Показатели качества продукции и их классификация.
Показатель качества:
v Устанавливается на основе свойств изделий;
v Количественно характеризует степень пригодности продукции удовлетворять определенные потребности.
По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на:
– единичные
– комплексные: групповые, обобщенные, интегральные.
По области применения различают:
· показатели, применимые к единице продукции;
· показатели, применимые к совокупности единиц однородной продукции;
· показатели, применимые к совокупности единиц разнородной продукции.
По характеризуемым свойствам выделяют:
~ показатели назначения(или функциональные);
~ надежности и долговечности;
~ технологичности;
~ эргономичности;
~ экономичности;
~ эстетичности;
~ стандартизация и унификация;
~ патентно-правовые;
~ транспортабельности;
~ безопасности.
При проведении оценки различают:
Ø классификационные (размер обуви и одежды);
Ø ограничительные (показатели безопасности);
Ø оценочные показатели (для сравнения).
31. Методы определения числовых значений показателей качества
Методы, зависящие от способа получения информации:
-органолептический базируется на использовании результатов анализа восприятия продукции зрением, осязанием, обонянием, слухом, осязанием и вкусом. Значения показателей выражаются в баллах, которые находятся путем анализа полученных результатов на основе имеющегося опыта.
-измерительный. При использовании данного метода определения значений показателей качества, информация об интересующей нас продукции получается при помощи непосредственных измерений различными техническими средствами измерения. Полученные результаты, как правило, необходимо преобразовывать при помощи соответствующих пересчетов к нормальным или стандартным условиям.
-регистрационный (сведения, полученные путем подсчета количества определенных событий или издержек, например, числа отказов изделия при проведении испытаний. При помощи данного метода определяются, например, показатели унификации)
-расчетный базируется на данных, полученных при помощи эмпирических и теоретических зависимостей
Методы, зависящие от источника получения информации:
-традиционный метод осуществляется уполномоченными должностными лицами специальных экспериментальных подразделений и расчетных отделов предприятий и организаций (источник – социальная служба)
-экспертный метод осуществляется экспертами и специалистами (товароведами, дегустаторами и др.). Данный метод используется для определения таких показателей качества, которые невозможно определить более эффективными методами (источник – решения принимаемые экспертом)
-социологический метод осуществляется непосредственными или потенциальными потребителями данной продукции. Сбор информации, необходимой для данного метода, осуществляется путем проведения социологических опросов, распространения специальных анкет и организации разного рода дегустаций.
32. Уровень качества продукции и методы его определения
Уровень качества – это относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы/сравнения.
Оценка уровня качества осуществляется с учетом следующего:
1) Любой продукт характеризуется отдельными свойствами, которые могут быть сложными или простыми
2) Качество предоставляется в виде иерархической структуры (дерева свойств), на самом высоком уровне которой находится качество как комплексное свойство, а на самом низком – простые свойства.
3) Отдельные свойства могут характеризоваться относительными значениями показателя и своей весомостью
Основные функциональные задачи квалиметрических процедур:
-выбор системы показателей качества
-составление эталонной модели качества на основе базовых значений показателей качества
-определение оптимального метода оценки показателей качества
-непосредственное осуществление необходимых измерений и оценки уровня качества
Оценка уровня качества:
-дифференциальный метод
-комплексный метод
-смешанный метод
qi = xi / xiб (если чем больше показатель, тем лучше)
q’i = xiб / xi (если чем меньше показатель, тем лучше)
xi – значение i-го показателя качества оцениваемой продукции
xiб – значение i-го базового показателя
Комплексный метод: Qi = ∑mi * qi
[qi = Pi / Piбба]→qi = xi / xiб
mi – коэффициент весомости i-го показателя качества
qi – относительный показатель качества (баллы)
∑mi д.б. = 1
Особенности комплексного метода:
-уровень качества выражается обобщенным числом
-обобщенный показатель может быть выражен в форме главного показателя, интегрального показателя и средним взвешивающим показателем
Принципы среднего: средн арифмет взвешенное (однородн показателей), среднеквадрат взвешенное, средн геометр ( неоднородн показатели).
33. Контрольный лист (таблица проверок). Контрольная карта.
Контрольный лист – форма, которая помогает собирать информацию в динамике о различных дефектах для анализа количества и частоты бракованных изделий. Обычно контрольный листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания. Таким образом, контрольный листок — хорошее средство регистрации данных. Число различных контрольных листков исчисляется сотнями, и в принципе для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок. При составлении контрольных листков следует обратить внимание на то, чтобы было указано, кто, на каком этапе процесса и в течение какого времен собирал данные, а также, чтобы форма листка была простой и понятной без дополнительных пояснений. Важно и то, чтобы все данные добросовестно фиксировались, и собранная в контрольном листке информация могла быть использована для анализа процесса.
Контрольные карты графически отражают динамику процесса, т.е. изменение пок-лей во времени.Выделяют контрольные карты по колич-ым и кач-ным признакам. Контрольные карты по кол-ным признакам – это, как правило, сдвоенные карты, одна из кот-х изображает изменение среднего значения процесса (матем-ое ожидание, медиана, мода), а вторая – разброса процесса. Разброс может вычисляться на основе размаха процесса R(это разница между наиб-м и наим-м значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S. К контрольным картам по качественным признакам относятся:1Карта доли дефектных изделий (р-карта)2Карта числа дефектных изделий (nр-карта)3Карта числа дефектов в выборке (с-карта)4Карта числа дефектов на одно изделие (u-карта).*При постр-ии р-карты в кач ср-й линии прин-сясредний % дефектов в выборке , где ni-размер выборки, pi-дефект.*Контрольные границы критической области равны:
34. Диаграмма Парето – графическое представление степени важности факторов, предназначенное для определения немногочисленных существенно важных причин.
Диаграмма Парето является наглядным изображением информации, чтобы из многочисленных факторов, оказывающих влияние, выбрать те факторы, которые например с точки зрения затрат имеют наибольшее значение.
Диаграмма Парето применяется, когда требуется: показать относит важность всех проблем или условий с целью выбора отправной точки/решения проблем; определить основну причину проблемы.
Существует 2 вида диаграммы Парето:
1. по результатам деятельности (предназначена для выявления главной проблемы и отражает нежелательные результаты деятельности, связанные с качеством, себестоимостью, сроками поставок, безопасностью)
2. по причинам (отражает причины проблем, возникающих в ходе производства и использующихся для выявления главной из них: исполнитель работы, оборудование, сырье, метод работы, измерение)
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции.
Этапы построения диаграммы Парето:
1. определение объекта исследования, методов и периода сбора данных
2. разработка контрольного листа для регистрации данных, его заполнение
3. разработка таблицы для проверок данных с графами для итогов по каждому проверяемому признаку в отдельности, накопленной суммы числа дефектов, процентов к общему итогу и накоплению процентов
4. расположение данных по каждому признаку в порядке значимости
5. построение диаграммы 6. построение линии Парето
7. АВС-анализ позволяет обоснованно определить приоритеты работ по управлению качеством проекта (А-группа – те факторы, которые дают от 75 до 80% брака)
Правило Парето: 20% причин влияет на 80% следствий.
Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) – результат структуризации проблемы; графическое упорядочение факторов, влияющих на объем анализа:
большая длинная стрелка – проблема;
наклонные стрелки сверху и снизу – факторы прямо или косвенно, влияющие на проблему;
наклонные большие – существенные факторы;наклонные маленькие – менее существенные факторы.
Работа по подготовке диаграммы Исикавы:
1. сбор факторов2. группировка факторов3. ранжирование факторов4. анализ факторов5. «отбрасывание» факторов, на которые не может влиять
6. игнорирование непринципиальных факторов.