Элементы налогообложения

Налог считается установленным только в случае, когда определены его плательщики и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка (ставки);

5) порядок исчисления;

6) порядок и сроки уплаты.

Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика НК РБ, таможенное законодательство Таможенного союза, законы о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) акты Президента Республики Беларусь либо решения местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов) связывают возникновение налогового обязательства. Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период. Объектами налогообложения могут выступать товар, работа, услуга, их реализация, доход, поэтому для целей налогообложения необходимо их четкое определение.

Товаромдля целей налогообложенияпризнается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено таможенным законодательством.

Работойдля целей налогообложенияпризнается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой для целей налогообложенияпризнается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Доходом для целей налогообложенияпризнается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью НК или актами Президента Республики Беларусь.

Дивидендом для целей налогообложенияпризнается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Процентами для целей налогообложенияпризнается любой доход, начисленный по облигациям, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, депозитам и иным долговым обязательствам (кроме предусматривающих участие в прибылях).

Для исчисления налога необходимо определить налоговую базу и применить к ней налоговую ставку. Налоговая база – это стоимостная или иная характеристика объекта налогообложения. Она устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по видам могут быть твердые (в абсолютной сумме), процентные или адвалорные (в процентах от стоимости) и комбинированные (сочетание твердых и процентных ставок).

Налоговая база и налоговые ставки по республиканским налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь или таможенным законодательством Таможенного союза, а по местным налогам и сборам – местными Советами депутатов в соответствии с НК РБ.

Налоговый период – это период времени (календарный год, квартал), по окончании которого определяют налоговую базу, исчисляют сумму налога, сбора (пошлины). Налоговый период может включать несколько отчетных периодов.

Еще одним элементом налогообложения являются налоговые льготы – это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные актами налогового законодательства, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Использование налоговых льгот позволяет плательщику увеличить сумму средств, остающихся в его распоряжении для производственного и социального развития. Налоговые льготы устанавливаются в виде:

1) освобождения от налога, сбора (пошлины);

2) дополнительных налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3) пониженных налоговых ставок;

4) возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5) в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты.

Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода их действия. Плательщик также вправе не использовать налоговые льготы, отказаться от их использования. Налоговые льготы, которые не использованы плательщиком, могут быть использованы им при наличии в совокупности следующих условий:

1) плательщиком не заявлен письменный отказ от использования льгот;

2) налоговое обязательство возникло в период действия правовых оснований для использования налоговых льгот;

3) не истекло три года со дня возникновения налогового обязательства, при исполнении которого возникли правовые основания для использования налоговых льгот.

Порядок исчисления налогов, сборов (пошлин). Плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, сбора (пошлины), подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога, сбора (пошлины) может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо налогового агента.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) и могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или на действие, которое должно быть совершено. Несоблюдение установленных сроков уплаты налоговых платежей влечет применение налоговых санкций.

Порядок уплаты налогов, сборов (пошлин). Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора (пошлины) либо в ином порядке, установленном налоговым и (или) таможенным законодательством. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке в белорусских рублях, если иное не установлено законодательными актами.

Классификация налогов

В целях управления налогообложением применяют классификацию налогов, сборов (пошлин) по субъектам уплаты, способам изъятия, источникам уплаты и другим признакам. Классификация позволяет учесть сходства и различия налоговых платежей, особенности их установления и взимания, учета и контроля. Рассмотрим наиболее распространенные признаки классификации.

1. По способу взимания выделяют:

- прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог) – взимаются непосредственно с получателя дохода;

- косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость) путем включения в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя;

- смешанные налоги (экологический налог, земельный налог и др.) – также, как косвенные налоги, участвуют в формировании цены (в составе себестоимости).

2. По уровням государственного управления в Республике Беларусь выделяют республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК РБ либо Президентом и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Установление, введение, изменение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и дополнений в НК либо Президентом Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся (статья 8): налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; налог на недвижимость; земельный налог; таможенные пошлины и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных Советов депутатов в соответствии с НК РБ и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

3. По источнику уплаты (возмещения) выделяют:

а) налоги, сборы, уплачиваемые из выручки от реализации (косвенные налоги);

б) налоги, сборы, уплачиваемые из прибыли (дохода);

в) налоги, сборы, относимые на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг);

г) налоги, удерживаемые из заработной платы.

При рассмотрении налогообложения в Республике Беларусь будут использованы приведенные классификационные признаки.

Наши рекомендации