экономических отношений, возникающих в сфере материального производства и непроизводственной сфере, вытекают из специфики отраслей и характера общественного труда в них.
В материальном производстве экономические отношения опосредуют процесс преобразующего воздействия человека на вещество и силы природы.
В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не ради преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество.
Таким образом, в отраслях непроизводственной сферы труд не является непосредственно производительным и чаще всего носит характер услуг. В этом — основное отличие продукта труда в непроизводственной сфере. Вместе с тем не исключено, что результат труда в непроизводственной сфере может принимать форму вещи, пример — картина художника. Результат труда в виде услуги потребляется в процессе самого производства. Другими словами, процессы производства и потребления здесь совпадают во времени.
Таким образом, под непроизводственной сферойследует понимать совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, функционирование которых направлено непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями, возникающими при оказании различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию материального продукта.
Такие отрасли непроизводственной сферы, как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение формируют так называемую социальную сферу. Они являются проводниками социальной политики государства, формируют жизненный уровень населения, обеспечивают воспроизводство человеческого капитала посредством оказания социальных услуг, развития социальной инфраструктуры общества.
Масштабы деятельности непроизводственной сферы характеризуются рядом показателей, в том числе — объемом государственного финансирования. Давно доказано, что вложения в человеческий капитал являются самыми эффективными: благодаря воздействию на качество человеческого потенциала достигается экономический прогресс, происходит социально-экономическое развитие страны. Следовательно, от финансового обеспечения социальной сферы зависят результаты экономических реформ.
Размер средств, направляемых в отрасли непроизводственной сферы, определяется как потребностями общества в их услугах, так и объемом произведенного общественного продукта, состоянием государственного бюджета, приоритетами финансовой политики.
Услуги отраслей непроизводственной сферы могут быть для потребителей бесплатными либо платными (полностью или частично). Услуги населению, оплачиваемые государством, преимущественно бесплатны. Источником финансового обеспечения производства бесплатных услуг является государственный бюджет.
В условиях бюджетного дефицита и ограниченности государственных средств все большее развитие получают платные услуги, определяющие специфические методы ведения хозяйства и формы финансовых отношений.
Для характеристики финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организции с учетом особенностей их деятельности, методов организации управления и финансирования.
В первую группу входят предприятия и организации, которые очень близки к материальному производству. Они действуют на принципах хозрасчета и самофинансирования, предоставляя услуги за плату. Источником покрытия издержек является выручка от реализации услуг, т.е. денежные средства потребителей. Финансы в этой группе организуются таким же образом, как на предприятиях материального производства.
Во вторую группу включаются организации и учреждения, находящиеся на неполном хозрасчете, т.е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги для потребителя частично бесплатные.
К третьей группе принадлежат учреждения и организации, содержащиеся за счет бюджета. Оказываемые ими услуги бесплатны для потребителя, источником их финансирования является государственный бюджет.
В каждой из названных групп организация финансовых отношений имеет свою специфику и зависит от методов хозяйствования, управления и финансирования. Данные отношения сопровождают формирование, распределение, использование денежных фондов отраслей, предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы, денежных потоков из государственного бюджета и целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Они возникают между:
• предприятием, организацией, учреждением непроизводственной сферы и государственным бюджетом. У субъектов хозяйствования, организующих свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, отношения складываются по поводу уплаты соответствующих платежей в бюджет. У отраслей, функционирующих за счет средств бюджета, отношения, как правило, односторонние и возникают по поводу предоставления отрасли бюджетного финансирования. Однако в случаях, когда отрасль (организация, учреждение) получает доходы от хозяйственной или коммерческой деятельности, финансовые отношения приобретают двусторонний характер, они связаны с уплатой в бюджет обязательных платежей;
• распорядителями бюджетных средств — по поводу распределения бюджетных ресурсов. Данные отношения многоступенчаты, они определяются системой управления финансами отрасли;
• вышестоящей организацией и подведомственными учреждениями — по поводу централизации части финансовых ресурсов и их перераспределения;
• организациями, учреждениями одного ведомства — по поводу перераспределения финансовых ресурсов;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства — по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы — по поводу оплаты оказываемых услуг;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и коллективом работников — по поводу оплаты их труда;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и населением — по поводу оплаты стоимости этих услуг; другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы материального производства и нематериальной сферы — по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами — по поводу оказания финансовой помощи в виде добровольных взносов и пожертвований;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами — по поводу перечисления средств из этих фондов;
• организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами — по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды и получения средств из них в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, под финансами непроизводственной сферыследует понимать совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения стоимости созданного в отраслях материального производства общественного продукта и национального дохода в целях создания нематериальных благ и услуг.
Общим для этих отношений является отсутствие их в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.
Поскольку процесс производства и потребления услуг совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендий и т.п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов непроизводственной сферы.
♦ Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения стоимости общественного продукта и национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование.
♦ Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины общественного продукта и национального дохода, созданного в отраслях материального производства, в частности, той его долей, которая направляется на потребление.
♦ Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями и организациями непроизводственной сферы.
♦ Большинство предприятий, организаций, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть школ, дошкольных учреждений, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях — ведомственном и территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и местных бюджетах.
♦ В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств.
♦ В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60—80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы — его формирование, распределение и использование.