Место и роль экономического анализа в управлении предприятием
Место и роль экономического анализа в управлении предприятием
Экономический анализ – это комплексное изучение деятельности коммерческих организаций, складывающейся под воздействием внешних и внутренних факторов с целью формирования объективной оценки достигнутых результатов и выявления возможностей повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния. Экономический анализ непосредственно связан с процессом управления, являясь его важнейшей функцией, содержание которой заключается в следующем:
исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических факторов и факторов субъективного порядка;
выявление тенденций и пропорций хозяйственного развития управляемого объекта;
определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов роста эффективности деятельности коммерческих организаций;
обоснование бизнес-планов и объективная оценка их выполнения;
подготовка материалов для принятия оптимальных управленческих решений.
В системе управления экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием решений по оперативному регулированию дальнейшей деятельности на базе ликвидации найденных в процессе анализа «узких мест» и устранения причин, обусловивших их возникновение.
Предмет и объект экономического анализа
Предмет экономического анализа и диагностики – это хозяйственные процессы и конечные финансовые результаты, которые складываются под воздействием внутренних и внешних факторов и отражаются в системе экономической информации. Объект экономического анализа – хозяйственная деятельность предприятия, выраженная в различных операциях (более широкое понятие)
Содержание и задачи экономического анализа
Содержание экономического анализа – всестороннее, глубокое и полное изучение деятельности предприятия и его подразделений в процессе производства. В ходе анализа проводятся:
– исследование хозяйственной ситуации, рассмотрение факторов, влияющих на данную ситуацию, установление взаимосвязи и взаимообусловленности;
– научное обоснование программы развития предприятия и оценка ее выполнения;
– выявление и количественное измерение влияния различных факторов на хозяйственную деятельность;
– выявление неиспользованных внутрипроизводственных резервов;
– обобщение результатов анализа и разработка рекомендаций.
Задачи экономического анализа:
1) оценка и обоснование программы развития предприятия;
2) оценка выполнения производственной программы;
3) определение эффективности использования всех видов ресурсов;
4) оптимизация управленческих решений;
5) выявление и количественное измерение внутрипроизводственных резервов по всем стадиям производства и в целом по предприятию
Принципы экономического анализа
§ Научность. Анализ должен соответствовать требованиям экономических законов, использовать достижения науки и техники.
§ Системный подход. Экономический анализ необходимо проводить с учетом всех закономерностей развивающейся системы, то есть изучать явления в их взаимосвязи и взаимозависимости.
§ Комплексность. При исследовании необходимо учитывать влияние на хозяйственную деятельность предприятия множества факторов.
§ Исследование в динамике. В процессе анализа все явления должны рассматриваться в их развитии, что позволяет не только понять их, но и выяснить причины изменений.
§ Выделение основной цели. Важным моментом в анализе является постановка задачи исследования и выявление наиболее важных причин, сдерживающих производство или мешающих достижению цели.
§ Конкретность и практическая полезность. Результаты анализа обязательно должны иметь числовое выражение, а причины изменения показателей должны быть конкретными, с указанием мест их возникновения и путей устранения.
Перспективы развития экономического анализа
Методы построения детерминированных моделей. Требования к моделированию детерминированных факторных моделей
При работе с методами детерминированного факторного анализа необходимо знать типы факторных моделей. Различают четыре типа моделей:
1) аддитивный – обобщающий показатель определяется сложением и/или вычитанием анализируемых факторов. Ее факторный анализ проводится методом цепных подстановок.
2) мультипликативный – обобщающий показатель определяется произведением анализируемых факторов. Если в модели два фактора, то их разложение осуществляется индексным или интегральным методами. Если в модели количество факторов больше двух, то применяют метод абсолютных или относительных разниц.
3) кратный – когда обобщающий показатель определяется делением двух факторов. Анализ модели проводят методом цепных подстановок.
4) смешанный (комбинированный) – представляет собой сочетание предыдущих моделей. Анализ данной модели проводят методом цепных подстановок
Место и роль экономического анализа в управлении предприятием
Экономический анализ – это комплексное изучение деятельности коммерческих организаций, складывающейся под воздействием внешних и внутренних факторов с целью формирования объективной оценки достигнутых результатов и выявления возможностей повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и финансового состояния. Экономический анализ непосредственно связан с процессом управления, являясь его важнейшей функцией, содержание которой заключается в следующем:
исследование экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических факторов и факторов субъективного порядка;
выявление тенденций и пропорций хозяйственного развития управляемого объекта;
определение неиспользованных внутрихозяйственных резервов роста эффективности деятельности коммерческих организаций;
обоснование бизнес-планов и объективная оценка их выполнения;
подготовка материалов для принятия оптимальных управленческих решений.
В системе управления экономический анализ занимает промежуточное место между сбором информации и принятием решений по оперативному регулированию дальнейшей деятельности на базе ликвидации найденных в процессе анализа «узких мест» и устранения причин, обусловивших их возникновение.