Гистограмма. Диаграмма рассеяния. Метод стратификации.

Гистограмма – это граф метод представл-я данных сгруппированных по частоте попадания в опред интервал. это инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения величины разброса данных, а также принять решение о том, на чем следует сфокусировать внимание для целей улучшения процесса.

Гистограмма дает наглядное изображение того, с какой частотой повторяется то или иное значение и характериз нормальность распределения.

Сфера применения: анализ сроков получения заказа, анализ времени реагирования, анализ значений показателей кач-ва, анализ чистого времени операций, анализ числа брак-х изделий.

Гистограмма отображается серией столбиков одинаковой ширины, но разной высоты. Ширина столбика представляет интервал в диапазоне наблюдений, высота - количество наблюдений (измерений), попавших в данный интервал. При нормальном законе распределения данных существует тенденция расположения большинства результатов наблюдений ближе к центру распределения (к центральному значению) с постепенным уменьшением при удалении от центра.

Метод стратификации (группировки, расслоения)

Статистических данных

Стратификация — разделение полученных данных на отдельные группы (слои, страты) в зависимости от выбранного стратифицирующего фактора. В качестве стратифицирующего фактора могут быть выбраны любые параметры, определяющие особенности условий возникновения и получения данных:

• различное оборудование;

• операторы, производственные бригады, участки, цехи, предприятия и т. п.;

• время сбора данных;

• разные виды сырья;

• различие используемых станков, средств измерения и т. д.

При отсутствии учета стратифицирующего фактора (расслоения данных) происходит их объединение и обезличивание, затрудняющее установление действительной взаимосвязи между полученными данными и особенностями их возникновения.

Например, при анализе источника дефектной продукции, поставляемой предприятию несколькими сторонними поставщиками, целесообразно в качестве стратифицирующего фактора выбрать поставщиков и произвести стратификацию дефектной продукции по поставщикам.

Диаграмма разброса (рассеивания) граф представление пар исследуем данных в виде множ-ва точек на координатной плоскасти. Предназнач для оценки наличия или отсутствия зависимости между 2мя изучаемыми величинами. Эти две переменные х и у могут относиться:

а) к характеристике качества у и к влияющему на нее фактору х;

б) к двум различным характеристикам качества х и у ;

в) к двум факторам х и у, влияющим на одну характеристику качества z.

Для выявления связи между ними и служит диаграмма разброса (рассеивания), которую также часто называют полем корреляции. При выяснении тесноты связи между парами переменных важно прежде всего построить диаграмму рассеивания и понять ситуацию в целом. Примеры: ( слево 1 ряд: прямая зав-сть, параметры независимы, обратн связь)

36. ПРИНЦИПЫ, заложенные в систему стандартов ИСО Стандарты ИСО серии 9000 отражают идеологию менеджмента качества. Эта идеология является базой для построения и развития системы качества в любой организации. В основе системы менеджмента качества лежат 8 принципов. Впервые принципы менеджмента качества были включены в текст стандартов в версии 2000 года. Эти принципы были сформулированы в стандарте ИСО 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь». 1) организация, сфокусированная на заказчика - организация зависит от своих заказчиков и поэтому должна понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять требования заказчика и стараться превосходить ожидания заказчика. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Увеличение дохода и доли рынка за счет более гибкой и быстрой реакции на изменения на рынке; — Увеличение эффективности использования ресурсов организации за счет роста удовлетворенности потребителей; — Повышение лояльности потребителей и за счет этого увеличение повторных заказов. 2) лидерство руководства - руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Сотрудники организации начинают разделять цели организации, за счет этого они будут больше мотивированы на достижение поставленных целей; — Появляется возможность выстраивать, выполнять и оценивать любые действия в организации на основе единых непротиворечивых принципов; — Сокращается несогласованность и недопонимание между различными уровнями управления в организации. 3) вовлечение людей - служащие всех уровней – это сущность организации и их полное вовлечение дает возможность использовать их способности на благо организации. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Появляется мотивация, активное участие и вовлечение сотрудников во все процессы организации, что повышает эффективность их труда; — У сотрудников появляется заинтересованность в разработке предложений и внедрении инноваций в своей работе и работе организации в целом, что способствует более быстрому достижению целей организации; — Появляется реальная ответственность сотрудников за свои собственные предложения и нововведения; — Сотрудники стремятся сами принимать участие и помогать процессу непрерывного улучшения в работе организации. 4) процессный подход - желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как процесс. Любая деятельность в организации должна рассматриваться как процесс, следовательно, она должна иметь четко определенные и однозначные входы, выходы, ресурсы, операции и взаимосвязь всех указанных составляющих процесса. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Снижается стоимости и сокращается производственный цикл за счет более эффективного использования ресурсов; — Результаты работы становятся предсказуемыми, повторяемыми и могут быть улучшены, если в этом появляется необходимость; — Первостепенное внимание уделяется возможностям для улучшения работы. 5) системный подход к управлению - идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, способствующих результативности и эффективности организации. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Улучшается взаимосвязь процессов и упорядочивается управление процессами, что приводит к более эффективному достижению желаемых результатов; — Появляется возможность сфокусировать усилия на работе ключевых процессов. Внимание руководства не распыляется на решении текущих оперативных вопросов; — Заинтересованные стороны получают уверенность что работа организации является устойчивой, производительной и эффективной. 6) постоянное улучшение - постоянное улучшение является неизменной целью организации. Данный принцип определяет необходимость постоянного развития организации. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Получение преимуществ за счет увеличения возможностей организации; — Выстраивание действий по улучшению, выполняемых на всех уровнях организации, в единую стратегию организации; — Появляется возможность быстро реагировать на возникающие изменения во внешнем окружении организации. 7) подход принятия решений, основанный на фактах - эффективность решений основывается на логическом анализе данных и информации. Любые решения, любые управляющие воздействия должны приниматься только на основе объективных данных, объективных свидетельств, но никак не на основе предположений, домыслов или субъективных мнений. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Принятие каждого решения обосновано набором достоверных данных; — Появляется возможность подтвердить эффективность принимаемых решений за счет анализа фактических данных; — Появляется возможность вносить обоснованные изменения в ранее принятые решения 8) взаимовыгодные отношения с поставщиками - взаимовыгодные отношения между организацией и ее поставщиками повышает способность обоих организаций по созданию ценности. Ключевые преимущества, которые дает внедрение этого принципа, заключаются в следующем: — Происходит оптимизация затрат и ресурсов; — Появляется заинтересованность обоих сторон (организации и ее поставщика) в адекватных совместных действиях в случае изменения ситуации на рынке; — Повышается ценность взаимного партнерства между организацией и ее поставщиком. От того, насколько хорошо руководители и сотрудники организации понимают принципы менеджмента качества, будет зависеть работа всей системы качества. Построение системы качества по стандартам ИСО серии 9000 позволяет организации внедрить принципы менеджмента качества в практику своей работы. Каждый из указанных выше принципов отражен в стандарте ИСО 9001 набором требований. Поэтому, когда организация разрабатывает и внедряет методы реализации этих требований в своей работе, она тем самым внедряет принципы менеджмента качества.  


37. Модель процесса менедж-та кач-ва (СМК – система менеджмента качества)

В основу версии стандартов ISO серии 9000 положен процессный подход при разраб-ке, внедрении и улучшении результативности СМК. Ключевыми для любой орг-ции явл-ся процессы жизненного цикла прод-ии. Главная цель процессного подхода – избавиться от разобщённости, неэфф-ти и внутренн. конфликтов, присущих иным функциональным иерархичным орг-ям.

Упр-е процессами отличается от упр-я функционального подразделения след особенностями:

1.Неумение принимать решение о целесообразности вмеш-ва в процессе (надо или не надо вмеш-ся в процесс, а если надо, то кому?)2.Непонимание того, как из любого процесса вырастает сначала СМК, а затем система интеграционного управления орг-ей.

С-ма проц подхода состоит в том, что анализируется вся инф-я обо всём процессе из всех источников, с ним связанных, в рез-те чего на основе фактов принимаются реш-я, кому и как вмешиваться в процесс.

Процессная модель имеет след. характеристики:

1) необходимость измерения входных и выходн. показателей любого процесса

2) оценка удовлетворенности потребления как условие для оценки качества всей системы

3) реализ-я для всей сис-мы процесса замкнутого цикла управления

4) определение процессов, необходимых для СМК

Группы процессов, необходимых для СМК:

§ процессы управленческой деятельности руков-ва

§ процессы обеспечения ресурсами (менеджмент рес-в)

§ процессы жизненного цикла прод-ции

§ процессы измерения, анализа и улучшения

ИСО 9001 выдел-т 3 вида действий по соверш-нию процессов:

- корректирующ. действия

- предупреждающ. действия

- улучшения

Основные положения для введения СМК: ISO 9000, ISO 9001, ISO 9004

Принципы менеджмента качества, ISO справочники.


Наши рекомендации