Анализ доходности организации

Финансовые результаты деятельнос­ти предприятия характеризуются сум­мой полученной прибыли и уровнем рен­табельности. Прибыль предприятия по­лучают главным образом от реализации продукции, а также от других видов дея­тельности (сдача в аренду основных фон­дов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений и выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с пользованием и реализацией продукции.

Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам финансовых результатов, финансовой отчетности ф. 2 "Отчет" о прибылях и убытках", а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли

В процессе анализа используются следующие показатели :

маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции;

прибыль от реализации продукции, работ и услуг пред­ставляет собой разность между суммой маржинальной прибы­ли и постоянными расходами отчетного периода;

балансовая (валовая) прибыль включает финансовые ре­зультаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, вне­реализационные доходы и расходы;

налогооблагаемая прибыль — это разность между балансо­вой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных пред­приятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соот­ветствии с налоговым законодательством, которое периодиче­ски пересматривается;

чистая (нераспределенная) прибыль — это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная (реинвестированная) прибыль — эта часть нераспределенной прибыли, которая направляется на фи­нансирование прироста активов, т.е. в фонд накопления;

потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Кроме того, следует иметь в виду, что размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Таким образом, учетная политика, формируемая администрацией, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину фи­нансовых результатов и финансового состояния предприятия.

Поэтому в процессе анализа необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным положениям по ведению бухгалтерского учета и определить влияние изменений в учетной политике на сумму балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, а также на размер налогов и сумму выплаченных дивидендов акционерам. ля этого следует отразить в специальной таблице уровень перечисленных показателей до и после изменения каждого метода учетной политики субъекта хозяйствования.

Источники информации АХП

Прибыль - основной критерий оценки рентабельности деятельности фирмы. Показатели, используемые для определения эффективности производства, прежде всего соотносятся с полученной прибылью. Эти показатели могут быть как абсолютными, так и относительными.

Абсолютные показатели:

валовая прибыль в стоимостном выражении, полученная в результате деятельности фирмы или ее хозрасчетных подразделений, исчисляемая до выплаты налогов и отчислений. Выявляется ее прирост или уменьшение за отчетный период;

чистая прибыль в стоимостном выражении, полученная фирмой после выплаты налогов, процентов по займам, отчислений в пенсионные фонды и оставшаяся в распоряжении предприятия. Производится сравнение сумм полученной прибыли в текущем году с предыдущими периодами;

Выполнение плана по прибыли может выражаться как в стоимостном, так и в процентном отношении по фирме в целом и по производственным подразделениям.

Относительные показатели:

отношение прибыли к объему продаж характеризует степень рентабельности деятельности фирмы. При сопоставлении этого показателя с показателем по предыдущим периодам необходимо либо пользоваться сопоставимыми ценами, либо учитывать динамику цен на реализуемые товары за рассматриваемый период;

отношение прибыли к активам является показателем рентабельности использования оборотного и необоротного капитала;

отношение прибыли к реальному основному капиталу именуется коэффициентом рентабельности реального основного капитала. Возрастание этого показателя может свидетельствовать о скорости оборачиваемости средств, вложенных в материально-производственные запасы;

отношение прибыли к собственному капиталу показывает эффективность использования собственных источников финансирования. Изменение этого показателя обычно отражается на котировках акций фирмы на фондовых биржах;

отношение прибыли к собственному и долгосрочному заемному капиталу характеризует интенсивность использования всего инвестированного за длительный срок капитала.

Стоимость реализованной продукции или продажи является также важным показателем оценки эффективности деятельности фирмы, который соотносится с другими показателями:

отношение общей стоимости продаж к активам характеризует степень рентабельности использования оборотного и необоротного капитала (активов), т. е. всех средств, имеющихся в распоряжении фирмы;

отношение общей стоимости продаж к реальному основному капиталу характеризует эффективность использования средств, вложенных в основной капитал;

отношение общей стоимости продаж к оборотным активам свидетельствует о скорости оборачиваемости оборотного капитала в течение года, поэтому именуется на практике коэффициентом оборачиваемости. Чем выше число оборотов, тем меньше средств необходимо иметь фирме для оперативной текущей деятельности;

отношение общей стоимости продаж к стоимости материально-производственных запасов свидетельствует о скорости оборачиваемости средств, вложенных в материально-производственные запасы. Снижение уровня этого показателя свидетельствует либо о затоваривании готовой продукцией, либо о накоплении излишних материально-производственных запасов.

Показатель издержек производства - важный показатель, используемый для сравнения и определения эффективности деятельности фирмы. Имеют значение как динамика и структура этого показателя, так и его сравнительный анализ.

Отношение общей стоимости издержек производства к стоимости продаж. Повышение этого показателя свидетельствует о снижении рентабельности фирмы.

Коэффициенты оборачиваемости основного капитала и капиталовооруженности труда:

коэффициент оборачиваемости основного капитала определяется соотношением объема продаж к общему числу занятых или рассчитывается стоимость реализованной продукции на одного занятого;

коэффициент капиталовооруженности труда определяется как отношение балансовой стоимости основного капитала к общему числу занятых или как стоимость реального основного капитала на одного занятого. Низкий коэффициент оборачиваемости основного капитала является результатом более высокой капиталовооруженности труда.

Наши рекомендации