Государственный бюджет. Госбюджет - основной финансовый план государства (обычно на год), государственные расходы и источники их финансового покрытия

Госбюджет - основной финансовый план государства (обычно на год), государственные расходы и источники их финансового покрытия, который охватывает доходы и расходы как федерального центра, так и властей всех уровней управления.

Госбюджет представляет собой компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы. По поводу бюджетных расходов на социальные цели находится компромисс: между общегосударственными и местными интересами; между отраслями экономики в отношении распределения налогов и бюджетных дотаций, между интересами отдельных отраслей и монополий по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и госзаказов, подрядов на строительство, государственных инвестиций и др.

Типичная структура бюджетных расходов и доходов, удельный вес отдельных статей в госбюджете стран с рыночной экономикой такова[20]:

РАСХОДЫ (в %) Страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели ............................................. 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10-20 10-30
Расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам ........... 10-20 20-25
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, милиции, органов юстиции и пр. …......................................................… 5-10 5-15
Платежи по государственному долгу .................... 7-8
ДОХОДЫ (в %) Страны Европы Россия 1996-1998 гг.
Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор)............................ 75-85
Неналоговые поступления: доходы от госсобственности, госсектора в экономике, госторговли……….. 5-8
Взносы в госфонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы ...................... 10-12

Следует подчеркнуть, что расходы госбюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Но в государственной экономической политике активную роль выполняют бюджетные доходы, в первую очередь налоги.

Проблема сбалансированности госбюджета - идеального исполнения госбюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств для непредвиденных обстоятельств или перевода в бюджет следующего года. Таков сбалансированный бюджет при жесткой дисциплине его исполнения.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами (внутренними и внешними). Возможна и дополнительная эмиссия денег, но она должна быть оправданной во избежание инфляции, раскручивания спирали цен, воспроизведения бюджетного дефицита.

Государственный долг - задолженность правительственных органов, которая накапливается. Его приходится выплачивать с процентами. Превышение госдолга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивости денежного обращения.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный ( свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги.

Предметом особого внимания является внешний долг. Внешний долг России на начало 2001 г. превышал 140 млрд. долл. США. Выплата этого долга и процентов по нему отягощает госбюджет. Так, в 2000 г. на выплату средств в счет внешнего долга было направлено около 1/3 федерального бюджета.

Государство принимает ряд мер, чтобы не попасть в положение безнадежного должника, так как это ограничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей:

1. Перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее или реструктруризация долга. Но это возможно только с согласия кредиторов.

2.Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии - превращения его в долгосрочные иностранные инвестиции. В счет долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике недвижимость, участвовать в капитале, особые права, в том числе на приватизацию госсобственности, аренду месторождений полезных ископаемых и др.

3. Обращение страны-должника к международным банкам за льготными кредитами для преодоления кризисной ситуации. Но такие кредиты, как правило, обусловливаются жесткими требованиями.

Наши рекомендации