Понятие и виды стоимости капитала
Управление капиталом – это управление структурой и стоимостью источников финансирования (пассивов) в целях повышения рентабельности собственного капитала и способности предприятия выплачивать доход кредиторам и совладельцам (акционерам) предприятия.
Сущность концепции стоимости капитала состоит в том, что как фактор производства и инвестиционный ресурс капитал в любой форме имеет определенную стоимость, которая должна учитываться в процессе его вовлечения в экономический процесс.
Капитал предприятия формируется за счет различных финансовых источников как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Привлечение этих источников связано с определенными затратами, которые несет предприятие. Совокупность этих затрат, выраженная в процентах к величине капитала, представляет собой стоимость капитала предприятия.
Стоимость капиталапредставляет собой затраты на его аккумуляцию и приобретение, а измерителем стоимости капитала выступает уровень процентной ставки (СК):
Ск = Зк / СК ∙ 100%,
где Зк – затраты на аккумуляцию и приобретение капитала; СК – средняя сумма капитала.
Уровень доходности, выплачиваемой инвестору в качестве платы за предоставленный капитал, представляет для предприятия, получающего этот капитал, величину его (капитала) стоимости. Для инвестора стоимость вложенного капитала – это альтернативные издержки, возникающие из-за утраты им возможности использовать денежные средства каким-то другим способом, например, направить их на банковский депозит. В качестве измерителя стоимости капитала используется уровень процентной ставки.
Получая банковский кредит, предприятие обязуется уплачивать проценты банку, величина которых и отразит размер стоимости привлекаемого капитала. Для банка стоимость инвестируемых им в предприятие кредитных ресурсов будет уровень доходности, который он мог бы получить, вложив соответствующую сумму в проект, уровень риска которого сопоставим с риском выдаваемого кредита. Очевидно, что банк не захочет кредитовать предприятие, если величина процентов по кредиту окажется ниже альтернативных издержек.
Поэтому в условиях эффективного рынка стоимость капитала для получателя должна быть не меньше альтернативных издержек инвестора.
Стоимость капитала предприятия складывается под влиянием многих факторов, главными из которых являются:
- спрос и предложение на капитал;
- экономическая ситуация в стране;
- проводимая в стране денежная и кредитная политика;
- отраслевые особенности деятельности предприятия, в том числе длительность производственного и операционного циклов, и др.
Финансовый рынок формирует рыночные цены капитала, привлекаемого из разных источников. Задача финансового менеджера – обеспечить уменьшение стоимости капитала для предприятия, выбирая выгодные варианты его привлечения.
Процесс формирования стоимости капитала предприятия неразрывно связан с оценкой его стоимости. Такая оценка осуществляется по следующим основным этапам.
I этап – идентификация основных компонентов, являющихся источниками формирования капитала предприятия.
II этап – определение стоимости каждого источника капитала в отдельности.
III этап – расчет средневзвешенной стоимости капитала на основании удельного веса каждого компонента в обшей сумме инвестированного капитала.
IV этап – разработка мероприятий по оптимизации структуры капитала и формированию его целевой структуры.
Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источники средств, показывает, что основными их видами являются:
- собственные средства, которые включают обыкновенные и привилегированные акции и нераспределенную прибыль;
- заемные средства, к которым относятся долгосрочные ссуды и облигационные займы.
В связи с чем выделяют следующие виды стоимости капитала:
1. Индивидуальная стоимость капитала характеризует уровень затрат каждого источника его формирования.
2. Средняя стоимость собственного капитала отражает величину затрат на создание собственного капитала.
3. Средняя стоимость заемного капитала равна затратам на привлечение всех видов заемных средств.
4. Средневзвешенная стоимость капитала характеризует объем затрат на создание собственного и заемного капитала, вычисляется с учетом удельного веса отдельных источников и их индивидуальных затрат.
Рассмотрим, как рассчитывается стоимость капитала, который предприятие может привлекать различными путями: за счет выпуска обыкновенных и привилегированных акций; нераспределенной прибыли; выпуска облигаций; получения банковских кредитов.