Государственный бюджет как основной источник доходов государства.

Государственный бюджет представляет собой совокуп­ность денежных отношений, возникающих в процессе пере­распределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ре­сурсов и его использования на общегосударственные расходы.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общего­сударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюдже­та, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ.

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное раз­мещение производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, кото­рая в свою очередь влияет на развитие производства и содей­ствует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоох­ранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их со­циальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда пот­ребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработ­ной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ре­сурсов предприятий, а также регулятором их использования.

8. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта яв­ляется основным источником формирования финансовых ре­сурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фон­ды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное вос­производство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов,которые находят­ся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируют­ся капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными сред­ствами процесс расширенного воспроизводства.

Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внут­реннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые де­нежные фонды направляются на обеспечение социального обус­тройства работников, дополнительное материальное стимули­рование и т.п.

Второй по величине источник формирования децентрализо­ванных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производствен­ных фондов. Долговременный характер замещения изношен­ных основных фондов накладывает отпечаток на амортизаци­онные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осущест­вляется на принципиально новой технической основе. Назна­чение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое за­мещение на прежней технико-технологической основе бессмыс­ленно. Амортизационные отчисления совместно с частью чис­того дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модерни­зацию действующих основных фондов, приобретение более про­изводительного оборудования и современных технологий. Дол­говременный характер замещения основных фондов предопре­деляет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материаль­но-вещественным содержанием. Амортизационный фонд стано­вится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.

Источниками формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов являются также экономия от снижения стоимос­ти строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйствен­ным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строитель­стве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации вы­бывшего и излишнего имущества и др.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпус­ка акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).

Осуществление перечисленных затрат за счет использова­ния децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обес­печивать денежными средствами процесс расширенного воспро­изводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не за­висит от форм собственности. Другое дело, что субъективизм может иметь место в пропорциях распределения между элемен­тами ВВП децентрализованных финансовых ресурсов, относя­щихся к компетенции властных структур. Последние способны ускорять или замедлять процессы развития производства.

В условиях рыночных отношений пропорции распределе­ния финансовых ресурсов должны определять сами хозяйству­ющие субъекты. В дореформенный период в нашем государстве порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущно­стью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов,которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных пот­ребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Если децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизован­ные финансовые ресурсы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисле­ния хозяйствующих субъектов органам государственного со­циального страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд заня­тости и др.).

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством пере­распределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необ­ходимого продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами и динамикой доходов населения,а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед обществом. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство ока­зывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и исполь Государственный бюджет как основной источник доходов государства. - student2.ru Государственный бюджет как основной источник доходов государства. - student2.ru зования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержа­ния нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.

В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.

Страхование— система экономических отношений, вклю­чающая образование за счет предприятий, организаций и насе­ления специального фонда средств и его использование для воз­мещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различ­ных событий в их жизни.

Классики экономической теории рассматривали создание фонда для страхования от несчастных случаев и стихийных бедствий как одно из первоочередных направлений распределе­ния валового внутреннего продукта.

Наши рекомендации